Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Если шутка, то дурацкая

Прима-балерина Большого театра испугалась Владимира Винокура

Владимир Винокур
Фото: Сергей Беляков / ИТАР-ТАСС

Внимание мировой прессы, прикованное к Большому театру после нападения на художественного руководителя балетной труппы Сергея Филина, в конце января стало еще более пристальным. Однако на этот раз в фокус попала прима-балерина ГАБТ Светлана Лунькина, которая уже полгода находится в Канаде. Танцовщица с мировым именем заявила, что боится возвращаться в Россию из-за угроз, исходящих от фонда пародиста Владимира Винокура, бывшего партнера ее мужа, продюсера Владислава Москалева. Конфликт между ними разгорелся из-за денег, Лунькина же отношение к спору имеет достаточно опосредованное.

Светлана Лунькина — прима-балерина Большого театра, поступившая в его труппу в 1997 году сразу после окончания Московской государственной академии хореографии. Одна из самых одаренных балерин своего поколения, она сделала международную карьеру, выступала на сцене Парижской национальной оперы, Берлинской государственной оперы, гастролировала и получала превосходные отзывы. Карьера в Большом началась для нее с Жизели, и хотя за Лунькиной закрепилась слава классической лиричной балерины, она показала, что чувствует себя превосходно и в авангардных постановках — таких, как балет «Chroma» британца Уэйна Макгрегора.

На текущий сезон у Лунькиной было множество планов, связанных с Большим театром, однако 28 января балерина дала интервью газете «Известия», где сообщила, что боится приезжать в Россию из-за угроз со стороны представителей фонда Винокура, шантажа и взлома личных страниц в интернете. Более того, от друзей в театре она узнала, что Филин якобы больше не хочет видеть ее в ГАБТ.

Повторение ситуации с угрозами невольно ставит историю Лунькиной в один ряд с трагическими событиями из жизни худрука театра, которому также сначала угрожали, а 17 января плеснули кислотой в лицо. Однако, в отличие от нападения на Филина, природа конфликта, возникшего вокруг балерины, известна и лежит в финансовой плоскости. Вполне возможно, что истории никоим образом не связаны, как не склонна их связывать и сама балерина, а просто вытащены друг за другом на фоне информационной волны.

Претензии, о которых говорит Лунькина, в первую очередь предъявляются не ей, а ее мужу Москалеву, известному продюсеру, организатору многих балетных шоу. Москалев и фонд Владимира Винокура, сотрудничавшие не один год по проекту «Kremlin Gala. Звезды XXI века», начали совместно работать над фильмом о русской балерине Матильде Кшесинской. Еще в июне 2012 года Москалев в интервью тем же «Известиям» рассказывал, что ведется кастинг, сценарий к фильму пишет Пол Шрейдер, а снимать его будет Алексей Учитель.

Но потом между партнерами возникли разногласия, так как Учитель отверг сценарий Шрейдера (не первый к тому моменту), Москалев предложил заменить Учителя, но на это не пошел Винокур. Вскоре Москалев покинул проект, а фонд артиста предъявил ему финансовые претензии на 3,7 миллиона долларов, которые муж Лунькиной не принял. С этого момента балерина и ее супруг, по их словам, начали получать угрозы с требованием заплатить деньги, в противном случае им обещали устроить информационную атаку, разослать копии исковых заявлений, но не только в МВД и Генпрокуратуру, но и во все крупнейшие театры мира. Что, возможно, и было сделано. В письмах, отправленных в театры, Лунькина упоминается косвенно — «с помощью своей жены» Москалев якобы легализовал часть похищенных из фонда средств.

Пресс-служба Большого театра подтвердила, что получала подобное письмо, а также рассказала, что Лунькина попросила отпустить ее в отпуск до конца сезона. В ГАБТ просьбу удовлетворили. Сама балерина признавалась, что просила в родном театре поддержки, писала письма Филину, но он не ответил. Между тем пресс-секретарь театра Катерина Новикова заметила, что худрук относился к приме-балерине с любовью и уважением и высоко ценил ее. Зато Владимир Винокур в интервью «Русской службе новостей» заявил следующее: «Только ленивый в Большом театре не знал, какие отношения у ее мужа Москалева с Филиным; Москалев постоянно грубил Филину, угрожал». (Позже, когда СМИ написали, что пародист знает, кто может стоять за нападением на Филина, он заявил, что ничего в действительности про нападение на худрука не говорил.)

Владимир Винокур, руководитель Театра пародий имени себя, в прошлом советник вице-президента РСФСР по делам культуры, много занимается благотворительностью и поддерживает различные проекты в области культуры. В 2008 году он создал фонд, который, как говорится на его сайте, находящемся в разработке, «ведет активную деятельность в сфере социальной и культурной политики, направленную на духовно-нравственное возрождение» и так далее. С балетом у друга Льва Лещенко особые отношения: жена Винокура Тамара Первакова — в прошлом балерина театра Станиславского и Немировича-Данченко, дочь Анастасия — артистка балета Большого театра, принятая в труппу в 2003 году (исполняет, например, партии сестры Золушки, невольницы Айи в «Баядерке», Молодящейся дачницы в балете «Светлый ручей»).

Видимо, увлечение балетом и свело Винокура с Москалевым, который и ранее уже выступал в качестве одного из продюсеров концертов «Звезды XXI века» в Торонто, Париже и Нью-Йорке. С 2010 года при участии фонда Винокура шоу нашло место и на сцене Государственного Кремлевского дворца. В Москве программа обрела новую часть названия «Kremlin Gala» и стала действительно ярким событием балетной жизни Москвы, все более интересным с каждым годом. В столицу приезжают лучшие танцовщики из Баварского (одна Люсия Лакарра чего стоит), Штутгартского, лондонского Королевского и многих других театров, а главное — в Кремле показывают опусы лучших современных хореографов: от Джона Ноймайера до Жана-Кристофа Майо.

Российские танцовщики тоже представлены мощно — и Диана Вишнева, и Наталья Осипова, и Иван Васильев попадали в число «звезд XXI века». Первые два года на сцену ГКД выходила и Светлана Лунькина, в 2010 году получившая на гала громкое звание «балерина десятилетия» (правда, вместе с тремя другими примами), однако уже в 2012-м она не выступала. В программе из года в год значится Анастасия Винокур, на последнем концерте дочь пародиста исполняла номер Ксении Вист «Удержав дыхание» с партнером Владиславом Мариновым. Сам Винокур, который дочь всячески поддерживает, не раз говорил, что Анастасия очень артистична и харизматична; впрочем, некоторые критики полагают, что иногда она даже переигрывает.

Между тем Владимир Винокур в 2012 году прекратил сотрудничество с Москалевым и на проекте «Kremlin Gala». Зато он начал работать с Сергеем Филиным: в прошлом году художественный руководитель балетной труппы Большого театра выступил режиссером «звездного» концерта.

Летом 2012-го все те же «Известия» писали, что за кинороль Матильды Кшесинской, фаворитки цесаревича Николая Александровича (Николая II), могут поспорить Анастасия Винокур и Светлана Лунькина. Тогда Москалев говорил, что претенденток много, продюсеры никого не выделяют, а один из критериев выбора — мастерство драматической игры. Сама же Лунькина недавно призналась, что никогда не претендовала на роль балерины в фильме (идея снять который, кстати, родилась у жены Винокура). Таким образом, прима-балерина отвергла возможные предположения о соперничестве двух девушек из-за кинороли, поссорившей продюсеров.

И хотя самая подробная информация о Светлане Лунькиной странным образом поступает только от одного российского издания, многие западные СМИ (и, конечно же, канадские) написали об угрозах балерине с мировой славой: новость «Известий» подхватили The New York Times, The Los Angeles Times, «Би-Би-Си», Reuters, The Huffington Post и многие другие. Издание The Star, пообщавшееся с супружеской парой, пишет, что в августе 2012 года продюсер не сошелся с Винокуром в том, как распределять бюджет фильма в 40 миллионов долларов. По словам Москалева, ему начали угрожать и он уехал в канадский Клейнбург к своей семье, после чего угрозы начали поступать и в адрес Светланы; к началу театрального сезона пара в Москву так и не вернулась.

О Лунькиной и Москалеве пишут как о людях, уже пустивших корни в Канаде. В 2010 году они приобрели недвижимость в Клейнбурге, в октябре 2012-го зарегистрировали (а по некоторым данным, и открыли) танцевальную студию. Оба ребенка четы родились в Канаде, у продюсера есть канадское гражданство, а у его жены — вид на жительство. Светлана Лунькина ведет несколько классов, в том числе при Национальном балете Канады. Есть ли у нее планы выступать в канадском театре или вступить в труппу, неизвестно.

Владимир Винокур угрозы в адрес Лунькиной отрицает, говоря, что она «просто жена человека, который совершил преступление и скрывается в Канаде», и советует всем о ее проблемах справляться в ГАБТ. Но в Большом театре, куда балерина все же хочет вернуться, по данным «Новых известий», о конфликте услышали впервые. Более того, в комментариях тому же изданию юморист выразил уверенность, что между Москалевым и нападением на Филина никакой связи нет.

Кажется, за последнее десятилетие иностранные журналисты никогда так часто не писали о Большом театре, как в начале этого года. Даже когда ГАБТ открывался после многолетней реконструкции. Должное освещение премьер и гастролей сменилось статьями поистине детективного характера, запутанные сюжеты которых имеют весьма мало отношения к творческой жизни театра. Из-за околотеатральных разборок, где найти виновников не так-то просто, зарубежные СМИ заговорили чуть ли не о «проклятии» Большого театра, вторя словам Иксанова о том, что во вверенном ему учреждении поселилось зло.

Культура00:0216 октября
Спектакль «Далеко отсюда» театра LiquidTheatre

Как большие

Эти российские театры делают вид, что они современны и независимы. Почему это не так?