В Саратовской области - на родине куратора внутренней политики России Вячеслава Володина - 14 октября 2012 года состоятся выборы в областную думу. Единоросы намерены победить во всех 22 одномандатных округах и набрать больше 50 процентов голосов по спискам. Это обеспечит им, как минимум, 36 из 45 мест в новой облдуме. В гонке принимают участие 14 партий; правда, половина из них - спойлеры, у которых нет ничего, кроме выгодных первых мест в избирательных бюллетенях. Члены реально участвующих в гонке партий рассуждают не столько о шансах на победу, сколько о том, как противостоять подтасовкам при подсчете голосов.
Саратовский государственный медицинский университет, в аудитории человек 40 - интерны и ординаторы. Перед ними выступает Михаил Шаповалов - координатор Саратовского объединения избирателей (СОИ). Эта организация была стихийно создана в начале 2012 года для наблюдения за ходом выборов. Шаповалов убеждает аудиторию, что выборы в саратовскую облдуму 14 октября - это интересно и важно. Цитирует Конституцию, напоминает, что Владимира Путина реально поддержали лишь 40 процентов зарегистрированных избирателей, потому что масса людей президентскую гонку проигнорировала. Шаповалов угрожает: явка в Саратове составит, по прогнозам, около 20 процентов, а значит, выбранная дума не будет представлять интересы реального большинства населения.
Шаповалову хлопают, его за кафедрой сменяет активист СОИ, преподаватель истории Антон Наумлюк. "Вы же прекрасно знаете, как это делается. Вас, как баранов, соберут, раздадут открепительные и повезут голосовать в какой-нибудь Балашов", - говорит он собравшимся, и в аудитории устанавливается просто мертвая тишина. О подобной практике слушающим явно известно. Всего в Саратове около 100 тысяч студентов - и власть прежде использовала этот серьезный ресурс по полной. Автобусы, набитые молодыми людьми с открепительными, массово ездили по городу, а то и по области в день выборов. Сейчас, вроде как, от этой практики планируют отказаться. Дело в том, что студенты немного осмелели - на президентских выборах голосовали не всегда за того кандидата, за которого им велели.
"Приходите на выборы! Вот вы как думаете - от вашей явки что-то изменится?" - "Нет!" - хором отвечает аудитория. Наумлюк начинает доказывать, что это не так. И что даже при явке хотя бы в 50 процентов результаты сфальсифицировать будет значительно сложнее. Зовет желающих быть наблюдателями. "За это платят?" - тут же раздается вопрос. Ответ отрицательный, и тот же голос жалобно переспрашивает: "Ну хотя бы кормят?" Наумлюк обещает, что и накормят, и любую помощь окажут. К концу лекции аудитория уже полностью лояльна и расхватывает брошюры СОИ. Но все равно - далеко не факт, что каждый из тех, кто там был, отправится 14 октября хотя бы просто голосовать.
В том, что результаты выборов в Саратовской области будут сфальсифицированы, не сомневается практически никто из участников политического процесса. Ну разве что представители "Единой России" и губернатора Валерия Радаева - одного из самых верных сподвижников куратора внутренней политики России, саратовца Вячеслава Володина.
За день до лекции СОИ проводит встречу, куда приглашены представители всех 14 участвующих в выборах партий. Явились представители семи. В "Единой России" сослались на занятость; остальные партии - спойлеры. Кампаний они не ведут, зато занимают выгодные места в избирательных бюллетенях. Первые в нем - "Коммунисты России", третьи - "Коммунистическая партия социальной справедливости". Среди местных политологов считается, что они могут отнять процент-другой за счет тех невнимательных избирателей, которые перепутают их с КПРФ и "Справедливой Россией".
"Я пытался все эти партии найти, - оправдывается активист, отвечавший за приглашение. - Где трубку не берут, один раз вообще в квартиру позвонил, там какой-то пьяный мужик говорит, типа, не мешай, я ужинаю". Большинством голосов собрание принимает решение "продолжить розыски оставшихся партий с целью донесения до них положений манифеста СОИ". Манифест - это документ, принятый в итоге с незначительными правками. В нем партии призывают всех участников выборов не нарушать закон и не подтасовывать результаты. Договариваются создать на ночь выборов общий штаб и пресс-центр. В целом, все конструктивно, не считая отдельных предложений вроде немедленного формирования комитета борьбы с "Единой Россией".
Михаил Шаповалов потом говорит мне, что задача СОИ, саратовского отделения организации "Голос" и проекта "Гражданин наблюдатель" - закрыть наблюдателями все избирательные участки в области. При этом признает, что задача трудновыполнимая. Разочарование от бессилия после президентских выборов огромное, плюс на наблюдателей давят. "В СОИ обратился член участковой комиссии, у которого есть друзья - студенты юридической академии, тоже наблюдатели. Их вызвала к себе администрация вуза и не вполне законными, скажем так, методами вынудила от наблюдения отказаться", - рассказывает Шаповалов. Он сам юрист - и преподает в академии. Шаповалов надеется, что 14 октября в Саратов приедут наблюдатели из Москвы, соседнего Волгограда и других регионов. Если областной центр независимые наблюдатели еще закрывают, то в райцентрах, в том числе крупных, таких, как Балашов или Балаково, людей откровенно не хватает.
Выборы в Саратовскую облдуму - фактически главные этой осенью для воссозданной в 2012 году партии "РПР-Парнас" (их поддерживают активисты "Демвыбора" и только создающейся сейчас "Гражданской платформы"). Первый номер в списке - "паровоз" Владимир Рыжков (он сейчас больше занят подготовкой к выборам в барнаульскую гордуму, но скоро приедет и в Саратов), второй - известный предприниматель Аркадий Евстафьев, соратник и приятель Михаила Прохорова с богатой биографией. В нее уместились и знаменитая коробка из-под ксерокса на президентских выборах 1996 года, и руководство предприятием "Мосэнерго". В Саратовской области у Евстафьева разнопрофильный и довольно успешный бизнес.
В самом штабе "РПР-Парнаса" - пачки напечатанных листовок (главный лозунг: "Пора менять эту власть"), постоянный аврал, суета и стихийные совещания. "Твою мать, ну что за идиотизм, - раздается возглас. - Для того, чтобы попасть в телевизор на дебаты, председатель отделения партии должен сам себе выписать доверенность, что он председатель отделения партии. И заверить - иначе в эфир не пустят". "Дебаты в прямом эфире будут?" - интересуюсь с мыслью, что надо бы поглядеть. Сотрудники штаба на меня смотрят как на блаженного. "Ты что, из Канады приехал?" - спрашивают.
Евстафьеву эта кутерьма, похоже, даже нравится - в штабе он проводит почти все свое время. "У нас многое получается, - говорит он мне. - Нашли группу очень хороших активистов-помощников, стараемся". Евстафьев говорит, что "РПР-Парнас" - самая оппозиционная и одновременно самая конструктивная партия на этих выборах. "Мы знаем, как решать проблемы ЖКХ, и требуем обоснованных тарифов, мы знаем, что нужно, чтоб бизнес развивался, - перечисляет он. - Да и "пора менять эту власть" - удачный слоган". В штабе признают, что даже одно из 45 мест в облдуме будут рассматривать как успех (нужно набрать пять процентов голосов), и это место, конечно, для Аркадия Евстафьева.
Партия уже столкнулась с административным давлением. Сотрудница штаба позвонила в фирму, размещающую рекламу на городском транспорте. Там ответили, что возьмут их рекламу только с письменного разрешения лидера "Единой России". "Дмитрия Анатольевича Медведева?" - уточнила сотрудница. В фирме надолго задумались, а потом выдали, что речь идет о разрешительном письме губернатора Саратовской области Валерия Радаева. В областном правительстве, разумеется, говорят, что о таких разрешениях главы области впервые слышат. Обзвон транспортных предприятий, тем не менее, показал, что беспрепятственно размещать рекламу в маршрутках и автобусах может только "Единая Россия". Аналогичная ситуация - с "Почтой России". Листовки по ящикам разбрасывают добровольцы.
На президентских выборах в марте отдельные районы области давали за Путина 93-94 процента. "Единая Россия" - немного скромнее: она лишь хочет победить во всех 22 одномандатных округах и набрать больше 50 процентов по спискам. То есть занять, как минимум, 36 из 45 кресел в облдуме (выборы проводятся по сложной схеме: помимо общеобластных партийных списков есть еще и списки по каждому из округов). Руководит штабом партии еще один ближайший сподвижник Володина - депутат Госдумы Николай Панков. К сожалению, ни у кого из руководства партии не нашлось времени встретиться с "Лентой.ру". "Понимаете, сейчас же вовсю агитация, все в районах, буквально в полях", - объяснял мне пресс-секретарь регионального отделения единоросов Илья Афанасьев.
Сам Володин за малой родиной следит, но, в основном, издалека. Однако как-то раз взял однодневный отпуск и приехал в город Балашов - открыть вместе с губернатором Радаевым новый бассейн. На здании, разумеется, написано, что бассейн - подарок "Единой России" горожанам. Это вообще распространенная здесь форма агитации: все хорошее и новое - от дорожной развязки до физкультурного комплекса - возникло благодаря партии. Над этой формой агитации уже даже смеются в интернете. Памятник Николаю Чернышевскому снабжен на карикатуре подписью "Стоит благодаря "Единой России", консерватория "играет благодаря "Единой России", идущие мимо этих саратовских достопримечательностей люди тоже делают это при поддержке партии.
В первой тройке списка "Единой России" Радаев, глава Саратова Олег Грищенко и начальник областного управления Пенсионного фонда РФ Владимир Капкаев (первые двое в облдуму, разумеется, не пойдут). В окружных списках тоже есть "паровозы". Например, депутат Госдумы Ольга Баталина, прославившаяся тем, что вела массовые митинги сторонников Путина в "Лужниках" и на Манежной площади. Председатель Общественной палаты области Александр Ландо сумел пролоббировать поправки в закон, согласно которым он сможет совмещать общественную деятельность с депутатской - и поэтому он тоже в списке.
Однако самые сильные кандидаты от партии пойдут все же в одномандатных округах. Я сижу в приемной одного из них - Леонида Писного. Для него это уже четвертые прямые выборы (первые три кампании были успешными). Он глава одного из крупнейших строительных предприятий в области, самый виртуозный матерщинник региона и политик от бога. Писной - не совсем обычный единорос; к примеру, в его приемной лежит для всех желающих пачка оппозиционных газет. В одной из них - статья про последнее заседание облдумы предыдущего созыва, которая начинается со слов "Не сочтите сказанное за экстремизм". Да и громкая критика со стороны товарищей по партии для Писного обычное дело - слишком уж разные люди ради карьерных и иных амбиций оказались в саратовском отделении единоросов.
Писной разговаривает по трем телефонам сразу: по одному у каждого уха и третий - на громкой связи. Он одновременно решает производственные и предвыборные вопросы. "А я, бл*дь, сказал - будем улучшать!" - говорит Писной, и непонятно - то ли это о планировке квартир, то ли о жизни избирателей. Потом звонит в администрацию города и устраивает выволочку какому-то чиновнику за то, что у восьми семей в одном из домов в его округе давно нет горячей воды ("Возьму съемочную группу, приеду, всех вы*бем!"). Он немного раздражен, что округа в этот раз нарезали иначе - и к его родному Кировскому району Саратова, где он знает всех, а все - его, добавились фрагменты двух других. Тем не менее, на вопрос о конкурентах отвечает пренебрежительно: "Да какие там конкуренты". Потом, правда, добавляет: "Серьезный конкурент - любой, кто серьезно проблемами округа будет заниматься". Партийную риторику Писной не любит: "Я иду в облдуму, чтобы заниматься тем, что знаю в совершенстве - строительство, тарифы, бюджет". Оппозицию он тоже не любит и считает, что без нее в облдуме было бы проще. "Надо работать так: если человек профессионал и отвечает за конкретный блок проблем, его надо слушать, из какой бы партии он ни был. А если идет просто сотрясение воздуха из чувства противоречия - да нах нужна такая оппозиция".
Писной пускается в рассуждения, что коммунисты после революции были, в общем-то, правы, избавившись от политических оппонентов. "С другой стороны, и ошибок они наделали из-за этого, - останавливает он сам себя, а затем резюмирует: - В общем, вот так и корячимся между политической монополией и демократией".
Выхожу из здания и встречаю на крыльце известного (и очень громогласного) саратовского правозащитника Григория Ахтырко. Он тоже баллотируется в облдуму - от "Яблока", где-то в Заволжье - степной части области. "Эх, вот раньше были выборы. А сейчас повывелись все, мелкотравчатые стали", - тоскует Ахтырко.
На оставшиеся места в облдуме реально претендуют КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия" и "Яблоко". Коммунисты рассчитывают лишь на пять мест в облдуме. Дело в том, что их позиции в регионе никогда не были прочными. В 1990-е годы губернатор Дмитрий Аяцков - вернейший сторонник Бориса Ельцина - гнобил КПРФ даже успешнее, чем это происходило на федеральном уровне. А затем настали нулевые - и вместе с ними время господства партии власти. Плюс в саратовском КПРФ происходит смена поколений: прежние лидеры обкома Валерий Рашкин и Ольга Алимова заседают в Госдуме.
"Честных выборов не будет, - говорит первый секретарь горкома КПРФ Александр Анидалов. - Уже сейчас, например, выходов на областные телеканалы у нас просто нет, не пускают. С другой стороны, наши люди - самые лучшие в плане идеологической подготовки. Ходим, агитируем. Газеты выпускаем, листовки раздаем". Самого большого успеха саратовская КПРФ добилась в декабре в городе Балаково. Пока единоросы - сторонники экс-губернатора Павла Ипатова и единоросы - сторонники Володина отчаянно ругались между собой, коммунисты использовали этот скандал, провели массированную кампанию и набрали 32 процента. Повторить этот результат в масштабах области едва ли возможно.
"Справедливая Россия", напротив, амбициозна. Она претендует на шесть мест в думе (федеральное руководство настаивает на восьми). Лидер ее молодежного отделения и кандидат по первому одномандатному округу Алексей Плотников рассказывает, что эсеры сделали ставку на те регионы России, где им противостоят демонически сильные противники. Это Краснодарский край во главе с Александром Ткачевым и Саратовская область, где тень Володина начинает мерещиться всюду после прочтения местных газет. "К нам политтехнологи уже приезжали, говорят: хватит ныть. В Краснодарском крае вон на оппозиционных кандидатов уголовные дела заводят, а вы тут Володиным оправдываетесь", - рассказывает Плотников. Сам он в своем округе чуть ли не поквартирный обход устраивает - рассказывает о себе и своей программе: "Один раз позвонил в дверь, так там мужик с газовым пистолетом выбежал. Но ничего, поговорили, толковый оказался". Список "Справедливой России" возглавляют известные в области предприниматели Зинаида Самсонова и Виктор Тюхтин - оба раньше уже были депутатами облдумы.
ЛДПР рассчитывает на два места по областному списку и на нескольких одномандатников. "При честных и даже нечестных выборах имеем шансы побороться", - говорит заместитель координатора саратовской ЛДПР Николай Асафьев. Правда, он признает, что это очень оптимистичный план. "Мы к административному давлению уже привыкли. То, что в других регионах считается дикостью, у нас в порядке вещей", - говорит Асафьев. Он вспоминает, как на президентских выборах его забрали в полицию, которую он же и вызывал на избирательный участок, чтобы зафиксировать вброс. Как на другом участке открыли урну для голосования, высыпали для подсчета бюллетени - и тут же вбросили минимум 200 штук. Как председатель участковой комиссии порвал на мелкие кусочки и выбросил заполненный под давлением наблюдателей протокол - результаты не соответствовали его ожиданиям. Как в другой участковой комиссии работала целая семья - муж, жена и их сын. Вместе и вбрасывали.
Успехи саратовского "Яблока" в целом коррелировали с тем, что происходило с партией на федеральном уровне. Поэтому в ХХI веке региональное отделение партии в думу не проходило. Сейчас его глава Дмитрий Коннычев надеется хотя бы на одно место. "У меня серьезные шансы в моем одномандатном округе, - утверждает он. - Я баллотируюсь в районе, где всю жизнь прожил в обычной многоэтажке. Деньгами мы заряжены не сильно, поэтому иду по дворам, сам агитирую. На прессу надежды особой нет - там нам место выделяют со спичечный коробок размером". Коннычев надеется на то, что жители его Октябрьского района не примут "варяга" от "Единой России" - директора окраинного рынка в Солнечном поселке Альберта Старенко. Довольно сильный кандидат от ЛДПР Владимир Фадеев снят за неправильно поданные документы. Сейчас идет суд по снятию самовыдвиженца Юрия Алферова (он считается близким к "Единой России" и может отнять голоса у Старенко). Правда, остается еще очень сильный кандидат от КПРФ - Александр Гришанцов.
Округ №4, где баллотируется Коннычев, считается одним из немногих интересных, потому что там можно победить кандидата от "Единой России". Есть еще такой же округ №1, это центральный район Саратова - Волжский. Здесь от ЕР идет малоизвестный экономист Алексей Мазепов, а противостоит ему выдвинутый от КПРФ очень яркий политик Вячеслав Мальцев. Его лет на пять перед этим вычеркнули из большой областной политики, и он очень хочет вернуться. Скандал и эпатаж - родные стихии Мальцева, он ведет массированную кампанию, в которой задействованы автомобили с портретом кандидата в образе то ли супермена, то ли терминатора, уличные музыканты и просто люди, которые ходят по улицам и вслух за него агитируют. На здании городского речного вокзала появилась примерно 20-метровая растяжка "Накажи жуликов и воров - выбери Мальцева". Она провисела с утра до пяти вечера, потом приехали работники МУП "Центр размещения рекламы" и обрезали растяжку. Осталось "в - выбери Мальцева". Потом сняли и это, история попала в прессу, над ней хохотал весь город.
По городу ходят разговоры, что первый округ может стать единственным, отданным оппозиции. Интрига возможна в двух балаковских округах - местные единоросы так и не помирились. Победа кандидата не от "Единой России" в любом оставшемся одномандатном округе будет сенсацией. Согласно предвыборному рейтингу, опубликованному в журнале "Общественное мнение", у "Единой России" почти 53 процента. Что, отметим, полностью соответствует ожиданиям этой партии. И как следствие - рейтинг не вызывает доверия у всех остальных политических сил.