Выборы со стрельбой В Квебеке к власти пришли сепаратисты

В Квебеке впервые за последние десять лет к власти пришли сепаратисты во главе с первой женщиной-премьером Полин Маруа. Несмотря на формальную победу, правительство Маруа будет одним из самых слабых в истории провинции: ее партии не удалось получить абсолютного большинства в парламенте. В связи с этим умерла и надежда на проведение в ближайшее время референдума о независимости. При этом победа сепаратистов в любом случае грозит обострением ситуации в провинции: во время победной речи Маруа в толпе с криком "Англичане просыпаются" начал стрелять квебекский бизнесмен.

В победе Квебекской партии в действительности никто не сомневался еще до выборов, так как сепаратисты стабильно лидировали в соцопросах, хотя и с небольшим отрывом. Главный вопрос заключался в том, наберет ли партия достаточно голосов для правительства большинства или нет. В итоге партия Маруа получила 57 мест в парламенте из 125, а до сих пор лидировавшая в регионе Либеральная партия Жана Шаре - 49.

Жан Шаре. Фото Reuters

Жан Шаре. Фото Reuters

Lenta.ru

Либералы пришли к власти в Квебеке в 2003 году. Партия Шаре стремилась избегать крупных конфликтов с федеральными властями, но отстаивала автономность Квебека, когда дело касалось уголовных преступлений, вопросов экологии и здравоохранения. Находившаяся десять лет в оппозиции партия сепаратистов играла на том, что либералы якобы заняли нейтральную, нерешительную позицию и не способны бросить вызов Оттаве.

Квебекская партия не просто намерена спорить с федеральными властями, а ставит это во главу угла. Она, может, и не готова пока проводить референдум об отделении, но собирается добиваться новых прав для провинции. В частности, на повестке дня стоит введение "квебекского гражданства". Чтобы получить этот документ, будущим иммигрантам придется доказать достаточное владение французским языком - официальным языком провинции. Предполагается, что без "квебекского гражданства" житель региона не сможет претендовать на государственные должности.

На этом сепаратисты останавливаться не собираются. Они хотят добиваться самостоятельного принятия решений во внутренней и даже внешней политике: в вопросах страхования занятости, авторских прав и получения иностранной финансовой помощи. По сути Квебекская партия собирается шаг за шагом выбивать для провинции новые послабления, которые в перспективе сформируют базу для ее окончательного отделения.

При этом любой отказ Оттавы выполнять требования Квебека будет служить поводом для того, чтобы снова заявить о жажде независимости. Эту тактику в партии никто не скрывает, а напротив, ее выпячивают. "Каждый отказ Оттавы будет ярко демонстрировать, что нас никогда не признают 'особым обществом'", - настаивала лидер сепаратистов Полин Маруа во время предвыборной кампании. Маруа, которая 30 лет шла к премьерскому креслу, хорошо знает, как угодить электорату. Поддержка Квебекской партии достигала максимума, когда федеральные власти отказывались расширять права местных властей.

Квебекская партия приходила к власти дважды, зато оставалась надолго: с 1976 по 1985 год и с 1994 по 2003 год. В каждый из этих периодов сепаратисты успевали организовать референдум об отделении от Канады. Первый прошел в 1980 году. Тогда за независимость Квебека проголосовали 40 процентов его жителей. Второй - в 1995 году. Эта попытка едва не принесла провинции независимость. Явка тогда составила 90 процентов, и 49,6 процента из них выступили за суверенитет. Главная цель партии состоит в полной независимости Квебека. При сепаратистах был принят основополагающий для провинции документ - Хартия французского языка. Этот закон защищает статус французского как официального в Квебеке.

Впрочем, сейчас сепаратистам далеко до своих рейтингов популярности в лучшие времена. По последним данным, идею о независимости Квебека поддерживают только 28 процентов населения. А в начале 90-х таких людей было в два раза больше. Чтобы не ограничивать электорат радикальными сепаратистами, Маруа заверяла во время избирательной кампании, что навязывать референдум об отделении не будет. Такое желание должно исходить от народа.

На рейтинге либералов перед выборами особенно негативно сказались полугодовые студенческие протесты из-за повышения платы за обучение. Студенты целый семестр устраивали акции протеста, погромы и драки с полицией. Они ходили голыми по улицам Монреаля, закидывали дымовыми шашками метро и не давали учиться даже тем, кто этого действительно хотел и послушно приходил на занятия в колледж. Сыпались угрозы физической расправы, как в адрес политиков, так и в адрес студенческих лидеров. Пообещав остановить рост платы за образование, Маруа еще больше расположила избирателей к себе.

Победа сепаратистов спустя столько лет в оппозиции, да еще и во главе с первым в истории провинции премьером-женщиной преподносилась как настоящий триумф. Правда, ее омрачили первые тревожные сигналы, свидетельствующие о существующей напряженности в обществе. Во время победной речи Маруа в толпе ее сторонников началась стрельба.

Не успела политик договорить, как охранники неожиданно для всех схватили и увели ее со сцены. Понять, что происходит, не успел никто: ни журналисты, ни зрители, ни сама Маруа. Через несколько минут представитель партии вышел на сцену и, пытаясь не провоцировать панику, объяснил, что перед зданием началась стрельба, но стрелявший уже задержан и никто не пострадал. Люди начали поспешно расходиться, а тем временем на сцену поднялась сама Маруа и попросила людей спокойно покинуть помещение.

После нее на сцене появилась полиция. Выяснилось, что одного человека застрелили, другого ранили, а третьего доставили в больницу в состоянии шока.

Ричард Бейн. Кадр телеканала TVA

Ричард Бейн. Кадр телеканала TVA

Lenta.ru

Стрельбу устроил 62-летний мужчина в черной балаклаве и синем банном халате, который оказался местным англоговорящим бизнесменом по имени Ричард Бейн (Richard Bain). С 2009 года он начал вести в Квебеке бизнес, связанный с рыболовством и охотой. Насколько успешно шли его дела, неизвестно, но о банкротстве речи не было. Он даже планировал расширяться, но не получил лицензию от правительства Квебека. Не исключено, что именно это спровоцировало его, однако утверждать это наверняка пока никто не берется. Соседи говорят, что он хорошо знал французский и не жаловался на то, что ему приходится вести дела на этом языке.

В момент задержания Бейн кричал: "Англичане просыпаются". По иронии судьбы стрельбу он начал именно в тот момент, когда Маруа говорила о поддержке англоязычного населения Квебека. Таким образом, она пыталась успокоить тех, кто испугался планов сепаратистов о введении драконовских языковых законов. Квебекская партия собиралась закрывать англоязычные школы и вводить ограничения для фирм, ведущих делопроизводство на английском языке. Некоторые бизнесмены даже говорили о возможном отъезде из провинции, если все это воплотится в жизнь.

Свои соболезнования в связи со стрельбой выразили и новые местные власти, и федеральное правительство. Не исключено, что этот случай впоследствии только сыграет на руку сепаратистам. Они требуют, в частности, сохранить на территории провинции данные о владельцах оружия, тогда как Оттава собирается удалять реестры по всей стране.

Как теперь будут строиться отношения федерального правительства и сепаратистов из Квебека, пока неизвестно. Что они будут непростыми, понятно уже сейчас. Сможет ли Либеральная партия противопоставить что-то Квебекской партии, остается под вопросом. Жан Шаре, лидер Либеральной партии с 1998 года, объявил, что с этим поражением завершает 28-летнюю карьеру во власти. Никакого очевидного сильного преемника он себе не подготовил, но смог оставить своей партии достаточное количество мест в парламенте для политической борьбы.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше