Эффективный исполнитель

Бывший министр обороны Анатолий Сердюков глазами СМИ и экспертов

Скандал с мошенничеством в "Оборонсервисе", развернувшийся в конце октября 2012 года, привел к отставке министра-долгожителя Анатолия Сердюкова, возглавлявшего Минобороны с 2007 года. Придя в министерство без опыта службы в вооруженных силах, бывший глава Федеральной налоговой службы начал крупнейшую в российской истории реформу армии, неоднозначно встреченную обществом. Сердюкова критиковали за непонимание военной службы и необоснованные сокращения среди офицеров, но несмотря на это весной 2012 года он вошел в состав кабинета министров Дмитрия Медведева. 6 ноября 2012 года президент Владимир Путин объявил об отставке Сердюкова и о том, что во главе Минобороны его сменит губернатор Московской области Сергей Шойгу. "Лента.ру" предлагает вспомнить, что о первом в России "гражданском" министре обороны писали СМИ и говорили эксперты.

Министр-менеджер

Доклад посла США в России Уильяма Бернса, 6 апреля 2007 года (опубликовано проектом WikiLeaks):

Высшие чины Минобороны отмечают, что у нового "гражданского" министра не было допуска к государственной тайне, некоторые описывают его как "мебельщика". Тем не менее, опыт Сердюкова на посту руководителя Федеральной налоговой службы, отличающий его от предшественника, сможет помочь новому министру привести в порядок расшатанную систему контроля за финансами в Минобороны. Будучи эффективным менеджером, Сердюков не рассматривается как инициатор масштабных реформ.

Еженедельник "Профиль", выпуск от 18 февраля 2008 года:

Сердюков, демонстративно не вмешиваясь в дела повседневного управления войсками и оперативно-стратегического планирования, разумно предоставил эти сферы военным-профессионалам, а сам решительно взялся за наведение порядка в организационных и планово-экономических вопросах военного ведомства. При этом новый министр продемонстрировал небывалую доселе требовательность и въедливость. В результате в короткий срок он сумел так "построить" генералов и нагнать на них столько страху, что ничего подобного не припоминают даже старожилы Министерства обороны.

Источник издания "Русский репортер" в центральном аппарате Министерства обороны, 30 октября 2012 года:

Он (Сердюков - прим. "Ленты.ру") исполнитель. И он ни на метр не отходил в сторону. И сейчас он искренне не понимает, что за претензии к нему предъявляются. Ведь он ­делает ровно то, зачем его поставили. Он с Кремлем буквально каждое свое действие согласует, как ученик.

Газета "Труд", выпуск от 19 января 2011 года:

В августовской войне 2008 года с Грузией наша армия была еще "советской" - медленной на подъем, с архаичной структурой управления. Теперь ситуация изменилась. В Сухопутных войсках вместо дивизий, способных выдвинуться по тревоге к месту боевых действий не ранее чем за сутки, созданы мобильные бригады с временем приведения в боевую готовность один час.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью Владимиру Познеру, 4 июня 2012 года:

Я считаю, что министр Анатолий Сердюков, что бы там ни говорили и как бы ни критиковали, - успешный министр, и за последние четыре-пять лет в смысле реформирования системы Министерства обороны он сделал так много, как никто другой до него.

Игорь Коротченко, член Общественного совета при Минобороны, главный редактор журнала "Национальная оборона", 21 мая 2012 года:

[Сердюков] является наиболее эффективным руководителем среди всех силовиков. Во-первых, именно при Сердюкове мы выиграли войну с Грузией при примерном равенстве группировок и относительно равной технической оснащенности, ведь грузинская армия была отлично подготовлена и вооружена США. Во-вторых, он начал системную борьбу с коррупцией. В целом, Сердюков показал себя как эффективный министр.

Александр Гольц, заместитель главного редактора "Еженедельного журнала", член федерального политсовета движения "Солидарность", 21 мая 2012 года:

Я чрезвычайно положительно отношусь к переназначению Сердюкова [на пост министра обороны в мае 2012 года], так как он является главной движущей силой реформы вооруженных сил. Сердюковские реформы - это разрыв с тем, что называется российской военной культурой, разрыв с массовой мобилизацией, разрыв с мнением, что оборону можно осуществлять, только призвав несколько миллионов человек.

Неоднозначный реформатор

Депутат Госдумы от КПРФ Виктор Илюхин ("Независимая газета"), 10 сентября 2008 года:

События на Кавказе еще раз подтвердили, что реформа Вооруженных сил России, о которой политическое руководство страны твердит почти 20 лет, так и не состоялась. Вооруженные силы России измотаны некомпетентным руководством. На посту министра обороны, в руководстве министерства мы хотим видеть не случайных людей, а профессионалов.

Директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин, "Свободная пресса", 20 сентября 2012 года:

Действия руководства Вооруженными силами, к сожалению, непоследовательны и не всегда продуманны. Минобороны и Генштаб что-то заявляют, а потом выясняется, что не предусмотрено множество важных нюансов. Приходится отступать и все переделывать. Мы то хотим укомплектовать армию полностью контрактниками, то решаем, что нам это не подходит. То увольняем десятки тысяч офицеров, то решаем, что нам их не хватает. Так теперь вышло и с бригадами постоянной готовности.

Политолог Сергей Марков в беседе c изданием Life News, 6 ноября 2012 года:

Перед Сердюковым было поставлено две основные задачи: это военная реформа и распродажа огромных резервов Министерства обороны, причем без коррупционной составляющей. Мы видим, что со второй задачей его команда не справилась. Сергей Шойгу безусловно справится с этой должностью, он справится и с более высокой должностью. Его назначение - это некоторое спасение.

Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник запаса, 21 мая 2012 года:

Сердюков приносит только вред. Он разрушает вооруженные силы как систему, уничтожает основные элементы, разведку, военную науку, систему управления, военное образование. При нем Грузия совершила нападение на нас, и это в заслугу не поставишь. Это значит, что грузины были уверены, что боеспособности никакой, разведки никакой. К тому же коррупция выросла на порядок с его приходом.

Военный обозреватель Владислав Шурыгин для "Накануне.ру", 29 октября 2012 года:

Масштабы воровства, которые при Сердюкове возникли в Министерстве обороны, стали бросать тень не только на Сердюкова лично, но и на всю команду, к которой он принадлежит. Видимо, все-таки принято решение избавиться от человека, тем более что он явно показал, что не в состоянии достигать результата.