Министр обороны России Сергей Шойгу намерен окончательно лишить Вооруженные силы портянок. Отрез толстой материи размером 35 на 90 сантиметров используется в российской армии со времен Петра I и уже не одно столетие является одним из главных атрибутов армейской жизни. "Лента.ру" решила вспомнить, почему портянки, избавиться от которых российские генералы мечтают не первый день, все еще остаются неизбежной деталью обмундирования, а новобранцам по-прежнему приходится учиться обращению с ними.
"Хотел бы сделать поручение, чтобы мы к концу этого года забыли слово "портянки". Необходимо выделить дополнительные средства и полностью отказаться от этого понятия в Вооруженных силах. Определите новые потребности и решите эту задачу", - потребовал Шойгу от подчиненных в ходе селекторного совещания 14 января. "Нами утвержден бюджет на этот год. И здесь главное - обеспечение вещевым имуществом Вооруженных сил, я имею в виду в части зимы и здоровья", - заявил министр Шойгу.
Символично, что заявление Шойгу о портянках совпало с отставкой начальника главного военно-медицинского управления Минобороны Вячеслава Новикова (об увольнении последнего было объявлено после того, как стало известно об очередных случаях гибели солдат-срочников от пневмонии). И если министру действительно удастся довести начатое до конца, то на его личный счет можно будет уверенно записать одну из самых значительных реформ в российской армии.
Портянка - прямоугольный отрез ткани, который используется для обматывания ноги. Как уверяют источники "Известий", на складах Минобороны хранится столько портяночного сукна и ткани, что их хватит на производство 16 миллионов портянок. Существуют портянки летние (вес - 0,16 килограмма) и зимние (вес - 0,21 килограмма). При этом зимние портянки производятся из шерсти небольшой плотности (та же ткань используется в подкладке верхней одежды), а летние — из байки и хлопчатобумажной ткани.
Несмотря на все изменения, которые произошли в армии за последние годы, портянки остаются частью обмундирования русского солдата без малого 300 лет. Считается, что армия переняла традицию носить портянки у крестьян, которые обматывали ноги, прежде чем обуть лапти. Еще Петр I пытался заменить портянки чулками, однако новинка не прижилась - солдаты разбивали ноги, мерзли. В итоге портянки вернули в армию, и этот отрез ткани пережил как саму Российскую империю, так и сменивший ее СССР. И даже после его распада многие армии бывших советских республик сохранили дань традиции, пусть и вынужденно. В современной России за прошедшие с 1991 года двадцать с лишним лет миллионы солдат исполняли и продолжают исполнять замысловатые пассы руками, чтобы правильно повязать портянки.
Отказ от традиции носить портянки в различных армиях мира начал происходить в середине прошлого века. Европейские солдаты перешли на носки достаточно быстро, а вот Украина, к примеру, списала кирзовые сапоги и портянки лишь в середине 2000-х годов, да и то не до конца. Сейчас портянки остаются почти исключительно российским явлением: считается, что они лучше, чем носки, подходят для определенных видов обуви в армии РФ. Речь, естественно, идет о дешевых кирзовых сапогах, в которых десятилетиями маршировали советские и российские солдаты. Долгое время считалось, что подобные сапоги лучше всего подходят для холодного российского климата, а призывникам, которые живут в казарме, неудобно носить носки, которые надо постоянно стирать.
В 2004 году начальник Тыла Вооруженных сил - замминистра обороны РФ генерал армии Владимир Исаков уверял, что кирзовые сапоги и портянки останутся на снабжении личного состава Вооруженных сил, несмотря на внедрение современных видов обуви. "Портянки - это то изобретение, от которого даже в 21 веке отказываться нельзя. Их невозможно сравнивать с носками. Кто пробовал ходить в сапогах, и подолгу, тот прекрасно понимает, что такое носки и что такое портянки", - уверял тогда Исаков. Два года спустя его поддержал начальник Центрального вещевого управления Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Сергей Шляев. "Для военнослужащих по призыву, которые живут в казарме, не совсем удобно иметь ботинки и носки, которые надо постоянно стирать. Наиболее гигиеничными и удобными являются портянки, стирка которых организована централизованно. В ближайшее время армия от сапог не откажется", - заявлял он. Кроме того, по словам Шляева, "чистая портянка, централизованно постиранная при температуре 100 градусов, - это еще и отсутствие грибка". (При этом военные почему-то игнорируют тот факт, что "централизованное" мытье в бане и стирку портянок раз в неделю сложно считать верхом гигиены. Еще один армейский аксессуар, долгое время сохраняющийся в российской армии исключительно из гигиенических соображений, - подворотничок.)
Фото: Владимир Смирнов / ИТАР-ТАСС
"В других армиях Европы, где нет сапог, температура минус 10 - это уже трагедия. Военнослужащим нашей армии приходится выполнять боевые задачи и при температуре минус 40 и минус 55 градусов", - отмечал Сергей Шляев. И с ним, надо полагать, согласятся многие военнослужащие. Элегантности в портянке действительно маловато, зато она - крайне практичный элемент гардероба. Для того чтобы портянки не натирали ноги, их изготавливают без швов, а в методичках Минобороны подробно расписано, как наматывать портянки в разных климатических условиях, чтобы не допускать случаев простудных заболеваний, которые в российской армии зачастую оказываются летальными.
Сторонники портянок, однако, вынуждены были отступить, когда в 2007 году Минобороны решило разработать новую форму для российского солдата. Сапоги и портянки тогда были исключены из перечня постоянных элементов военной формы одежды российских военнослужащих, а все тот же Исаков уверял, что "имеющиеся на армейских складах сапоги будут использоваться только как рабочая обувь при выполнении соответствующих работ" и в районах с особыми климатическими условиями. Предполагалось, что во всех других частях военнослужащие будут носить ботинки с высоким берцем, а сапоги останутся лишь у военнослужащих роты Почетного караула московского Кремля.
"Сапоги и портянки уходят в прошлое, они останутся лишь как специальная форма одежды. У военных будут ботинки новой конструкции - легкие, прочные, влагонепроницаемые, а вместо портянок - носки", - уверял Исаков. В Минобороны же рассказывали, что полевая обувь будет представлять собой ботинки из мягкой гидрофобной кожи с резиновой облегченной литой подошвой и антибактериальными стельками. "Портянки в войсках больше использоваться не будут", - настаивали военные.
Однако носки в российской армии приживались с трудом. Процесс прощания с портянкой затянулся, в том числе и по экономическим причинам: ботинки оказались дороже в производстве и довольно быстро изнашивались, тогда как на складах к 2007 году скопилось 1,5 миллиона пар изготовленных заключенными "кирзачей" (сейчас, по данным источников "Интерфакса", на складах все еще остается как минимум половина от этого количества). К тому же раздавать берцы призывникам, а не контрактникам, военные не спешили. Да и стоимость носков, которых требовалось во много раз больше, чем портянок, оказалась значительно выше. Фактор дороговизны, кстати, являлся ключевым и в советское время, когда также поднимался вопрос о том, как бы избавить гигантскую советскую армию от наследия петровской эпохи. Короче говоря, и в 2011 году Минобороны все еще было вынуждено объяснять, сколько стоит стирка одной пары портянок.
Фото: Михаил Дюрягин / ИТАР-ТАСС
Портянки никак не удается отправить на свалку истории еще и потому, что новая военная форма, которая разрабатывалась в 2007-2010 годах и к дизайну которой был привлечен модельер Валентин Юдашкин, из-за кризиса оказалась недоделанной. В 2012 году, после отставки министра обороны Анатолия Сердюкова, Главная Военная прокуратура выявила множество нарушений при производстве формы, а сам Юдашкин объявил, что принятый Минобороны вариант, получивший множество негативных отзывов за непрактичность и неудобство, имеет мало общего с разработанной им формой. В некоторых регионах военные и гражданские эксперты объясняли вспышки заболеваемости введением новой формы, не приспособленной для службы.
Сейчас для Минобороны разрабатывают новую форму, однако и с ее введением портянки, видимо, не исчезнут из обмундирования российской армии. Эксперты, опрошенные РИА Новости, требование Шойгу избавить солдат от портянок поддерживают, но указывают, что переобуть личный состав миллионной армии будет сложно.
"Система тылового обеспечения войск не в состоянии будет обеспечивать личный состав носками, особенно тех военнослужащих, которые выполняют задачи вдали от мест постоянной дислокации", - уверен главный редактор газеты "Кадетское братство" Александр Салихов. "Все мы знаем, какие носки сейчас поставляются в армию; из-за их низкого качества у военнослужащих возникает большое количество заболеваний", - пояснил собеседник агентства. В свою очередь главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко считает, что отказ от портянок необходим. Ему вторит и член думского комитета по обороне Игорь Баринов, ранее - командир подразделения группы "Альфа". "Это пережиток прошлого, если честно", - уверен он. По словам Баринова, одной из главных причин использования портянок в армии было то, что баня у солдат бывает лишь по субботам, а портянки можно носить целую неделю. "Для всех нас, кто служил в армии, портянка останется как символ, воспоминание о служении родине, но это явно не та вещь, без которой современная российская армия проиграет", - полагает председатель оборонного комитета Совета Федерации Виктор Озеров.
Требование Шойгу о безусловной замене портянок на носки - из числа тех решений, от правильного исполнения которых напрямую зависит боеспособность российского солдата. Но дело еще и в том, что климат в России настолько разнообразен, что идеальную обувь, как и идеальный носок, для всего личного состава армии все равно не разработаешь. Вот и источники "Интерфакса" в Минобороны уверяют, что полного отказа от портянок и сапог в российской армии пока не предполагается, как не случилось этого и в 2007 году.