Лента Стивена Спилберга «Линкольн», посвященная 16-му президенту США, вышла в прокат в Америке в середине ноября 2012 года. Картину сперва планировали выпустить раньше, однако сам режиссер предпочел представить свою новую работу широкой аудитории только после президентских выборов. В РФ фильм выпускают еще позже, но при этом весьма своевременно: буквально за пару недель до российской премьеры стало известно, что «Линкольна» выдвинули на 12 «Оскаров», в том числе в основных номинациях. Это, безусловно, подогреет интерес публики к фильму.
Без такого подогрева «Линкольн» рисковал бы остаться без должного внимания российских зрителей. Это в США 16-й президент — национальный герой, а для большинства граждан РФ он всего лишь один из исторических персонажей. Более того, Спилберг снял, кажется, самый неторопливый фильм за свою карьеру — и при этом крайне трепетный по отношению к событиям прошлого. Режиссер вместе со сценаристом Тони Кушнером рассказывает о последних месяцах жизни Линкольна, уделяя пристальное внимание деталям и зачастую переходя на интонации, свойственные объемным историческим томам жанра нон-фикшн.
Спилберг и Кушнер рассказывают именно о том периоде, когда была принята отменяющая рабство поправка к Конституции США и завершилась Гражданская война. В апреле 1865 года Линкольн был убит — в него стреляли в театре (не сочтите спойлером). Интересно, что в фильме Спилберга самого выстрела нет: соответствующий эпизод показан через сцену в другом театре, в котором на спектакле оказывается младший сын президента Томас «Тэд» Линкольн.
Разумеется, это не единственная находка Кушнера и Спилберга. Создатели фильма — при всей своей педантичности — Линкольна попытались очеловечить. Самые интересные эпизоды картины, пожалуй, те, в которых президент общается не с другими политиками, а с родственниками – с Тэдом, который, как и любой мальчик, хочет отцовского внимания, со старшим сыном Робертом (Джозеф Гордон-Левитт), собравшимся вступить в вооруженные силы, с супругой Мэри (Салли Филд), не желающей отпускать ребенка на войну (к 1865 году, в котором происходит действие фильма, Линкольны уже потеряли двух сыновей).
Сам же глава государства демонстрирует удивительную нерешительность, шаркает ногами, носит стоптанные тапки, травит анекдоты и трогательно кутается в плед. Такие детали могли бы показаться попыткой разжалобить зрителя, но фильм Спилберга — не тот случай. И это скорее заслуга не сценариста и режиссера, а назначенного на роль Линкольна актера Дэниэла Дэй-Льюиса.
Ни американские, ни тем более российские зрители никогда не узнают, каким именно Авраам Линкольн был на самом деле. Тем не менее, в президента в исполнении Дэй-Льюиса хочется верить. Актера иногда невозможно узнать — он в буквальном смысле превращается на экране в человека другой эпохи, причем человека далеко не рядового. Если уж кто из участников создания фильма и заслуживает «Оскара», то это определенно Дэй-Льюис.
Задачу передать историческую реальность на экране Спилберг решает не только через тщательное бытописание и следование фактам, но и через комедию: в ленте с юмором описывается деятельность политтехнологов 1860-х годов.
Тем не менее, при всех достоинствах новая картина Спилберга кажется излишне аккуратной и сдержанной. В связи с этим возникает вопрос: действительно ли режиссер решил отложить выход «Линкольна» в прокат только для того, чтобы ленту не ассоциировали с приближающимися выборами? Можно предположить (ну а сказать уверенно — лишь через век-полтора), что 16-й президент США с точки зрения истории более важен, чем 44-й. Тем не менее, и поправка к Конституции, и Гражданская война, и убийство в театре — все это было почти 150 лет назад. Может быть, Спилберг просто побоялся, что размеренный рассказ о давно минувших событиях покажется современным зрителям менее интересным, чем шум вокруг сегодняшних выборов?