Сейчас все подряд пытаются заработать на ностальгии. Новые версии старых игр, сиквелы к сериям десяти-, а то и двадцатилетней давности, небольшие инди-проекты, стилизованные под 1980-е или начало 1990-х — этим занимаются все, от крупных игровых издательств до маленьких студий, состоящих из пары человек. Но ностальгия — не гарантия успеха; отсылки к старому доброму прошлому не помешали Duke Nukem Forever провалиться, а многим безвестным проектам кануть в Лету. Тем удивительней, что команде, которая делала Far Cry 3: Blood Dragon практически удалось вывести формулу идеальной ретро-игры.
Главным грехом создателей ретро-игр является попытка напрямую торгануть старым добрым прошлым. Они не стараются переосмыслять штампы, которые использовались в боевиках тех лет. Топорная ирония (привет все тому же Дюку Нюкему) — это максимум, на который можно рассчитывать, играя в ретро-шутер. Там будет либо пафос (совершенно прямолинейный, со спасением президента и/или мира с каменным выражением лица), либо тупейшие шутки, которые так или иначе восходят к fuck you, asshole из первого «Терминатора».
Blood Dragon идет по иному пути. Да, он заимствует и цитирует. Да, в игре полно отсылок к образам, знакомым любому, кто рос в 1980-е и 1990-е — начиная от самой идеи киборгов-коммандо, спасающих мир, и заканчивая локациями, которые заставляют вспомнить Mortal Kombat. Да, это не тонкие игры в постмодернизм. Да, тупых шуток там тоже достаточно. Но игра Ubisoft — это больше чем набор штампов, надерганных из культовых фильмов и игр. Потому что она отсылает не столько к ним самим, сколько к нашим воспоминаниям о том, как эти фильмы и игры выглядели в детстве.
Сюжет (и вся стилистика) игры до боли напоминает те истории, которые дети младшего школьного возраста, познакомившиеся с «Терминатором» и «Парком Юрского периода», рассказывали друг другу на переменах, пока играли во вкладыши на подоконниках. Это классическая детская сказка о том, кто кого сборет, Терминатор тиранозавра или тиранозавр Терминатора. И благодаря этой концепции разработчики получают абсолютную свободу придумывать свой больной безумный мир, в котором ни одна деталь не будет выбивающейся или излишней (или слишком уж трэшовой).
Гигантские радиоактивные динозавры, которые стреляют лазерами из глаз? Куда без них. Годзилла передает вам привет и попутно жрет друзей и врагов, попавших под ноги. Кибернетические акулы, охраняющие тайный реактор? Легко, им даже не удивляешься. Ужасные зомби с горящими зелеными глазами, сделанные из живых и мертвых безумных ученых (running dead, бегущие мертвецы, в пику популярным нынче ходячим)? Тоже ерунда, вписываются в мир как родные. Главный злодей — киборг, маньяк и любитель хлебнуть драконьей крови? И без него тут тоже никак не обойтись.
Все это приправлено щедрой долей «крутых шуток», а также огромным количеством взрывов, пинков и коварных нападений со спины. Игра остается верна себе до самого финала, в котором герой окончательно сражает врага с помощью убер-оружия (как известно, оно всегда появляется в настоящих детских историях про борьбу супердобра и суперзла).
По геймплею Blood Dragon практически не отличается от собственно Far Cry 3: и там, и там есть остров, который надо исследовать (в аддоне он, конечно, значительно меньше). Он населен животными, которых (как и в просто Far Cry 3) можно отстреливать и получать за это бонусы. По дорогам ездят машины и шатаются патрули (особой опасности они не представляют: как и в основной игре, искусственный интеллект тут не блещет). Если заниматься тем, что мы привыкли делать в Far Cry 3 (шляться по острову и вырезать все подряд), то игра наскучивает очень быстро. Особой разницы между СВД и «кобраконом», по сути, нет, и неважно, кто населяет очередной гарнизон — киборги из Омеги или обычные пираты. Различаются они разве что визуально: пейзажи в Blood Dragon ассоциируются не столько с отпуском в тропиках, сколько с Super Contra — но только с видом от первого лица.
В Blood Dragon интереснее всего следовать сюжетной кампании — прискорбно короткой, но очень увлекательной и разнообразной. За семь миссий, которые в ней есть, герой успевает взорвать кучу стратегических объектов, набить морду двум радиоактивным драконам, а в финале — даже покататься на одном из них. Помимо стандартной зачистки лабораторий с безумными учеными (ее украшают хорошо написанные диалоги, в которых ученые, например, переругиваются с искусственным интеллектом или обещают герою безвременную, но разнообразную кончину) там можно попасть в параллельный мир, где воссоздается атмосфера игр вроде Blood. И все это происходит под отличную музыку, выдержанную в духе 1980-х, и перемежается заставками, стилистика которых также хорошо знакома тем, кто вырос в этот период. Вишенкой на торте служит то, что главного героя, киборга-коммандо модели Марк IV Рекса Пауэр Кольта, озвучивает Майкл Бин. И благодаря его голосу иллюзия возвращения в детство становится завершенной.
Blood Dragon не пытается умничать и иронизировать над старым добрым прошлым или дословно его копировать. Он вбирает в себя все, чем запомнился этот период тогдашним детям, и выдает его в виде единого целого — в виде отличной игры об очередном спасении мира, которая выглядит так, словно это мы выдумали ее сюжет двадцать лет назад.
И это лучшее доказательство того, что даже в металлической груди ретро-шутера может биться настоящее человеческое сердце.