Исход президентских выборов в Азербайджане предрешен — эксперты сходятся во мнении, что голосование, до которого осталось менее месяца, выиграет действующий глава государства Ильхам Алиев. Оппозиция в очередной раз не смогла договориться и найти ему достойного соперника. Кинодраматург Рустам Ибрагимбеков, на которого возлагали надежды оппоненты Алиева, выбыл из предвыборной гонки, позднее признавшись, что вообще не хотел заниматься политикой.
Оппозиционеры до последнего пытались оспорить выдвижение Ильхама Алиева на очередной, третий по счету срок. Они ссылались на конституцию, однако формально желание Алиева сохранить власть не вступало в противоречие с основным законом. Об этом его соратники позаботились еще в 2009 году, когда по итогам референдума в Азербайджане была принята поправка, позволявшая одному человеку избираться президентом неограниченное число раз. Противники Алиева пытались доказать, что эта поправка не имеет обратной силы, то есть ее действие не может распространяться на нынешнего президента, занявшего свой пост в 2003 году. Надеялись они и на определенное воздействие со стороны Запада, осторожно заявившего устами главы мониторингового комитета ПАСЕ Андреса Херкеля, что в европейских странах неплохо бы иметь возможность обновлять политическое руководство и что Азербайджану вряд ли польстит сравнение с Белоруссией (где лимит на избрание одного и того же человека президентом был отменен еще в 2004 году).
Но усилия противников Алиева оказались тщетными. Минувшим летом президент был единогласно выдвинут кандидатом от правящей партии «Ени Азербайджан» («Новый Азербайджан») и к началу предвыборной агитации (она стартовала 16 сентября) так и не увидел рядом с собой сколько-нибудь опасных соперников. Помимо Алиева в президентскую гонку включились еще девять человек. Наиболее заметные из них — кандидат от оппозиционного Национального cовета демократических сил Джамиль Гасанли и лидер партии «Умид» («Надежда») Игбал Агазаде. По мнению наблюдателей, они могут рассчитывать на второе и третье места соответственно.
«Агазаде, будучи умеренным оппозиционером, является единственным депутатом парламента нынешнего созыва, который поднимает злободневные проблемы страны, активно выступает в защиту прав арестованных политических активистов», — заявил «Кавказскому узлу» аналитик Шахин Аббасов. Что касается Гасанли, то ему некоторые предсказывали результат чуть ли не в 30 процентов голосов. Скептики, однако, отмечали, что в отличие от Ибрагимбекова историк Гасанли не обладает сколько-нибудь серьезной электоральной базой и мало известен даже в Баку.
Часть вины за это можно возложить на соратников Гасанли, выбравших его в качестве «запасного» кандидата. Национальный совет — оппозиционное объединение, выдвинувшее Гасанли, — был создан в начале лета. На структуру, в которую вошли представители 15 партий и движений (в частности, таких долгожителей, как «Мусават» и «Народный фронт Азербайджана»), возлагались определенные надежды — азербайджанская оппозиция безуспешно пытается объединиться уже 20 лет. В последний раз возможность выдвижения единого кандидата партии обсуждали незадолго до выборов 2003 года, на фоне ухудшившегося самочувствия Гейдара Алиева, но тогда переговоры провалились.
Очевидно, что нынешний план объединения хоть и удался, но ощутимых результатов не принес. Во многом из-за нерасторопности самих оппозиционеров — первоначально они решили, что на выборах их будет представлять режиссер и кинодраматург, сценарист культового советского фильма «Белое солнце пустыни» Рустам Ибрагимбеков. Несколько странно было выдвигать кандидата, который последние годы жил в Москве и воздерживался от возвращения в Азербайджан, где против него было возбуждено дело о неуплате налогов. Хотя, возможно, решающую роль в данном случае сыграл авторитет Ибрагимбекова, а также его умеренные взгляды, благодаря которым, как отметил глава экспертной группы «Левые социалисты» Рустам Шахсуваров, ему удалось сформировать «широкую коалицию оппозиционных сил, от исламистов до либералов и ярых националистов».
Впоследствии Ибрагимбеков так и не смог зарегистрироваться в Центризбиркоме из-за наличия у него российского гражданства (по закону, обладатели еще одного гражданства, помимо азербайджанского, не могут участвовать в президентских выборах). Политик заявил, что откажется от российского паспорта, но к назначенному сроку не успел пройти все необходимые процедуры. За этим последовали затяжные разборки в оппозиции и обвинения, что согласованный кандидат, дескать, заранее знал, что его не допустят до голосования. В конце августа Нацсовет выбрал нового претендента на высший государственный пост — профессора Джамиля Гасанли.
Ибрагимбеков публично поддержал Гасанли, а затем, как утверждают некоторые, решил отмежеваться от национального совета, председателем которого до сих пор является. На днях агентству АПА режиссер заявил буквально следующее: «Дело в том, что я даже и не думал становиться единым кандидатом в президенты. Меня вынудили» (позднее Ибрагимбеков попытался исправить положение, сказав, что его слова неправильно перевели). Оппозиционер заявил также о намерении уйти из политики. «Все знали, что я не хочу ей заниматься», — добавил он. Гасанли между тем начал предвыборную кампанию. Он заявил азербайджанской службе «Би-Би-Си» о «больших шансах на победу», оговорившись, впрочем, что это будет возможно в случае честных и демократических выборов. Как профессор рассчитывает менее чем за месяц расположить к себе электорат, пока неясно, к тому же, по данным СМИ, он не намерен участвовать в теледебатах.
Соратники Алиева сдержанно отзываются о Гасанли, не упуская при этом возможности задеть своих оппонентов. «Нам стыдно за азербайджанскую оппозицию. Мы стали свидетелями того, в каком положении они оказались в связи с выдвижением своего кандидата. Теперь они выдвинули кандидатуру порядочного ученого. Но они и его опозорят», — заявил замглавы правительства Али Гасанов.
Не вызывает сомнений, что в Ибрагимбекове действующее руководство республики видело гораздо более серьезного соперника. Свою роль здесь сыграли и слухи о том, что режиссеру благоволило российское руководство, якобы охладевшее в последние годы к Ильхаму Алиеву. В середине августа, перед визитом в Баку президента России Владимира Путина, в азербайджанских СМИ всплыла история о якобы имевшей место попытке госпереворота, фамилию Ибрагимбекова не упоминали, но косвенная связь все же подразумевалась.
Статью о попытке свержения Алиева опубликовал журналист Эйнулла Фатуллаев. В ней утверждалось, что государственный переворот в Азербайджане пыталось организовать руководство так называемого «союза миллиардеров», созданного в Москве в прошлом году. Этот союз сформировала группа бизнесменов из Всероссийского азербайджанского конгресса, и Рустам Ибрагимбеков был одним из основателей. На борьбу с алиевской властью организация якобы выделила 20 миллионов долларов. В материале утверждалось, что к заговору могли иметь отношение российские власти, в частности, замглавы администрации президента РФ Вячеслав Володин, однако планы заговорщиков провалились, так как их не поддержал президент Владимир Путин. Визит российского лидера в Баку, по мнению Фатуллаева, продемонстрировал его расположение к Алиеву и одновременно окончательно развеял иллюзии о том, что Россия помогает азербайджанской оппозиции.
Ряд экспертов считает, что поездка Владимира Путина в Азербайджан явилась переломным моментом предвыборной кампании. Впрочем, к этому моменту Ибрагимбеков уже фактически отказался от участия в выборах. Что же касается истории о госперевороте, то есть мнение, что руководство республики могло таким образом подстраховаться и намекнуть оппозиции на то, что ей нужно снизить пыл предвыборной борьбы (правда, эта версия также не выдерживает критики, поскольку никакой борьбы, по сути дела, нет).
Если не произойдет ничего непредвиденного, голосование пройдет вполне заурядно и Алиев получит абсолютное большинство голосов. Глава государства, по всей видимости, также уверен в своей победе, поэтому в преддверии выборов пока лишь дежурно повысил зарплаты бюджетникам.
В отсутствие интриги местным СМИ остается комментировать неизбежность победы действующего президента. Например, лояльное Алиеву издание Haqqin.az строит прогноз о результатах выборов по состоянию рынка жилья. «Если люди испуганы и не уверены в завтрашнем дне своей страны, они уезжают и продают недвижимость, как следствие, цены на жилье начинают падать. Такую ситуацию можно было наблюдать в Азербайджане в 2003-м году перед выборами президента. Сейчас же статистика такова: рост цен на недвижимость составил 15 процентов по сравнению с показателями предыдущего года», — пишет автор статьи, уточняя, что народ со своим выбором определился и «голосует за тучную стабильность и предсказуемость, которая ассоциируется с нынешней властью».