Пилотный проект по организации платных парковок на улицах Москвы, который стартовал в ноябре 2012 года, власти города признали успешным. С 1 июня 2013 года стоянка на обочине в пределах Бульварного кольца столицы станет платной на постоянной основе. «Лента.ру» выяснила, какие вопросы, возникшие еще на стадии первого эксперимента, остались открытыми и что нового ждет москвичей и гостей столицы с первым днем лета.
Впервые о введении платных парковок на улицах в центре Москвы новый глава городского департамента транспорта Максим Ликсутов заявил в апреле 2012 года — менее чем через полгода после назначения на эту должность. По его словам, первоначальная задача заключалась в том, чтобы сделать платной уличную стоянку в пределах как минимум Бульварного кольца, окружающего исторический центр. Ликсутов при этом приводил данные о том, что до десяти процентов автомобилей в центре Москвы паркуются с нарушением ПДД. Конечной же целью, по замыслу столичных властей, было снижение числа машин в городе — водителей намеревались убедить в том, что в центре лучше вообще отказаться от личного транспорта в пользу общественного.
Приучать московских автовладельцев парковаться на обочинах улиц за деньги и по правилам было решено поэтапно — пилотный проект стартовал на Петровке, в Каретном ряду и прилегающих переулках 1 ноября 2012 года. Всего в зоне платной парковки было сформировано 568 машиномест, их обозначили специальной разметкой. Городские власти не уточняли, сколько машин парковалось на тех же улицах ранее, хотя очевидно (разметка не предполагает парковки около перекрестков, на пешеходных переходах и тротуарах), что раньше автомобилей было значительно больше. О наличии свободных мест и правилах оплаты по новым правилам водителям сообщали специальные табло. Стоимость часа стоянки на таком месте составила 50 рублей. Правила применения тарифа стали причиной первого и главного скандала, связанного с платными парковками еще до начала пилотного проекта.
Тревогу подняли местные жители, которых, по сути, вынудили оплачивать парковку возле дома. Городские власти, ожидавшие такую реакцию со стороны москвичей, предложили им ряд льгот: парковку во дворах сохранили бесплатной на общих основаниях (оградить дворы от «чужаков» предложили шлагбаумами), а жильцы домов, попавших в пилотную зону, могли оформить резидентное разрешение, которое позволяет бесплатно оставлять автомобиль на улице с 8 вечера до 8 утра. Москвичи подсчитали, что если держать машину на улице постоянно, то 50 рублей в час превратятся в 16 тысяч рублей в месяц, — и потребовали дополнительных льгот. Под давлением общественности эти льготы в итоге были предоставлены: для дневной парковки на улицах в пределах района проживания можно оформить годовой абонемент за 3 тысячи рублей.
Однако именно резидентное соглашение на парковку и оказалось самым спорным из нововведений, информация о которых начала поступать незадолго до расширения зоны платной парковки до всей площади Бульварного кольца. Прежде всего, была жестко закреплена норма — одно разрешение на одну квартиру (за исключением коммуналок, где одно разрешение приходится на каждый лицевой счет). Более того, теперь для оформления такого разрешения владельцу машины надо не только представить документы о собственности на квартиру, но и подтвердить, что его сожители не возражают отдать единственное бесплатное место именно ему. При этом согласие требуется не только от всех без исключения собственников, но и от тех, кто снимает жилье по договору найма. В довершение, согласие должно быть заверено нотариально, то есть — за отдельную плату. Возможно, таким образом власти решили оградить себя от участия в спорах за машиноместа между сожителями, но явно свою инициативу они никак не объяснили. «Это неудобно, но один раз в год сходить и получить нотариально заверенное согласие можно», — так прокомментировал новое требование Ликсутов.
Вторым знаковым — на этот раз более позитивным — новшеством стало расширение возможностей оплаты парковки. На ранних этапах пилотного проекта даже те из водителей, кто был готов заплатить за стоянку, не сразу смогли это сделать. Паркоматы (их было 10 штук) приходилось долго искать, к тому же они принимали только банковские карты (чтобы автоматы, полные денег, в первую же неделю не похитили). Были также карты предоплаты, но они поступили в салоны сотовой связи и киоски с заметным опозданием. Главной же головной болью для некоторых водителей стала оплата через SMS-сообщения со счета мобильного телефона, которая позиционировалась как наиболее удобная. Некоторые тарифы сотовой связи не позволили списывать средства через короткие номера, а качество приема на территории оставляло желать лучшего.
Теперь городские власти сообщают, что добились от сотовых операторов улучшения качества связи в центре города в три раза. Для постоплатных и корпоративных тарифов ввели парковочные скретч-карты — карта определенного номинала покупается заранее, а SMS используются только для отправки скрытого под ее защитным слоем кода. Количество паркоматов на расширенной территории платной парковки довели до 145 штук, а для большей заметности их снабдили светящимися коробами сверху. Кроме того, сохраняется возможность оплатить стоянку с личного счета на портале московского парковочного пространства при помощи мобильного приложения.
Полгода парковочного эксперимента также отчетливо дали понять, что автовладельцы, которым хочется парковаться в центре, но не хочется за это платить, не готовы сдаваться без боя. Несмотря на то что за прошедшее время уже выписано штрафов за неоплаченную стоянку на 14 миллионов рублей (сумма, сопоставимая с выручкой от оплаты парковки, — 20 миллионов рублей), находчивым водителям наказания удалось избежать. Самым радикальным способом «защиты» от специальных патрульных автомобилей с «Парконами» (комплексами видеофиксации нарушения правил парковки) стали снятые с машины номера. Наибольшее же распространение получила другая уловка: номер автомобиля остается на месте, но отдельные цифры или буквы на нем замазаны, стерты или (как бы случайно) прикрыты различными предметами.
В настоящее время по всему городу курсируют 150 машин с «Парконами» — из них 110 сосредоточены в Центральном административном округе столицы. Власти планируют довести общее количество мобильных комплексов на дорогах Москвы до 350 штук в течение лета 2013 года. Что касается борьбы с нечитаемыми по различным причинам номерами, то для этого в столице появятся 100 инспекторов с портативными аналогами «Парконов», они будут пешком патрулировать парковочную зону и при необходимости «очищать» номерные знаки от посторонних предметов. В этом им готовы помогать активисты на велосипедах, которые уже устраивают свои профилактические рейды против бумажек и пакетиков на номерах.
Штрафы пока оставили на прежнем уровне: 1,5 тысячи рублей за парковку в нарушение правил (например, не по разметке или с заездом на тротуар), 2,5 тысячи рублей за неоплаченную парковку и 5 тысяч рублей за нечитаемый или отсутствующий номерной знак.
Всю территорию, ограниченную Бульварным кольцом и Москвой-рекой, поделили на восемь парковочных зон. Еще восемь зон созданы вдоль самих бульваров — одной из них стала пилотная зона, расположенная между Бульварным и Садовым кольцами, а также улицей Малая Дмитровка и Цветным бульваром. Общее количество машиномест на улицах внутри парковочного пространства составит 4547 штук. О свободных местах на улицах будут сообщать 45 электронных табло, а о правилах парковки и оплаты — 1900 информационных щитов.
Дальнейшее расширение зоны платной парковки пока находится под вопросом. В самом начале пилотного проекта высказывались амбициозные планы о переводе на платную основу парковки внутри всего Садового кольца до конца 2013 года. Впоследствии от этих планов отказались, предложив в качестве альтернативы создание точечных парковок — в частности, платных стоянок около московских парков. Одной из главных причин, по которым чиновники решили не спешить, могла стать психологическая неготовность автовладельцев пересесть на общественный транспорт (а именно это обозначалось как конечная цель взимания платы за парковку). В центре города расположено большое количество офисных зданий, и значительная часть автотранспорта на улицах принадлежит именно тем, кто приезжает на машине на работу. «Если люди предпочитают многочасовые пробки метрополитену, то вряд ли их остановит плата за паркинг. К тому же начнут оставлять машины во дворах», — прокомментировал ситуацию «Ленте.ру» директор по развитию компании «Автолокатор» Сергей Александров.
О неготовности водителей к путешествию в центр города без своего автомобиля свидетельствует и статистика по итогам пилотного проекта. Оставлять машины на улицах внутри парковочной зоны стали на 83 процента реже, вот только скорость движения на тех же улицах возросла всего на 6-8 процентов. Это говорит не столько об уменьшении количества машин, сколько о наведении порядка с их расстановкой по обочинам дороги.
Учитывая столь скромные показатели реального улучшения дорожной обстановки, трудно понять, почему московские власти заявляют об успехе своего пилотного проекта. Городские чиновники докладывают о более чем 4 тысячах организованных машиномест, но не сообщают, сколько человек парковалось внутри Бульварного кольца до этого. Для сравнения, только на территории пилотного проекта проживает около 2 тысяч семей, значительная часть которых владеет как минимум одной машиной. Не поддаются учету и все случаи, когда водители избежали штрафа в результате недостатков автоматического контроля, хотя руководство города явно намерено усилить неотвратимость наказания. Так что пока желание нарастить территорию парковочного пространства выглядит скорее как стремление по отработанной схеме увеличить число приносящих доход городу машиномест, а не улучшить ситуацию с пробками в центре города.