Первое упоминание о консоли Ouya, которое можно найти в Сети, относится к 2 июля. Тогда блог The Verge обнаружил страницу-концепт Ouya на сайте AngelList и опубликовал первые сведения о приставке. Сведений было немного, но они были достаточно интригующими, чтобы мгновенно породить волну обсуждения.
Во-первых, разработчики обещали, что Ouya (кстати, ее название произносится как Уйя) будет максимально открытой (вплоть до того, что у любого пользователя появится возможность ее взламывать; и любителей поковыряться в системе и внутренностях консоли будут поощрять, а не преследовать по суду). Во-вторых, Ouya должна стать подарком для всех разработчиков - в комплекте со всеми консолями будет поставляться набор для разработки приложений (SDK). В-третьих, в ее команде есть те, кто работал над Amazon Kindle, Jambox и даже над первой Xbox. И в-четвертых, она стоит 99 долларов и работает на базе Android.
После сенсационной находки The Verge разработчики (во главе с бывшей главой отдела цифровой дистрибуции IGN Джули Урман) предпочли отмолчаться, что подогрело дискуссию. Но их молчание было недолгим: буквально через несколько дней Ouya обнаружилась уже на сайте Kickstarter, где сейчас модно искать финансирования для абсолютно любых проектов. На нем разработчики в подробностях расписали, какую замечательную консоль для всех подряд они собираются сделать, и скромно попросили 950 тысяч долларов на то, чтобы доделать свой проект.
Уже через сутки после этого Ouya стала самой успешной новинкой в истории Kickstarter, собрав вместо заявленных 950 тысяч более трех миллионов долларов. После этого количество пожертвований уменьшилось, но за первые девять дней после старта кампании создатели консоли получили от воодушевившихся геймеров 5,4 миллиона долларов.
Новую "независимую" приставку за это время поддержали более 42 тысяч человек. Что любопытно, абсолютное большинство из них, по сути, предзаказали консоль - они перечислили разработчикам от 95 долларов, что гарантирует получение консоли, когда она выйдет. То есть в начале 2013 года (когда приставка по идее должна будет уже появиться в широкой продаже) у нее сразу будет около сорока тысяч игроков, готовых взять в руки джойстик Ouya.
Вместе с датой релиза и воззванием к геймерам на странице Kickstarter появились первые технические характеристики консоли. Сейчас известно, что Ouya будет создана на базе четырехъядерного процессора Tegra 3 (он используется в мобильных устройствах - например, в Asus Transformer Prime, Acer Iconia Tab A510, смартфоне HTC One X и гуглопланшете Nexus 7). У устройства будет гигабайт оперативной памяти и восемь гигабайт внутренней. Сами разработчики при этом говорят, что они тесно сотрудничают с компанией Nvidia, которая помогает им "разогнать" процессор, что якобы позволит играть на Ouya в достаточно серьезные игры. У консоли будут разъемы USB и HDMI и модули Wi-Fi и Bluetooth.
Отдельного упоминания заслуживает дизайн консоли, над которым работает известный европейский промдизайнер Ив Беар. Недавно, общаясь с геймерами, он рассказал о том, что по размеру Ouya будет намного меньше других современных консолей - "примерно с кубик Рубика" (классически одна сторона этой головоломки составляет примерно 5,6 сантиметров), поэтому приставку можно будет поставить "в любое место в комнате" или легко взять и унести куда угодно.
В "стандартный" комплект Ouya, кроме самой консоли, будет входить еще и геймпад, над которым также работают Ив Беар со товарищи (как именно это происходит, можно посмотреть в ролике), но с ним определенности пока значительно меньше, чем с самой приставкой. Несмотря на то, что на странице Ouya есть симпатичное изображение джойстика, о том, как он в итоге будет выглядеть, пока ничего неизвестно. В той же беседе с геймерами Беар заявил, что пока он "тестирует различные варианты", в том числе те, которые предложили представители игрового сообщества. У команды Ouya нет определенности даже в том, как будут называться кнопки на геймпаде, не говоря уже обо всем остальном. Однако Беар все-таки немного приоткрыл завесу тайны: каким бы ни был окончательный вариант джойстика, он будет а) сильно отличаться от уже существующих геймпадов, б) обладать тачпадом, чтобы облегчить управление играми, "заточенными" под сенсорное управление. А вот тачскрина на джойстике Ouya ждать не стоит.
Но ни содержание коробки, ни даже необычный джойстик не являются главными достоинствами консоли от Джули Урман и Ко. Основное преимущество, благодаря которому Ouya планирует конкурировать со своими старшими сестрами (не считая цены в 99 долларов) - это подход к тому, как для консоли будут разрабатываться и реализовываться игры. Судя по тому, что говорят создатели приставки сейчас, они планируют выпустить консоль, которая во многом будет противоположностью уже существующих Xbox 360, Wii и PS3.
Во-первых, она будет максимально открытой. К каждой консоли по дефолту будет прилагаться инструментарий разработчика, который позволит создавать приложения любого рода (как они при этом будут бороться с неизбежным наплывом недобросовестных программ, разработчики пока скромно умалчивают).
Во-вторых, руководящая проектом Джули Урман решительно пообещала, что Ouya будет лишена рекламы (не уточнив, правда, о чем именно идет речь: о рекламных объявлениях непосредственно внутри игр или о рекламе вообще).
В-третьих, основной бизнес-моделью для игр, которые станут доступны для приставки, станет free-to play во всем его многообразии. Как пообещали разработчики, во всех проектах, которые появятся на консоли, будет хоть что-то бесплатное. У одних игр, которые придется покупать, будут обязательные демо-версии. В других пользователи смогут отовариваться во внутриигровых магазинах. При этом выбирать, как монетизировать проект, будут сами создатели игр.
Правда, сведений про то, кто будет выпускать игры для Ouya, пока практически нету. Многие разработчики одобрительно высказались про консоль (в ее ролике можно заметить, например, Брайана Фарго, который сам не так давно собирал деньги на свою игру через Kickstarter, а на самой странице игры можно найти похвалы и от Нотча, и от создателя Prince of Persia Джордана Мехнера), но не стали спешить с обещаниями разработать для нее игры.
Первым и единственным, кто твердо пообещал сделать эксклюзивный проект для консоли, стал бывший креативный стратег Call of Duty Роберт Боулинг. 20 июля он анонсировал пока безымянную эпизодическую игру, которая станет приквелом основного проекта его студии - Human Element (он посвящен трудностям выживания в мире, прошедшем через зомби-апокалипсис). Как объяснил Боулинг, в Human Element будут показаны события, которые происходят через тридцать пять лет после глобального нашествия живых мертвецов, а в игре для Ouya будет рассказываться непосредственно о том, как оно происходило.
Кроме Боулинга создавать игры для Android-консоли собираются и сами ее разработчики, но они никаких планов о том, каким станет их собственный первый проект для Ouya, не раскрыли. Впрочем, Джули Урман уже намекнула, что недостатка в разработчиках приставка испытывать не будет. По ее словам, кампания на Kickstarter привлекла внимание большого количества студий и издателей, причем даже тех, которые занимаются разработкой крупных проектов. Косвенно ее слова подтверждает и то, что уже сейчас за право получить консоль с инструментарием уже в 2012 году (то есть за несколько месяцев до ее официального запуска) на Kickstarter заплатили примерно 600 пользователей.
При всех несомненных достоинствах консоли Ouya у нее есть один, но существенный недостаток. Ее пока не существует в природе. Сколько бы разработчики ни говорили про "мы практически доделали дизайн" и "у нас есть целый один работающий прототип", никаких гарантий того, что в итоге Ouya действительно станет воплощением всех обещанных достоинств, у тех, кто вложил в нее свои деньги, нет. Но уже сама попытка облегчить жизнь пользователям и разработчикам и изменить сам подход к консольным играм заслуживает определенного уважения.