Известный актер Иван Охлобыстин возглавит высший совет партии "Правое дело", став ее идеологом. Полумертвую партию это назначение наверняка угробит, тогда как остальным поход Охлобыстина в политическую прачечную обещает немалое количество гэгов.
Иван Охлобыстин — человек разносторонний. Он и актер, и режиссер, и писатель, и креативный директор сотового ритейлера "Евросеть". А теперь еще и глава высшего совета "Правого дела", чью кандидатуру утвердил президиум федерального совета партии. Об этой благой вести лидер "Правого дела" Андрей Дунаев сообщил в твиттере.
Партия занялась поиском узнаваемого руководителя после скандальной отставки с поста лидера Михаила Прохорова. Ранее в СМИ уже появлялись слухи, что шоумен Охлобыстин может возглавить партию в преддверии выборов в Думу, но пост в итоге достался Дунаеву, тогда как Охлобыстину перепала роль манекена в партийной витрине. В соответствии с уставом, высший совет является консультационным органом, который разрабатывает рекомендации по стратегии партии. Кроме того, в задачи органа входит укрепление позиций партии на политическом поле, хотя высший совет "Правого дела" и не является руководящим органом.
Однако даже рядовым членом партии Охлобыстин стать не может. Дело в том, что "интерн" Охлобыстин до 2010 года служил под именем отца Иоанна, после чего попросил патриарха временно приостановить его полномочия. Однако даже отстраненный до лучших времен от священнослужения не вправе быть членом партии, о чем Охлобыстину накануне напомнил глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям с обществом Всеволод Чаплин.
"Все чисто. Претензий быть не может. Я не политик. Мое дело - только идеология", - ответил Чаплину сам Охлобыстин, похоже, не сильно-то и расстроенный тем, что разгуляться в роли политического деятеля не удастся. Впрочем, для человека, не отягощенного политическими амбициями, отсутствие партбилета вряд ли станет трагедией. Да и если судить по тому, что вытворял в политике Охлобыстин ранее, искушает его совсем не электоральный дьявол, а банальное желание порезвиться на фоне политической сизости.
В далеком 1999 году Охлобыстин, будучи членом экологической партии "Кедр" (зеленые), неудачно баллотировался в депутаты Госдумы РФ третьего созыва. Хождение Охлобыстина в политику оказалось для "Кедра" фатальным: артист, который входил в первую тройку избирательного списка партии, без объяснений снял свою кандидатуру за пять дней до выборов. В результате "Кедр" с выборов сняли,а председатель движения Анатолий Панфилов до сих пор поминает Охлобыстина лихом, уверенный что тот его банально продал, а политическую надежность своего бывшего союзника в интервью газете "Коммерсантъ" оценивает как "нулевую".
В 2001 году Охлобыстин был рукоположен в священники и свои эксперименты с политикой прекратил, но интереса к ней, как оказалось, не утратил. Одиннадцать лет спустя - весной 2012 года - Охлобыстин, уже будучи заслуженным шоуменом РФ, отправился в самостоятельное политическое плавание, объявил о создании партии "Коалиция небо". Соратниками актера выступили представитель движения "Общество 77" Максим Брусницын и представитель движения "Георгиевцы" Вадим Квятковский. Впрочем, сам Охлобыстин оставил за собой лишь пост духовного наставника организации. Партия до сих пор не зарегистрирована, более того, ее пока даже нет в списке организационных комитетов на сайте Минюста.
Вся партийная работа Охлобыстина смахивала не столько на осмысленную политическую деятельность, сколько на масштабный PR-перфоманс. И нет ничего удивительного, что именно пиарпроектом она и оказалась. Аналогичным образом Охлобыстин, будучи назначен на пост в "Евросети", глумился над журналистами, рассказывая про разработанные им для компании телефоны - алюминиевый "Сталкер", который "похож на телефон космодесантника в конце этого тысячелетия", и luxury-телефон "Никола Тесла", способный заряд "держать 3 - 4 месяца" (а что вы бы еще ожидали от автора сценария "ДМБ"). Смешно, принимая во внимание эту особенность отца Иоанна, читать рассуждения политологов о том, как руководство "Правого дела" ставит политический мат неискушенному дитятке Охлобыстину.
Дурить собеседников Охлобыстину не мешает даже то, что он все еще является священником Русской православной церкви в запасе. Взаимоотношения с РПЦ у Охлобыстина в меру серьезные: во всяком случае к мнению православных коллег бывший клирик Среднеазиатской епархии относится с уважением, о церкви отзывается с почтением. Декларируемое отцом Иоанном смирение, впрочем, помогает ему и в миру, срабатывая в качестве идеального предохранителя в случаях, когда политические перфомансы требуют от Охлобыстина установить конечную точку для своей выходки.
Так, попытка Охлобыстина с благословения церкви вступить в нестройные ряды кандидатов в президенты России осенью 2011 года естественным образом уткнулась в предусмотренные канонами РПЦ ограничения: в политику не ходить, в президенты не подавать. В результате все остались довольны. Охлобыстин напомнил народу о себе (банальным, кстати, способом), а РПЦ напомнила Охлобыстину об отце Иоанне. И только будущему президенту Владимиру Путину пришлось соревноваться с привычной уже системной оппозицией и политическим гомункулом Михаилом Прохоровым. Кстати, роль "свежего лица" на выборах Охлобыстин мог бы исполнить с большей страстью, чем косноязычный миллиардер.
Шоумен Охлобыстин, конечно же, редкий талантище, что позволяет ему безболезненно для себя устраивать одну буффонаду за другой. И надо сказать, что в российской политике Охлобыстин смотрелся бы как нельзя более уместно: сфера политики в России в последнее время все больше смахивает на балаган. То же «Правое дело» и партией-то назвать сложно, так, в лучшем случае политическое образование, ценность наличия которого в партийной системе легче выдумать заново. Количество подобных партий в связи с упрощением электорального законодательства будет множиться и естественно, что за отсутствием идеологии они будут поддерживаться на плаву электоральными паровозами.
Недальновидность лидеров "Правого дела", впрочем, в том, что они не осознают степень человеческой харизмы отца Иоанна. Если "Евросеть", заряженная на эпатаж скрывшимся в Лондоне Евгением Чичваркиным, шутовство Охлобыстина пережевала, то беззубому "Правому делу" такой подвиг не под силу. Так и сгинет партией шутов.