Главная тайна, которую раскрывает в своей игре Crystal Dynamics, это «на самом деле Лара никогда особенно не хотела становиться приключенкой». В новой Tomb Raider биография расхитительницы гробниц начинается с того, что она — юная и наивная вчерашняя студентка — отправляется в свою первую глобальную археологическую экспедицию. Самое страшное, что с ней может случиться — ссора с главным археологом (самовлюбленный кретин, по которому сразу ясно, что он будет вставлять палки в колеса) или просто провал миссии (несколько часов позора и понимание того, что деньги на экспедицию были потрачены зря). Вокруг Лары друзья, впереди ее ждет умеренно захватывающее приключение, и жизнь героини прекрасна в течение всех первых кат-сцен. А потом, понятное дело, все идет совсем не так, как планировалось.
Судно Endurance, на котором будущая расхитительница и ее друзья плывут на поиски древней Королевы Солнца по имени Химико, по загадочным причинам терпит крушение у берегов загадочного острова неподалеку от Японии. Во время шторма, когда судно выносит на камни, Лару отрезает от остальных выживших и заносит в загадочную пещеру, полную трупов и мусора. Выбираясь оттуда, она узнает, что остров обитаем, и его обитателям и Лара, и ее товарищи резко не нравятся. С этого и начинается ее история о превращении из обычной девушки в Ту Самую Расхитительницу Гробниц.
Несмотря на все рассказы Crystal Dynamics о глубоком психологизме игры, на самом деле его тут почти нет. Да, героиня периодически вздыхает и сомневается в своих силах. Да, нам показывают первые убийства Лары (сначала ей приходится прикончить трогательного олененка, а потом — коварного русского, который практически посягает на ее невинность), но их драматизм (она просит у оленя прощения, а после русского просто сильно страдает) несколько смазывается. Ведь обстоятельства требуют, чтобы уже через минуту героиня начала косить врагов направо и налево, совершенно ни о чем не переживая. Говорить о становлении Лары Крофт к концу игры тут не приходится: она превращается в супергероиню практически сразу, а в дальнейшем просто приобретает дополнительные умения и виды оружия. Разработчики, впрочем, иногда напоминают игрокам, что это еще не та хорошо знакомая нам Лара: чего только стоит одна фраза «Ненавижу гробницы», которую она произносит в начале игры!
Быстрый темп новой Tomb Raider вообще не предполагает особенного погружения во внутренний мир. Вся основная кампания проходится с горящей землей под ногами: там все время что-то взрывается, горит, грозит прикончить саму Лару или ее друзей (и не безуспешно), заставляет ее лететь на парашюте по лесу, уворачиваться от бревен в реке и отстреливать в промышленных количествах фанатиков-Соляри, основных противников в Tomb Raider.
Все эпизоды отлично сбалансированы и не успевают надоесть. Перестрелки не кажутся затянутыми и проходятся с азартом. Искусственный интеллект, правда, особенно не блещет: предел возможностей врагов — закидать Лару динамитом или коктейлями Молотова, а потом добить из автомата. Но так как противников обычно бывает довольно много и они умеют занимать стратегические точки, то и слишком легкими бои тоже не кажутся. В определенных случаях можно облегчить себе задачу, подкравшись к врагу сзади и придушив его или тихо пристрелив из лука. Но полностью пройти игру в стелс-режиме невозможно: на пути героини регулярно возникают ситуации, которые можно разрешить лишь в лобовом столкновении.
Передохнуть тут можно, разгадывая паззлы — пространственные загадки, в которых чаще всего надо решить, куда и в какой последовательности прыгать (а перед этим — куда передвинуть ящик/бочку/лифт) и за что хвататься. В основной кампании их практически нет, а те, которые попадаются, не требуют от игрока чего-то большего, чем простой наблюдательности.
Чуть более сложные, но построенные по тому же принципу загадки можно найти в дополнительных гробницах, которые не требуют обязательного посещения. На них можно отвлечься во время главного квеста (даже если сначала Ларе гробницы не понравились, потом-то она втянулась) или целенаправленно разыскать их, отвлекшись от истории борьбы с Соляри.
Помимо чистого экшна в Tomb Raider есть еще и масса возможностей для того, чтобы вдумчиво исследовать окружающий мир. Несмотря на абсолютную линейность истории, тут довольно большие локации (по которым можно перемещаться как горизонтально, так и вертикально), причем открываются все их тайны далеко не сразу.
По мере прохождения игры Лара обретает дополнительное вооружение, которое нужно для более тщательного изучения локаций. К примеру, без лука, способного пробивать камень, Ларе не удастся добраться до некоторых возвышенностей. То же самое относится и к стрелам с веревками, с помощью которых героиня может забраться на ранее недоступные здания. А там можно найти предметы, более полно раскрывающие историю острова (от дневников до археологических ценностей), или дополнительные испытания (в них Ларе нужно, например, зажечь огонь во всех святилищах или уничтожить все амулеты в лесу).
В Tomb Raider существует система быстрого перемещения между разными частями острова, поэтому в каждую локацию можно вернуться и посмотреть, что было пропущено при ее первом прохождении, найти новые загадки и дополнительные гробницы. Разработчики, правда, не стали делать поиски слишком сложными: у Лары есть «инстинкт», который «подсвечивает» все находящиеся рядом ключевые предметы. Он также помогает определить нужное направление, а еще показывает, кого из врагов можно незаметно снять издалека и не переполошить всех остальных.
Перезапуск серии — дело всегда рисковое, тем более если речь идет о такой всенародно любимой героине, как Лара Крофт. У расхитительницы гробниц (сверхчеловека в коротких шортах с двумя пистолетами и бюстом противоестественного размера) есть давно сложившаяся армия фанатов, которые ревностно охраняют ее образ. Студия Crystal Dynamics, которая работала над перезапуском, оказалась в сложном положении. С одной стороны, она должна была обновить серию так, чтобы не получилась та же самая игра, но только с хорошенькой современной графикой, а с другой стороны, она не могла слишком сильно изменить героиню, не вызвав бурю возмущения. В итоге разработчикам вполне удалось соблюсти баланс и сделать свежую, интересную и оригинальную игру, где не могло быть никакой иной героини, кроме Лары Крофт.
С самого начала, с первых боев, с первых загадок новая Tomb Raider — это и основа для новой серии, в которой Лара будет во всех смыслах взрослее и глубже, и возвращение к старой доброй истории о супергероине, расхищающей гробницы. И оказывается совершенно прав один из персонажей игры, который говорит, что Лара — действительно «та самая Крофт». Пусть даже сама она об этом узнает не сразу.