В сентябре в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ полноценно заработала кафедра теологии: заведующий кафедрой митрополит Волоколамский Иларион (по совместительству занимающий еще немало других постов) прочитал первую лекцию курса «История христианской мысли», рассказывающую о смысле православия и о жизни Христа. На первую лекцию пришли «несколько сот студентов» — правда, большинство из них послушать митрополита вынудила администрация вуза. Но на кафедре теологии лекции читает не только митрополит; есть там и два общегуманитарных курса — «История искусства» и «Язык как феномен культуры». «Лента.ру» попыталась разобраться, чем занимается вызвавшая столько споров кафедра МИФИ.
Об открытии кафедры теологии стало известно в октябре 2012 года, и тогда же «Лента.ру» писала о том, что привело МИФИ к такому шагу. Вплоть до начала нового учебного года о кафедре было известно немногое, а именно что ее возглавит митрополит Иларион и что занятия будут необязательными для студентов. В конце августа независимый сайт «Мифист» опубликовал предварительное расписание кафедры теологии: в нем было три курса, и действительно, все они — по крайней мере, формально — являлись курсами по выбору.
Христианская мысль
Курс лекций «История христианской мысли» читает, согласно расписанию, Григорий Алфеев, — это и есть митрополит Иларион, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени Кирилла и Мефодия, настоятель храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке и, по совместительству, заведующий кафедрой теологии. Лекции митрополита значатся как курс по выбору у нескольких групп второго курса факультета управления и экономики высоких технологий (бывший гуманитарный факультет; ныне обозначается как факультет «У»). При этом, судя по расписанию, выбирать студентам особенно не из чего; впрочем, по словам учащихся в МИФИ, «История христианской мысли» обязательным курсом не является и те, у кого он стоит в расписании, на него могут не ходить. Будет ли пропуск лекций чем-то чреват во время сессии, пока что неизвестно: переклички на занятиях не устраивают. В конце курса студентов ожидает зачет (о чем они узнали на третьей лекции), но в какой форме он пройдет, неясно.
Первая лекция в рамках курса состоялась 3 сентября. Началась она с общего введения, за которым последовал показ фильма о личности Христа — первого из цикла «Церковь в истории» авторства самого Илариона, созданный при финансовой поддержке Роспечати. За фильмом последовали аплодисменты — и основная часть лекции. Митрополит Иларион рассказывал о возникновении христианства, о личности Христа и ее значении, об основных догматах и о смысле христианского учения, о Льве Толстом и о Библии. С полным текстом можно ознакомиться на сайте ОВЦС Московского патриархата, а видеозапись лекции выложена на YouTube.
На первой лекции, как отчитался ОВЦС, было «несколько сот человек»: студенты, у которых курс стоит в расписании, ректор, преподаватели и учащиеся самых разных факультетов, захотевшие послушать митрополита. На видео видно, что актовый зал, в котором проходило занятие, полностью заполнен. Однако вскоре выяснилось, что большинство присутствующих были на лекции вовсе не по своей воле.
Например, значительное число студентов на лекции составили учащиеся военной кафедры. Как пишет «Мифист», в 15:45 (лекция митрополита Илариона начиналась в 16:15) весь личный состав кафедры должен был появиться на плацу в гражданском. Оттуда студентов — вне зависимости от того, стоят у них какие-то пары в расписании или нет, — провели в актовый зал, у входа в который уже находилось какое-то количество первокурсников с преподавателями (лекции по истории христианской мысли, напомним, есть в расписании только у второго курса). Накануне во «ВКонтакте» появилось сообщение о том, что 3 сентября в 16:15 ряд групп первого курса физико-технического факультета (факультет «Ф») должны прийти в актовый зал, чтобы послушать «интересную и к сожалению (или к счастью) обязательную» лекцию, которую студентам зачтут как факультатив. Призывали прийти и несколько групп первого курса факультета автоматики и электроники (факультет «А»), при этом призыв исходил от заместителя декана факультета Владимира Шуренкова. Какие санкции могут применить к тем, кто не придет (будь они с военной кафедры, с факультета «А» или с факультета «Ф»), не сообщалось.
Как рассказал «Ленте.ру» студент, пожелавший остаться неизвестным, 3 сентября учащимся на военной кафедре пообещали, что больше принудительного «загона» на лекции митрополита Илариона не будет. Однако через неделю, 10 сентября, ситуация повторилась: в 15:45 вновь всех собрали на плацу, не уточняя цели собрания, и повели в актовый зал. Когда студенты вошли в аудиторию, там не было почти никого. Спустя некоторое время на лекцию стали приходить студенты: среди них были первокурсники, которых сняли с поточной лекции по экономике. У входа в аудиторию тем временем лежало около 200 религиозных книг, в том числе Евангелие, с табличкой «подарок от митрополита». В конце лекции преподаватель задал прочитать что-то (что именно, собеседники «Ленты.ру» сказать затруднились) по этим книгам к следующему разу.
Третья лекция прошла совсем иначе, нежели первые две. Во-первых, она состоялась в той аудитории, которая и указана в расписании, а не в актовом зале. Во-вторых, ни слушателей военной кафедры, ни первокурсников приходить туда уже не заставляли. В-третьих, читал лекцию не митрополит, а один из его помощников.
Еще в самом начале семестра на собрании старост было объявлено, что с каждого курса нужно собрать по 20 человек, которые захотят добровольно посещать «Историю христианской мысли». Эти студенты по окончании курса смогут занести его в свой личный кабинет в качестве достижения, но на что это будет в итоге влиять, неясно. Вместе с тем, студент второго курса факультета экспериментальной и теоретической физики (факультет «Т»), пожелавший остаться неизвестным, рассказал «Ленте.ру», что учащимся предложили посетить необязательную лекцию по теологии во вторник, 1 октября, в актовом зале в 16:15 и потом представить о ней доклад, за который автору дадут 15 баллов по философии (для получения зачета «автоматом» необходимо набрать 50 баллов). Студент подчеркнул, что это — сугубо добровольное дело. По его словам, лекция 1 октября стала второй в числе добровольных лекций по теологии, однако о первой ему и его одногруппникам вовремя не рассказали (если считать с начала семестра, то эта лекция была уже пятой в рамках «Истории христианской мысли» с начала курса).
На лекции 1 октября актовый зал вновь был забит под завязку, и речь на ней шла о причинах раскола христианской церкви и о различии между разными ветвями христианства. Читал ее, по словам студента, какой-то священник (лектор не представился), но не митрополит.
Без сомнения, образованному человеку (будь то технарь или гуманитарий) полезно знать историю христианства, уметь разбираться в особенностях религиозного мировоззрения и владеть представлением о церковной жизни. И МИФИ предоставил людям с богословским образованием площадку, чтобы они поделились со студентами своими знаниями. Однако — судя по той же первой лекции митрополита Илариона — с университетской кафедры к студентам-второкурсникам обращаются как к слушателям воскресной школы, не с информацией, основанной на фактах и источниках, а с отеческим увещеванием о важности личной встречи с Христом. Происходящее, собственно, и теологией-то не назовешь — в силу элементарной неготовности аудитории к постановке сколько-нибудь сложных богословских проблем. Если критики самой идеи открытия кафедры теологии в МИФИ опасались, что священники начнут вести карикатурную религиозную пропаганду и выступать с антинаучными заявлениями, то этого, конечно, не происходит; и все же митрополит Иларион и его помощники читают не университетские лекции, а проповеди, пусть и с учетом того, что их слушатели — не прихожане храма. Но проповеди не место в светском учебном заведении.
Искусство
Впрочем, на кафедре теологии читается не только курс «История христианской мысли», вызвавший неоднозначную реакцию из-за попыток руководства МИФИ заполнить ради митрополита актовый зал. В расписании значатся еще два курса. Первый из них, «История искусства», проходит по пятницам в 12:45. Он — вместе с «Культурологией» — является курсом по выбору для пяти групп второго курса факультета теоретической и экспериментальной физики (факультет «Т»). Об искусстве студентам МИФИ рассказывает профессор Степан Ванеян, или, иначе, — отец Стефан. Ванеян в 1989 году закончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ, а спустя десять лет — аспирантуру этого же факультета. В 1999 году он был рукоположен в иереи и начал служить в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне, где несет послушание до сих пор. В 2007 году Ванеян защитил докторскую диссертацию по искусствоведению. Помимо МГУ, профессор читает курсы в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, заведует в ПСТГУ кафедрой истории и теории христианского искусства и кафедрой церковных искусств и археологии в Общецерковной аспирантуре и докторантуре (той самой, которой руководит митрополит Иларион).
Для чтения курса об искусстве в МИФИ кандидатуру Ванеяна, как рассказал сам он «Ленте.ру», предложила Ирина Новохатько. Сама Новохатько работает на кафедре социологии и гуманитарной культуры МИФИ с 1979 года, читает студентам курсы политологии и социологии. «Это прозвучало и затихло, а нынешней весной мне уже поступило предложение от имени ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры [митрополита Илариона] — „а не хотите ли вы?“. Это прозвучало как „хочу, могу и не хотеть“. Но это то предложение, от которого невозможно отказаться, тем более что мне самому показалось это интересным, потому что это могло выглядеть не как богословие, где я не вправе претендовать на полную и законную компетентность, а именно как умозрительное искусствознание, к которому я весьма склонен», — рассказывает Ванеян. Он позиционирует себя при этом не столько представителем Общецерковной аспирантуры или кафедры теологии МИФИ, сколько профессором отделения теории и истории искусства истфака МГУ, представителем университетской науки и соответствующих традиций.
Ванеян согласился прочитать курс искусствоведения в МИФИ, рассчитывая «особенно не напрягаться», поскольку теорию искусства и методологию искусствознания в МГУ он преподает уже почти 15 лет. «На истфаке МГУ со всеми традициями историзма, возможно, имеются проблемы со всеобщим искусствознанием. Мне показалось, что здесь у меня чуть более развязаны руки как раз перед физиками, которых мне представили как по большей части совсем непорочных позитивистов (но это, на самом деле, конечно, миф)», — говорит он. В итоге искусствовед стал преподавателем МИФИ.
В рамках своего курса Ванеян рассказывает о теории искусства с присовокуплением «необходимых и неизбежных общих разговоров» о психологии, социологии, культурологии. «Теология у меня по курсу только в конце запланирована в качестве некоторого итога», — говорит он. В частности, профессор рассказывает не только о характере активно-конструирующего зрительного восприятия, но и знакомит студентов с именами Карла Поппера, Пола Фейерабенда, Томаса Куна и Имре Лакатоса. «Я всего лишь надеюсь расширить их эпистемологический горизонт», — подытоживает Ванеян.
По итогам лекций, на которые ходит около 50 человек, будет зачет. «Там есть группа тех, кто считает, что нужно ходить, чтобы сдать зачет; есть группа тех, кому забавно; и есть группа тех, кому интересно», — говорит Ванеян о студентах.
Мнения студентов, посещающих «Историю искусства», разнятся. Так, студент по имени Леонид говорит, что Ванеян рассказывает интересные вещи не только про искусство, но и про мировоззрение вообще. «Читает он, на мой взгляд, не столько об истории искусства, [сколько] о жизневосприятии всего вокруг, будь то искусство или повседневность. После первой лекции я начал как-то иначе понимать некоторые вещи», — рассказывает он. Леонид добавляет, что Ванеян умеет заинтересовать публику и что лекции у него увлекательнее, чем у других преподавателей с кафедры теологии.
Однако есть и противоположные мнения. «Читаются они [лекции] ужасно, очень много воды, смысла мало, почти все студенты засыпают во время лекции, многие не ходят на нее», — рассказал «Ленте.ру» второкурсник факультета «Т», пожелавший остаться неизвестным. Сам он со второй лекции начал ходить на курс культурологии, где «преподаватель молодой, адекватный, говорит интересные вещи, о которых просто так (с уроков в школе или ненаучной литературы) не узнаешь» — например, факты из древней и современной истории и социологические феномены (преподает «Культурологию» аспирант-социолог по фамилии Царьков).
Каждый раз, говорит второкурсник, на культурологию приходят еще по 3-4 студента, до этого посещавших историю искусства. Леонид уточняет, что на первой лекции Ванеяна, действительно, было больше всего слушателей; а со второй и далее на курс ходит постоянный состав — не больше 40 человек, при этом многие из них — вовсе не те, у кого «История искусства» стоит в расписании: слушают Ванеяна и старшекурсники, и студенты иных факультетов, кроме «Т».
«Профессор Новохатько была на второй лекции, она была удовлетворена и даже весьма довольна, — рассказывает Ванеян о реакции коллеги на свой курс. — Я только боюсь, что это может быть слишком умозрительно, мне нужно больше думать об иллюстративных вещах», — замечает он, уточняя, что по ходу курса он планирует привлекать и наглядный материал, а главное — водить студентов в музеи — «к живым произведениям».
И по отзывам студентов, и по словам самого Ванеяна, никакой особой религиозности в его курсе нет, «хотя без веры — хотя бы в собственную возможность познания и в собственную аксиоматику — не может быть никакой науки, хотя не всякая наука готова говорить о том, кто — источник всякой веры», добавляет он. Ванеян, в конце концов, пытается просто увлечь студентов иной областью научных знаний и иным способом их приобретения. «Я не посягаю на их убеждения, они вполне могут оставаться ортодоксальными естественниками», — добавляет он.
Язык
Еще один курс кафедры теологии называется «Язык как феномен культуры». Он, как и «История искусства», стоит в расписании у второкурсников факультета «Т» — у тех, кому не предложили слушать курс Ванеяна. Эти студенты могут выбирать между «Языком» и «Русским языком и культурой речи» (последний читает старший преподаватель Ольга Арбатская). «Язык как феномен культуры» читает доктор филологических наук Александр Волков, специалист по риторике, заведующий на филологическом факультете МГУ имени Ломоносова кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания и читающий всем первокурсникам филфака лекции по курсу «Введение в языкознание». Говорить с «Лентой.ру» о своей работе в МИФИ он отказался, сославшись на занятость.
Помимо МГУ, Волков — как и Ванеян, и митрополит Иларион — преподает в духовном заведении. Правда, не в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, а в Московской духовной академии, где он читает курсы риторики и введения в языкознание. Кроме того, Волков является редактором раздела «Филология» на православном образовательном портале «Слово». Сын Волкова, также Александр, служит дьяконом в домовом храме МГУ — храме святой мученицы Татианы — и руководит пресс-службой патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Студенты филфака МГУ знают о религиозности Волкова-старшего (на факультете даже ходят слухи, что сдать зачет Волкову проще, если он утром был на службе), однако это знание из разряда факультетских легенд, которые передаются из уст в уста — лекции Волкова совершенно не выходят за рамки языкознания и не уклоняются в теологию.
В МИФИ, как рассказал «Ленте.ру» второкурсник факультета «Т», посещающий курс «Язык как феномен культуры», Волков «довольно интересно» рассказывает о происхождении слов, о звуках в словах и о том, как по ним можно догадаться, где живет носитель языка. «Нам ничего не навязывают на лекциях, просто сидишь и слушаешь», — говорит студент. По его словам, о том, как будет проходить аттестация по итогам курса, пока что ничего неизвестно; не исключено, что слушателям просто проставят зачет по посещаемости. Всего на лекции ходят около 30 человек, но некоторые из них не слушают лектора, а занимаются математикой.
***
Введение в общее языкознание и введение в искусствознание, которые по сути читают Волков и Ванеян, — это вполне логичное расширение гуманитарного блока МИФИ, где уже есть и философия, и культурология, и культура речи, и социология. Однако к теологии эти предметы не имеют никакого отношения, за вычетом разве что воцерковленности самих лекторов (что, в общем, их личное дело и не должно влиять на качество читаемых ими курсов). После года тревожного ожидания выяснилось, что гора родила мышь: новое административное подразделение в рамках МИФИ, броско названное кафедрой теологии, на деле предложило студентам либо вполне традиционные гуманитарные предметы, либо пастырское наставление (с опорой на мягкие принудительные меры со стороны администрации), для которого современные московские студенты-физики наверняка найдут адекватное место в списке своих интересов. Невольно напрашивается вопрос: неужели весь этот шум надо было поднимать исключительно ради того, чтобы знаменитый ядерный университет получил одобрение в глазах патриархов Русской православной церкви? Но науке об этом пока ничего неизвестно.