Группа «Би-2» 13 мая 2013 года выпустит альбом «Нечетный воин 3». Это очередная часть музыкального проекта, в котором Шура и Лева Би-2 выступают продюсерами, а их друзья и коллеги исполняют песни авторства поэта и композитора Михаила Карасева; с 2005 года группа выпустила «Воинов» под номерами 1, 2 и 2,5. За десять дней до релиза «Би-2» представляют шесть треков с «Нечетного воина 3» на «Ленте.ру».
В третьем «Нечетном воине» приняли участие полтора десятка исполнителей — от Эдмунда Шклярского («Пикник»), Андрея Сапунова («Воскресение») и актера Михаила Ефремова до группы Bajinda Behind the Enemy Lines, певицы Елки и акапелльного ансамбля Jukebox Trio. Они исполнили 26 песен на двух дисках-частях «This Side» и «Dark Side» (тема оформления обложки — «Звездные войны»).
«Нечетный воин 3» создавался примерно полтора года: год был потрачен на запись и полгода — на сведение и мастеринг. По словам музыкантов, труднее всего было собрать всех приглашенных артистов в одном проекте, пусть даже не в одном месте одновременно, что и невозможно: «Нечетный воин» — не концертный проект. (Впрочем, 23 ноября 2013 года у «Би-2» будет большой концерт в «Crocus City Hall», на котором они исполнят блок песен с нового и старых «Нечетных воинов», а 13 мая в клубе «16 тонн» состоится закрытая презентация, на которой наверняка будет сыграно несколько вещей.) Но главная особенность «Нечетного воина» — не в числе участников, которых почти невозможно собрать в одном месте. Для «Би-2» этот проект — скорее поле студийных экспериментов, шанс прощупать и себя, и слушателя.
«Нечетный воин 3», как и последний номерной альбом «Би-2» «Spirit», издается по подписке. На краудфандинговом сервисе Planeta.ru был организован сбор средств, необходимых для выпуска пластинки с дополнительными материалами: книжкой стихов Михаила Карасева и DVD с часовым фильмом о создании альбома.
Для своих поклонников за две недели до релиза «Би-2» устроили пред-презентацию — музыканты позвали фанатов в кафе на совместное прослушивание первой части «Нечетного воина 3» — «This Side» — с последующей сессией вопросов и ответов. Так музыканты устроили живую презентацию неконцертной пластинки.
«Лента.ру» представляет шесть треков с нового альбома «Нечетный воин 3» с комментариями музыкантов. Шура (и немного Лева) рассказали о вышедшем релизе, своих планах и отсутствующем будущем у дабстепа.
«Лента.ру»: Раз уж обложка на тему «Звездных войн», почему Шура на ней ситх, а не джедай?
Шура Би-2: Это не по моей инициативе точно — наверное, дизайнер посчитал, что красный цвет светового меча пойдет композиции больше, чем синий или зеленый. Левчик вот выбрал образ героя Харрисона Форда, ему, видно, такой больше к лицу. Тут не только на «Звездные войны»: вот Олег Нестеров совершает жест вулканцев из «Стартрека».
А обложки отчасти связаны с условной хронологией и духом «Нечетных воинов». Первый вышел с обложкой, на которой была фотография участников в духе Серебряного века, оформление второй части было сделано в стиле американских комиксов 1950-х годов, «Нечетный воин 2,5» напоминал о психоделическом роке конца 1960-х: Калифорния, «лето цветов». Следующий этап — конец 1970-х и начало 1980-х, и логично, что символом были выбраны «Звездные войны» — тем более это один из любимых фильмов.
Найк Борзов и Линда — «Далеко»
Здесь наше возвращение «в детство» — в нью-вейв. Синтипоп начала 2000-х зашел в музыкальной моде на новый виток, а ранняя «новая волна» всегда была с нами, и мы решили сделать такой трек, чтоб как в 1980-е, только сейчас. По-моему, получилось.
Линда попала на этот трек абсолютно случайно. Мы искали девушку, которая бы спела с Найком дуэтом — песня была уже его — и тут встретили Линду в самолете, когда она летела на гастроли. Она в итоге и согласилась стать частью дуэта.
А чем обусловлено такое разделение — «This Side» и «Dark Side»?
Песни, звучащие на «This Side» были созданы в Москве, здесь мы их сочиняли, продюсировали и пели. «Dark Side» делал Михаил Карасев, автор всех песен проекта «Нечетный воин». Он был продюсером и звукооператором второй части, записав почти все основные партии в своей студии в Израиле. Потом он эти материалы прислал нам, и мы кое-что дописали.
«This Side» сводилась в Лондоне звукорежиссером Эдрианом Бушби, который работал с Muse, Foo Fighters и Placebo и был продюсером нашего альбома «Spirit» 2011 года, ставшего бомбой. В свою очередь, «Dark Side» был сведен в Австралии на мельбурнской студии Toyland Records нашим другом Адамом Калаитцисом, работавшим почти над всеми пластинками группы «Би-2».
Разумеется, части получились разными. Самое главное — то, что видно невооруженным взглядом — «Dark Side» вышла более электронной, более экспериментаторской в этом смысле — такой IDM, чем-то напоминает творчество Амона Тобина.
Эдмунд Шклярский, Настя Полева и Михаил Ефремов — «Ты и я»
По-моему, «Ты и я» — одна из самых эпохальных песен на этой пластинке. Это взрослая музыка и серьезная лирика — если честно, меня удивляет, что нашим молодым поклонникам, которым по 16 лет, эта вещь нравится. Но она нравится, из-за чего я постоянно жду какого-то подвоха: определенно тут что-то не так.
Участие Ефремова изначально на «Ты и я» не планировалось: песня писалась специально для Эдмунда Шклярского и Насти Полевой. Но в ней должен был быть третий куплет, который Карась (Михаил Карасев — прим. «Ленты.ру») не переделал для песни, и мы пригласили Михаила Ефремова, чтобы тот начитал spoken word.
По какому принципу происходил отбор музыкантов для «Нечетного воина», были ли отличия от предыдущих?
Некоторые песни мы писали специально под артиста, некоторые доставались финальным исполнителям по результатам своеобразной «лотереи», когда в процессе создания песни у нее вырисовывались некоторые контуры и мы начинали думать, кому бы ее доверить. Соотношение примерно 40 на 60 процентов.
«Би-2» и Елка — «Грусть»
Если не ошибаюсь, для Муз-ТВ мы когда-то записывали песню — не свою, группы «Банд’Эрос», «Коламбия Пикчерз не представляет». У нас было много вариантов, с кем ее записать, даже Вера Брежнева была кандидатом. Среди прочих в списке была Елка. Мы были знакомы довольно давно, пересекаясь на разных мероприятиях, и с радостью согласились записаться с ней. Первый опыт удался: кавер мы сделали в сопровождении симфонического оркестра, и получилось в итоге очень здорово. Когда мы стали работать над «Нечетным воином 3», она была одним из желанных гостей проекта — вышло очень интересно, на мой взгляд.
Как вам пришло в голову устроить пред-презентацию в таком виде?
В 1980-х — 1990-х наши любимые группы устраивали прослушивания своих пластинок, после которых артисты были доступны для общения. Мы давно хотели опробовать подобный метод пред-презентации, и вот, получилось, и неплохо: поклонники в хорошем качестве послушали новый альбом до выхода, мы можем узнать ваше мнение. Напоминает выступления на нашем цикле квартирников.
«Би-2» — «Как все»
Шура — Леве: Может, ты что-нибудь скажешь?
Лева Би-2: Мне трудно комментировать эту песню и судить о ней объективно, так как она создавалась достаточно давно — я, если честно, забыл вообще, что она собой представляет. И только на этом прослушивании с поклонниками я ее услышал как в первый раз. И понял, что комментировать мне по-прежнему не хочется, но уже по другой причине.
Мне стало куда интереснее послушать мнение поклонников, и я оставлю здесь поле для интерпретации. Это касается вообще всех треков «Нечетного воина»: дело в том, что этот проект является для нас этаким полигоном для экспериментов, каждый номер — прогулка по тонкому льду. Фактически в предыдущих трех пластинках проекта мы генерировали все самое лучшее и передовое, что у нас есть, чтобы потом воплотить это на номерных альбомах «Би-2». Непосредственно на этом треке мы решили зайти на территорию дабстепа, который поженили на тяжелом роке.
Означает ли это, что таким будет звук следующего релиза?
Не могу сказать. Нью-вейв во всех формах всегда присутствовал в нашем творчестве, а вот дабстеп — синоним быстротечной музыкальной моды.
Шура Би-2: Он уже потихоньку выходит из моды: достигнув пика популярности, он начал пожирать самое себя. Когда у Кристины Агилеры можно услышать элементы дабстепа, привносить их в свою музыку уже как-то не хочется. Или у Жанны Фриске — это уже симптом.
«Би-2» и Маша Макарова — «Бездорожье»
С Машей Макаровой мы дружим очень-очень давно, но до сих пор почему-то не доводилось работать вместе. Вместе мы записали трек с очень необычной поэзией и интересным звуком и аранжировкой. И вот тут скажу от всего сердца: тот drum-loop (петля на ударных — прим. «Ленты.ру»), который звучит в песне «Бездорожье» — это drum-loop на миллион долларов.
Что «Би-2» намерены делать дальше?
За «Нечетным воином 3» последует следующий номерной альбом «Би-2». Работу над ним мы уже начали, сейчас у нас есть три-четыре песни, и я надеюсь, что в 2014 году вы услышите новый альбом. И да, мы по-прежнему собираемся издавать релизы по подписке.
«Би-2», Ренарс Кауперс и Найк Борзов — «Касаясь земли»
«Касаясь земли» — это уже «совсем из детства», уже не 1980-е, а 1970-е или даже конец 1960-х. Мы хотели создать настроение, как у The Beatles, радостное, жизнеутверждающее. Получается, что первая половина «Нечетного воина-3» заканчивается хэппи-эндом, эта финальная песня как бы вселяет надежду в «This Side». При этом можно сказать, что это заглавная песня всего альбома, мы на нее сняли клип, который опубликуем одновременно с пластинкой.