Островное государство Тонга в Океании - не самое популярное место среди туристов, хотя туризм и является основой экономики королевства. В ближайшие месяцы, однако, приток иностранцев в Тонга может существенно возрасти: местные дайверы объявили, что нашли возле одного из островов останки пиратского корабля "Порт-о-Пренс", затопленного в 1806 году с полными трюмами сокровищ.
"Порт-о-Пренс" - далеко не самое знаменитое пиратское судно, однако, волею обстоятельств, его история была задокументирована. Книга, написанная одним из немногих выживших моряков с "Порт-о-Пренса", Уильямом Маринером, стала важнейшим источником по истории Тонга и до сих пор является единственным свидетельством о жизни королевства до принятия там христианства. Поэтому, в отличие от сотен кораблей, которые веками в безвестности покоятся на морском дне, а также от полумифических судов знаменитых пиратов, в существование которых верят только самые отчаянные энтузиасты, история о золотых сундуках "Порт-о-Пренса" долгое время раззадоривала кладоискателей и любителей морских легенд.
История эта и правда захватывающая. Корабль, построенный французами, в начале XIX столетия был захвачен английскими корсарами, которые в течение нескольких лет использовали его для грабежа испанских кораблей вблизи Южной Америки. Со временем судно отошло частному владельцу, который, рассудив, что морской разбой - не самый стабильный источник дохода, отправил "Порт-о-Пренс" в Новый Свет с двойным заданием: в случае, если нападения на испанцев не увенчаются успехом, команде было предписано следовать в Океанию и охотиться там на китов.
Считается, при этом, что с первой своей задачей моряки "Порт-о-Пренса" справились: согласно рассказу Уильяма Маринера, к островам Тонга судно подошло с тяжелым грузом сокровищ. Несмотря на то, что груженых золотом галеонов на своем пути пираты не встретили, в трюмах корабля за полтора года плавания скопилась добыча на много тысяч долларов золотом. Достигнув Гавайев, капитан рассчитывал подлатать потрепанное в морских стычках судно и продолжить плавание, однако заняться китовой охотой экипажу было не суждено.
29 ноября 1806 года "Порт-о-Пренс" бросил якорь возле острова Лифука, где, по словам Маринера, когда-то останавливался капитан Кук. Вечером на судно поднялась делегация от местного населения - туземцы принесли команде мясо и плоды и вообще всячески заверяли моряков в своих добрых намерениях. Однако, как выяснилось, планы у местных жителей были совсем другие. Очевидно, местный вождь Финау Улукалала II, которые в эти годы развивал внешнюю политику и пытался присоединить соседние острова, прикинул, что для решения этой задачи отлично подойдут пушки с "Порт-о-Пренса" (вооружение корабля насчитывало не менее 32 орудий различного калибра).
Когда на следующий день капитан дал команду сниматься с якоря, матросы взбунтовались: было воскресенье, и им полагался день на берегу. Воодушевленные гостеприимством, проявленным местным населением накануне вечером, полтора десятка человек из команды сели в шлюпки и отправились на остров. На "Порт-о-Пренс" тем временем начали высаживаться туземцы. Вскоре капитан получил приглашение сойти на берег, достигнув которого был до смерти забит дубинами. Та же участь постигла и взбунтовавшихся пиратов. Остатки команды пытались оборонять корабль, но их было пара десятков моряков против 300 туземцев. Из всего экипажа "Порт-о-Пренса" выжили четыре человека, в том числе и юный Уильям Маринер - он напомнил вождю его умершего сына, и Финау приказал пощадить молодого человека и даже приблизил его к себе. Следующие четыре года Маринер провел на Тонга.
А с захваченным кораблем Финау велел поступить способом, который показался ему самым разумным. Сняв с "Порт-о-Пренса" пушки, туземцы сожгли корабль до ватерлинии, тщательно собрали железную фурнитуру, а остов вместе с золотом, серебром и медью, затопили. Денег туземцы Тонга не знали, а для переплавки на оружие сокровища англичан не годились. Так что "Порт-о-Пренс", конечно, не потерянный "Чагас" и не затопленная шхуна Лафитта, но обнаружение места его гибели вполне может превратить Тонга в новую "мекку кладоискателей".
Абсолютной уверенности в том, что обломки, найденные в районе Хаано и Фоа (острова группы Хаапай в южной части Тонга), являются останками "Порт-о-Пренса", пока что нет. Да и видели их всего два человека: местный дайвер Тевита Моала, а также Дэррен Райс - владелец водолазного курорта, на территории которого Моала и обнаружил обломки. По понятным причинам, делиться подробностями своей находки Моала и Райс не спешат.
Однако сами они практически уверены, что найденное ими судно - именно "Порт-о-Пренс". По словам Дэррена Райса, в районе островов Хаапай известно всего одно пропавшее судно той эпохи. Правда, с этой точкой зрения согласны не все. Так, некоторые историки уверяют, что в XIX веке острова Тонга были одним из центров морской торговли кокосовым маслом, и в этом районе могло затонуть великое множество судов. С другой стороны, историки признают, что пик торговли начался после 1850-го года. Между тем, обнаруженное водолазами судно, скорее всего, было построено раньше: министр Тонга по делам туризма Сандра Фифита со слов Моала и Райса рассказала, что трюмы корабля обшиты медью - такой защитой от морских червей и водорослей оборудовали парусные суда, построенные между 1780 и 1850 годами.
По словам Фифиты, если найденный корабль - действительно "Порт-о-Пренс", то сокровища, скорее всего, невредимы. Речь идет об изделиях из меди, серебра и золота, в том числе подсвечниках, распятиях и потирах. Впрочем, не исключено, что желание подстегнуть потенциальных кладоискателей продиктовано должностными обязанностями министра.
Дэррен Райс, тем временем, готовит собственную экспедицию к затопленному судну. По его словам, район, в котором были найдены останки, известен сильными течениями, и за 200 лет то, что осталось от корабля и груза, могло разбросать по очень обширной территории. Первым делом Райс намеревается определить район поисков, составить карту и тщательно задокументировать все находки.
По словам Райса, погодные условия не позволят начать экспедицию до ноября-декабря 2012 года. В первую очередь нужно будет окончательно установить, что найденные останки принадлежат "Порт-о-Пренсу". "Именно это для меня главное, а не сокровища, - говорит Райс. - Если это правда 'Порт-о-Пренс', то это одна из самых важных находок в истории Тонга".