В начале декабря губернатор Ставрополья Валерий Зеренков на заседании местного совета по вопросам межэтнических отношений объявил о намерении принять у себя в регионе, по программе переселения соотечественников, казаков-семиреков - из Киргизии и Казахстана. Заявление Зеренкова совпало с проведением в Бишкеке первого с дореволюционных времен круга Семиреченского казачьего войска, на котором был выбран единый атаман - Геннадий Баженов. Ему, видимо, и предстоит заняться переселением в Россию своих соплеменников и единоверцев.
На задворках империи
Семиреченское казачье войско появилось на свет на пике территориальной экспансии Российской империи в Средней Азии. В 1864 году русскими войсками генерала Черняева был взят Чимкент, в 1865-м - Ташкент, в 1866-м - Ходжент и Джизак, в 1868-м - Самарканд. В том же 1868 году Кокандское ханство фактически попало в зависимость от России, которая вышла непосредственно к границам китайских владений. Киргизские и казахские племена, подчиненные ханству, начали переходить в российское подданство еще раньше, и в 1867 году, вслед за Туркестанской - в составе Туркестанского генерал-губернаторства - была образована Семиреченская область (ныне это территория Киргизии и Казахстана). А заодно с ней и одноименное казачье войско, для чего из Сибирского казачьего войска были выделены 9-й и 10-й полковые округа. Первым атаманом Семиреченского казачьего войска стал Герасим Колпаковский. Семиреченским казакам были дарованы все права и привилегии сибирских казаков.
Семиреченские казаки участвовали в Хивинском походе 1873 года, Кокандских походах 1875 и 1876 годов, Первой мировой войне. Что касается отношений с местным населением, которое на протяжении всего периода с середины XIX века до революции 1917 года периодически бунтовало, то, как писали "Донские областные ведомости" в 1913 году, "казаки как-то умели ужиться с кочевниками и даже с некоторыми побрататься и породниться; вероятно поэтому боявшиеся и ненавидевшие 'руссов' азиаты относились с большим уважением к казакам, несмотря на отобранную землю и нарушения юридических и общественных прав завоевателями".
К 1916 году казачье население Семиречья составляло более 45 тысяч человек. Если первоначально войско состояло из сибиряков, то со временем оно стало пополняться кубанцами, донцами и яицкими казаками, которые приезжали в Семиречье осваивать новые земли, охранять торговые пути из Китая и держать в покорности местное население. Революцию местные казаки встретили еще более враждебно, чем прочие представители этого сословия. Интересно, что самым известным атаманом, чья деятельность была связана с Семиречьем, является Борис Анненков - он же Черный барон, прозванный так за жестокость, проявленную по отношению к большевикам и тем, кто им сочувствовал. Вот только Анненков был атаманом Сибирского войска, просто действовал на территории Семиречья, а основу его армии составляли местные казаки. Они продолжали борьбу с большевиками до последнего - всполохи Гражданской войны затихли здесь только после 1922 года.
С окончанием войны большинство семиреченских казаков бежало в Китай, где они основали русскую общину. Последний атаман войска, Александр Ионов, после Китая попал в Новую Зеландию, затем жил в Канаде и в США, где и скончался в 1950 году (Анненкова из Китая выкрали чекисты, и в 1927 году он был расстрелян). Оставшиеся казаки были подвергнуты репрессиям (приказ о ликвидации Семиреченского казачьего войска был издан еще 3 июня 1918 года, впоследствии сам термин "семиреченский казак" был выведен из обращения, от чего убереглись, например, донские или кубанские казаки), частично - мобилизованы на борьбу с басмачеством и расселены подальше от своих станиц. Те, кто пережил 20-30-е, постепенно смешались с прочим русско-, а зачастую и нерусскоязычным населением, чтобы напомнить о себе только в 1990-м.
Великое казачье многообразие
После создания в 1990-м году Союза казаков России всевозможные казачьи движения начали множиться на территории агонизирующего СССР с пугающей быстротой. Не остались в стороне от этого поветрия и семиреченские казаки. Поначалу они действовали консолидировано, но с распадом Союза процессы пошли параллельными курсами - в Киргизии и Казахстане соответственно, где, как и у каждого из постсоветских государств, были свои законы и правила регистрации общественных объединений. В 1993 году в Бишкеке был официально зарегистрирован "Казачий культурно-экономический центр", который объединил местных казаков или лиц, называвших себя таковыми. В 2006 году была зарегистрирована общественная организация "Союз казаков Семиречья в Киргизии", ставшая таким образом наследницей казачьего войска. В настоящее время "Союз" насчитывает около 12 тысяч семей, в том числе 1800 "активных" казаков - ими считаются, по всей видимости, те, кто знает, как следует обращаться с шашкой или нагайкой.
В Казахстане с казаками все обстоит намного сложнее - в последние годы там царит настоящая междоусобица. С 90-х годов там существовала "Ассоциация русских, славянских и казачьих общественных объединений", затем возник "Союз казачьих объединений Казахстана" и еще несколько более мелких организаций подобной направленности. Потом дала о себе знать некая "Семиреченская казачья община", она же "Союз казаков Семиречья", которая вроде как была основана еще в 1992 году, но в 2005 прошла перерегистрацию и стала претендовать на доминирующее положение в казачьей "тусовке". Помимо этого, есть еще и некоторое количество региональных казацких общин, каждая из которых, надо полагать, имеет свой взгляд на перспективы возрождения Семиреченского войска.
"Союз казаков Семиречья" (СКС) входил в Координационный совет русских, казачьих и славянских организаций Казахстана (признавший президента Нурсултана Назарбаева "почетным Верховным Атаманом Союза казачьих общественных объединений Казахстана, олицетворяющим собой знамя казачьего народа"). Однако в 2010 году СКС покинул Координационный совет из-за каких-то невнятных скандалов вокруг казачьего знамени. Внутренняя документация различных казачьих сходок пестрит казенными формулировками "довел до сведения делегатов и гостей", "заострил внимание на деятельности" и так далее. В препирательствах местных казаков, которые то и дело "расказачивают" друг друга, обвиняют в мошенничестве и неуважении к традициям, сам черт ногу сломит. Некоторые выдержки из протоколов заседаний казацких общин не поддаются логическому анализу: "Неоднократные звонки председателю Кошевому С.А. с угрозами и выражению нецензурной бранью с переходом на личности, в том что, председатель культурного центра вместе с казаками является быдлом и алкашами" (из решения "Алматинского областного национального культурного центра казаков Жетысу" выйти из Союза казаков Казахстана от 30 октября 2012 года).
За свои принципы и должности в казачьей иерархии местные "атаманы", "полковники" и "войсковые старшины" грызутся с такой яростью, что, кажется, речь идет ни много ни мало о распределении должностей в лукасовской Империи. Вот выдержка из отчета о заседании расширенного атаманского совета в помещении торгпредства России в Астане в 2010 году (орфография и пунктуация оригинала): "Пришел Захаров Ю.Ф. именующий себя 'верховным атаманом' и прочие и прочие со товарищи Шихотов, Машканцев и еще несколько человек охранников рынка из Петропавловска. Собравшиеся на совет атаманы отказались в пускать Захарова и его людей однако потом уважая решения атамана степного края Шишкина Г.И. который попросил пропустить одного Захарова Ю.Ф, который войдя в помещение со скандалом подошел к стоящему в стороне и снимающему все происходящие на камеру подъесаулу Борсуку В. неожиданно ударил его в левую сторону груди, где находились государственные и казачьи награды. От неожиданного удара казачий крест переломился надвое, а медаль за выслугу лет покатилась на пол. Видя возмущение казаков и чтобы не допустить еще большего скандала представитель торгпредства России попросил провести совет другом месте".
В преддверии казачьего круга, проведение которого было намечено на 2 декабря в Бишкеке и где ожидалось объединение семиреченских казаков, "Союз казаков Семиречья" (он базируется в Алма-Ате, который в своих документах казаки до сих пор именует дореволюционным названием "Верный") выступил с предупреждением: "2-ого декабря ВОР Баженов со товарищи пытается собрать под эгидой казачьего круга воровскую сходку. Всех казаков предупреждаем, что все кто примет участие в этой воровской может замарать свою казачью честь". В "Союзе" пояснили, что Геннадий Баженов вместе еще с несколькими казаками объявлены "ворами", поскольку еще в 1992 году выкрали некое знамя, которое выдают за старое знамя Семиреченского войска. Круг, тем не менее, состоялся, и там единым атаманом войска был избран как раз Баженов.
Демарш СКС, возможно, объясняется тем, что еще три года назад его руководство решило порвать с Союзом казаков России, вокруг которого в основном кучкуются постсоветские носители усов и лампасов. Причиной такого решения в Алма-Ате назвали "планомерное поливание грязью" семиреков и отказ пригласить представителей СКС на большой круг в Ставрополь в 2008 году.
Пока в Казахстане шла мышиная возня возродившихся казаков, в Бишкеке потихоньку приватизировали сам бренд "Семиреченское казачье войско". Войско получило статус "Международной ассоциации юридических лиц", учредителями которой стали "Союз казаков Семиречья в Киргизии", "Центр Культуры Семиреченских казаков" и "Фонд российских соотечественников и казачества".
Сами казаки объясняют свое единство в Киргизии тем, что здесь избегали перегибов, характерных для первых постсоветских десятилетий, когда появилось множество самозваных "атаманов", все войско которых состояло из нескольких десятков казаков и которые направо и налево присваивали себе и своей свите незаслуженные чины. Сейчас проживающие в Киргизии казаки, помимо традиционных песен, плясок, парадов и богослужений, занимаются охранной деятельностью, обеспечивают продовольствием российские военные базы. В заслугу себе местная община ставит и борьбу с мародерами в дни киргизской революции 2010 года. Возможно, в отличие от Казахстана, где ситуация прямо противоположная, в Киргизии, пережившей с 2005 года уже несколько революций, казачьи станицы являются неким островком стабильности.
Хоть и не красавица
Итак, семиреченские казаки собрались возвращаться на историческую родину - в Ставрополье, судя по заявлениям чиновников, их уже ждут. Еще в июле первые 47 казачьих семей из Киргизии и Казахстана начали оформление земельных участков (по 15 соток) на предоставленной им территории. Участки выделяются казакам на условиях аренды сроком на 10 лет. В будущем переселенцы получат еще 30 гектаров под жилищную застройку.
В селе Сенгилеевском, расположенном в 30 километрах от Ставрополя, планируется учредить штаб семиреченских казаков - их землячество уже получило официальную регистрацию в крае. "Мой прадед был донским казаком, - рассказывает в интервью "Вечернему Ставрополю" заместитель войскового атамана Геннадий Беляков. - Так что мы здесь не пришлые. Мы просто возвращаемся на родину". В качестве еще одного места расселения семиреков рассматривается также село Первомайское Ипатовского района Ставропольского края.
Семиречье. Фото с сайта theworldweshare.com
Сомнительно, что исход казаков из Средней Азии приобретет массовый характер. Те, кто хотел покинуть эти края, уже давно уехали в Россию и страны дальнего зарубежья. Те же, кто остался до наших дней, успели адаптироваться к условиям жизни в независимых постсоветских республиках. По некоторым данным, из 12 тысяч семей, которые относятся к тому Семиреченскому войску, которое возглавляет Баженов, только две тысячи готовы переехать на ПМЖ в Россию (1200 - из Киргизии, 800 - из Казахстана). Больше всего потенциальных переселенцев беспокоит процесс получения российского гражданства. "Если люди будут уверены, что не погрязнут в бюрократических проволочках, очень многие поедут", - говорят казаки. Только вот на сегодняшний день Ставропольский край не является участником госпрограммы по переселению соотечественников, поэтому для того, чтобы переселенцы не увязли в бюрократическом болоте, нужно принимать специальное решение на уровне региона.
Вопрос о том, как люди, за десятилетия привыкшие к жизни в азиатской глубинке, будут адаптироваться на границе с Кавказом, где специфика совершенно другая, никем пока не обсуждается. Местные власти надеются, что казаки станут преуспевающими фермерами или займутся охранной деятельностью, хотя попытки интегрировать "ряженых" в правоохранительные структуры в российском обществе вызывают в основном скепсис.
Что же до республик Средней Азии, то там, кроме тех самых киргизских мародеров из 2010 года, предполагаемый исход казаков мало кого заинтересует. Только относительно благополучный Казахстан за последние три года покинули 100 тысяч русскоязычных граждан (Киргизию за один 2010 год - 50 тысяч). Где родился, там и пригодился? Только не в этом случае.