В США близится очередной спор по поводу повышения потолка госдолга. В 2011 году распри законодателей, затягивавших принятие необходимого законопроекта, едва не привели к дефолту Америки. Страна лишилась высшего кредитного рейтинга, а на фондовых рынках потрясения в крупнейшей экономике мира сказывались еще несколько месяцев. На этот раз единодушия среди законодателей также не наблюдается: республиканцы планируют снова сделать президента Барака Обаму заложником ситуации и требовать от него уступок, а тот идти на компромисс не собирается.
После Нового года решение свалилось на демократов буквально как снег на голову: в США вспомнили об идее отчеканить монету в триллион долларов, разместить эту сумму на государственных счетах и избавиться от необходимости срочно повышать лимит заимствований. Правом денежной эмиссии в США обладают только 12 банков, которые являются членами Федеральной резервной системы (ФРС), исполняющей функции Центробанка. Вместе с тем закон (а именно раздел 31, подзаголовок IV, глава 51, подглава II, параграф 5112, пункт (k) Свода законов США) позволяет Казначейству выпускать платиновые монеты любого достоинства. Министерству финансов это положение нужно для выпуска юбилейных монет.
Об этом законе вспомнили еще летом 2011 года, но по другому поводу. Тогда демократы во главе с президентом Бараком Обамой пытались продавить через парламент законопроект о повышении потолка государственного долга, чтобы страна могла таким образом избежать дефолта. Республиканцы, в свою очередь, использовали ситуацию и пытались взамен на свои голоса выторговать у главы государства согласие на некоторые непопулярные меры (в частности, сокращение расходов на социальные нужды).
Еще до того, как законодатели все же повысили потолок госдолга, блогеры предложили оригинальное решение: использовать упомянутый закон для выпуска монеты достоинством, к примеру, в триллион долларов. Для этого достаточно всего лишь поручения Казначейства в адрес Монетного двора. Затем ведомству следует разместить монету в Федеральном резервном банке Нью-Йорка на своем счету, с которого оплачиваются все расходы министерства. Туда же, кстати, поступают деньги после продажи гособлигаций.
В итоге счет пополнится на триллион долларов и демократы избавятся от необходимости идти на уступки, чтобы добиться от республиканцев соглашения на повышение потолка госдолга. Вернее, спорить все равно придется, но "волшебная" монета отодвигает угрозу дефолта, и оппоненты Обамы лишаются своего главного козыря - срочности.
Однако в 2011 году Белый дом и оппозиция все-таки договорились о повышении потолка госдолга, так что необходимость в выпуске монеты отпала.
Новый рубеж
Полтора года назад Конгресс увеличил лимит заимствований ненамного - "запаса" Америке, как сообщали СМИ, хватит примерно до середины февраля - начала марта. Это означает, что демократы и республиканцы скоро снова начнут решать, кто должен поступиться политическими интересами ради спасения страны от дефолта. Неудивительно, что в США снова вспомнили о монете в триллион долларов. 2 января конгрессмен Джерролд Нэдлер (Jerrold Nadler) - представитель Демократической партии - заявил, что "на полном серьезе" рассматривает выпуск такой монеты как один из вариантов, который поможет избежать конфронтации с республиканцами.
Пока самым серьезным сторонником выпуска монеты является лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман (Paul Krugman). В своем блоге на The New York Times экономист написал, что президенту стоит рассматривать это как одно из решений, которое может помешать республиканцам довести страну до дефолта. Монету в триллион долларов поддержал даже бывший глава Монетного двора США Филип Дил (Philip Diehl). В письме, копия которого размещена в блоге Gawker, он указывает на законность такого решения.
К слову, Дил является одним из разработчиков закона, позволяющего Министерству финансов чеканить платиновые монеты любого достоинства, хотя и сам признает несовершенство нормативного акта. "Да, последствия закона о платиновых монетах оказались непредвиденными, но сколько других законов имели непредвиденные последствия? Большинство, я думаю", - отметил он.
Один из самых популярных и действительно серьезных аргументов против монеты в триллион долларов заключается в том, что создание такой суммы из воздуха приведет к резкому скачку инфляции. Однако в ответ на это бывший глава Монетного двора пишет, что, как только законодатели договорятся о повышении потолка госдолга, Федрезерв может вернуть монету в Казначейство. После этого монета будет уничтожена (или отложена до худших времен), а триллион долларов просто спишут со счетов. Других серьезных возражений против выпуска монеты нет. Называются также репутационные риски и подрыв доверия к доллару.
Несмотря на то что это решение для экономики вроде бы безвредно, у него нашлись противники. Конгрессмен Грег Уолден (республиканец) пообещал направить на рассмотрение Конгресса законопроект, запрещающий Казначейству чеканить монеты любого достоинства. Однако с учетом того, что в Сенате большинство принадлежит демократам, сомнительно, что документ будет утвержден - конечно, если Белый дом все же решится на выпуск монеты в триллион.
Профессор права Обама
Осталось только выяснить, готов ли, собственно, Белый дом к такому шагу. История показывает, что вряд ли президентская администрация повысит лимит госдолга в обход Конгресса. По крайней мере, ранее Обаме уже предлагали воспользоваться 14-й поправкой к Конституции США, которая гласит, что правомерность госдолга США не должна ставиться под сомнение (то есть Америка обязана платить по долгам, несмотря на любые препятствия). Президент, следуя этой поправке, может поручить выпускать гособлигации без одобрения Конгресса на повышение госдолга. В данном случае ставится вопрос, что является более неконституционным - отказ платить по долгам или игнорирование Конгресса.
В июне 2011 года Обама отказался использовать свои знания профессора конституционного права и ответить на этот вопрос. "Я не Верховный суд", - заявил тогда президент. Министр финансов Тимоти Гайтнер чуть позже в ответ на тот же вопрос зачитал 14-ю поправку и сделал акцент на словах "[правомерность госдолга] не должна ставиться под сомнение". Это позволяет сделать вывод, что глава Казначейства поддерживает финансирование расходов в обход Конгресса. Однако позднее на сайте министерства появилось сообщение, что Гайтнер никогда не утверждал, что 14-я поправка позволяет президенту игнорировать Конгресс в вопросе повышения лимита заимствований.
Президент, за любовь к осторожным решениям известный также как No drama Obama, в итоге к поправке взывать не стал. В таком случае сомнительно, что он воспользуется более спорной "лазейкой", формально позволяющей создать сколько угодно триллионов долларов из воздуха. В конце прошлой недели глава государства заявил, что не собирается идти на компромисс и Конгресс должен одобрить повышение потолка госдолга, чтобы оплатить счета, которые сам парламент и утвердил. Получается, что Обама не намерен ни воспользоваться какой-нибудь из двух лазеек в законе, ни пойти на уступки. И тем не менее что-то все же придется выбрать.