«Нормальное поведение в ненормальных условиях — ненормально» Генриетта Яновская — о Володине, политическом театре и «Оккупай Абае»

Сцена из спектакля «С любимыми не расставайтесь»

Сцена из спектакля «С любимыми не расставайтесь»

11 и 12 октября в московском ТЮЗе состоится премьера спектакля «С любимыми не расставайтесь» по произведениям Александра Володина. Режиссер постановки — Генриетта Яновская. С тех пор, как в 1987 году Яновская возглавила главный детский театр страны, она нечасто выпускает новые спектакли, но практически каждый из них становится важным событием московской театральной жизни. «Лента.ру» встретилась с режиссером накануне премьеры и поговорила с ней о знакомстве с Володиным, политических высказываниях в театре и переменах в обществе.

«Лента.ру»: Это же не первый ваш Володин?

Генриетта Яновская: Нет, не первый Володин. Когда-то, в далекие 1970-е годы, в своем театре «Синий мост» я делала спектакль под названием «Надо следить за своим лицом». Туда входили одноактовки, монологи и маленькие пьески Володина. Я даже сама там играла лектора, который обучал зрителей «следить за своим лицом».

Там, кажется, был кусочек из «С любимыми не расставайтесь»?

Нет. «Перегородка» — это отдельная новелла Володина (одноактная пьеса «Перегородка» позднее вошла в состав «С любимыми не расставайтесь» — прим. «Ленты.ру»). В спектакль входили одноактовки «Идеалистка», «Королева» и «Все наши комплексы». Этих текстов нет в каноническом варианте «С любимыми»

Это было в каком-то ленинградском ДК?

В ДК Володарского. Он находится на Исакиевской площади — и окна выходили на Синий мост, самый широкий мост в Ленинграде. Вот почему наш театр, который ютился в одной комнате, мы и назвали «Синий мост». И хотя актеры не были профессионалами, мне тогда предлагали продавать билеты. Я воспротивилась.

Но вы были настоящий режиссер уже.

Да, но артисты у меня были без специального профобразования, просто они были обучены мною. Замечательные, но не профессиональные актеры. Многие из них потом поступали в театральный, кончали его и возвращались обратно в «Синий мост». Потому что в театрах становилось скучно.

А спектакль по Володину ведь видел сам Володин?

Видел, видел и потрясающе смотрел. Он приходит. Написано: «Александр Володин. „Надо следить за своим лицом“». Начинаю спектакль, стою там при параде, начинаю разговаривать со зрителями. Три минуты, пять минут — ни одного володинского слова! Ни ползвука! Семь минут... Первым хохотать начал Володин.

Генриетта Яновская

Генриетта Яновская

Фото: Григорий Собченко / Коммерсантъ

У Александра Моисеевича там, как всегда, все основывалось на колоссальном внимании к человеческим болям, отчаяниям, потерям, человеческому одиночеству. А тогда появилась мода на психоаналитиков, то есть таких врачевателей психологических недугов. Был такой [Владимир] Леви, еще кто-то. Я очень хорошо помню цитаты из его «Искусства быть собой»: «Вообразите, что вы уже счастливы, и вы действительно почувствуете себя счастливыми». Ну что же вы! Вообразите себе, что счастливы — и вы уже счастливы. И вот эта невероятно глубокая мысль была лейтмотивом моего спектакля. И вот, я была неким лектором, который обучал присутствующих, как надо жить, чтобы быть счастливым. Я пользовалась словарем Даля и словарем Ожегова, сталкивала их. Это были два абсолютно несовместимых взгляда на то, что такое человек, что такое любовь и так далее. И как только у персонажей Володина возникала какая-нибудь проблема, я тут же говорила: «Минуточку», — и начинала сверять все с Далем, с Ожеговым. Меня особенно потрясали определения Ожегова: «Человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда». Первым всегда реагировал Володин. Я все время давала советы из Леви, тыкала, например, в слезы указкой: «Она страдает. А вы вообразите себе, — требовала я, — что вы уже счастливы! Ну и вы почувствуете себя счастливым». Володин потрясающе принял спектакль.

Вы уже были с ним знакомы? Как он попал к вам?

Мы жили в одном городе, были людьми одного душевного строя. Мы с Камой (режиссер Кама Гинкас, муж Генриетты Яновской — прим. «Ленты.ру») обожали Володина, и, по-моему, он хорошо относился к нам. Как Александр Моисеевич попал в «Синий мост», не помню — то ли я позвонила, то ли он услышал, что там идет что-то из него и позвонил мне. В общем, пришел. Володин, конечно, был зритель потрясающий, но своеобразный. Сколько я помню, он терпел и даже хвалил почти все спектакли, которые были поставлены по его пьесам. Уверена, что отличал хорошее от плохого. Но относился ко всем всегда очень доброжелательно. Он и человек был такой, не желающий кого-нибудь обидеть, сделать кому-нибудь больно или неприятно. Очень... какое же слово такое? «Тактичный» — неправильно. Боящийся навязать себя?

Александр Володин

Александр Володин

Фото: архив РИА Новости

Слишком деликатный?

Деликатный! Я помню замечательный момент. Он должен был первый раз прийти к нам в гости, домой. А это ленинградские дворы, Апраксин переулок, дом 19/21, вход через дом 19, вход через дом 21, куча дворов внутри, и есть внутренний двор. Окна нашей квартиры выходили в этот двор. И там всегда был превосходный звук, потому что стены со всех сторон и голос идет замечательно, как в трубу. Но если ты теряешь момент, откуда ты туда попал, то потом начинаются какие-то путешествия по дворам.

И вот мы ждем Володина. Вдруг слышу володинский голос. В дверь никто не звонит. Выглядываю — у подъезда никого нет. А голос — Володина. Я догадываюсь, иду смотрю в другую сторону. И посередине пустого двора, абсолютно пустого, где с четырех сторон стены, бродит Володин, бродит и говорит: «Не знаю я, где они живут!» Это было замечательно. «Александр Моисеевич, — кричу, — стойте! Кама за вами сейчас придет». Чудно: сидишь в квартире, слышишь голос Володина, а откуда, не знаешь.

Его «Записки нетрезвого человека» я прочла намного позже, по-моему, когда его уже не стало. Но когда он сам бывал нетрезвым человеком, то становился свободней и смелее. Вот эта деликатность уступала место желанию общения, желанию какой-то свободы. Наверное, с разными по-разному. Не могу сказать, что мы много пили вместе. Нет, не много, нормально пили. Но вот это было. И была нежность к нему, уважение, связанное с нежностью.

Ну и конечно, так как мы воспитанники Товстоногова, мы знали великие спектакли Товстоногова по володинским пьесам. Эти «Пять вечеров», и эта «Старшая сестра», и это внезапное, просто оглушительное отношение к человеку! Для советской драматургии действительно невероятное внимание к просто человеку, его судьбе. Не лозунги, не хорошая или плохая работа, а просто судьба! Особенно женские судьбы.

Вот я сейчас репетирую спектакль. И я смотрю на этих разнообразных женщин, которые там на сценической площадке (в этой пьесе же огромное количество народу), и все время вспоминаю флоберовскую фразу «Мадам Бовари — это я». Потому что в таких маленьких секундах, маленьких реакциях я узнаю его, Александра Моисеевича, узнаю и вспоминаю.

В женских именно?

Во многом в женских. В спектакле я использовала не только «С любимыми не расставайтесь». Там есть и «Агафья Тихоновна», и «Все наши комплексы», и «Записки нетрезвого человека». И в этих текстах я находила такие острые вещи, что не смогла не дать их некоторым персонажам «Любимых». И в этих кусочках явно слышится он, Володин, вдруг возникает он сам, Александр Моисеевич, эти его острые секундочки. Я бы и больше их дала, но нельзя, чтобы пьеса разбухала. Я бы, ей-богу, полностью все туда впихнула. Но, говорят, надо уметь остановиться, быть построже к себе.

Сцена из спектакля «С любимыми не расставайтесь»

Сцена из спектакля «С любимыми не расставайтесь»

Что в володинской пьесе и пьесах, раз уж их там несколько, есть сегодня, что необходимо услышать зрителю? Почему вы взяли его сейчас?

Извините, но это типичный театроведческий вопрос — почему именно сейчас. Я понимаю, [режиссеру] этот вопрос надо отработать, надо придумать на него ответ. Смешно. Потому что демагогические ответы придумываются легко. Демагогически я могу вам ответить быстро и очень красиво.

А честно?

Честно? Честно — потому что больно. Потому что я ехала в машине по Васильевской улице, и вдруг у меня как стукнуло внутри! «С любимыми не расставайтесь, с любимыми не расставайтесь, с любимыми не расставайтесь, всей кровью прорастайте в них, и каждый раз навек прощайтесь, и каждый раз навек прощайтесь...» Потому что вдруг ударило, и я вспомнила Володина. Казалось бы, причем тут он, тонкий, деликатный Александр Моисеевич? При всеобщих поисках «нового языка», «нового театра», и так далее... «С любимыми не расставайтесь» — это ведь дико несовременно. И у меня защемило все внутри от любви к человеку, от того, что в этой пьесе есть слово и понятие «любовь». И слово, и понятие, и факт. И гибель от потери, и абсурд, и дикость невозможности людей услышать друг друга. И они, как два барана на мостике утром рано, утыкаются лбами друг в друга и гибнут оба, потому что ни один не сделает шаг в сторону — и это тоже любовь. Абсурд, но любовь. Ну и мне захотелось... Как в «Обыкновенном чуде», помните, он говорит: «Знаешь что, милая, мне захотелось с тобой поговорить о любви, вот я и выдумал всю эту историю».

Гинкас уже видел ваши прогоны?

Видел. Конечно, без финала, потому что я и сама его еще не видела.

А он говорит вам, что думает о вашем спектакле, после прогона или премьеры?

Не знаю, все ли он говорит, но, конечно, говорит. Есть же иногда вещи, которые пока говорить не вовремя. Каждый раз своя, особая ситуация.

Кама Гинкас

Кама Гинкас

Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

А что-то может меняться, переделываться после этих разговоров?

Конечно, может. Но это не называется «переделать». Нет разговора о том, чтобы переделывать. Обратить внимание: «Знаешь, вот тут что-то, может быть, я не понимаю». Или: «Мне кажется, что тут уже многовато». Мы не лезем в кишки друг другу с этими делами. Мы слишком разные. Ну, он мужчина, он иначе сколочен, иногда пытается, и тогда я упираюсь: «А я так хочу», — и все на этом «хочу» заканчивается.

Вы рассказывали как-то в начале 2000-х в одной из бесед с Натальей Казьминой, про «Иванова» (спектакль «Иванов и другие» по пьесам Чехова вышел в МТЮЗе в 1993 году — прим. «Ленты.ру»), что это был спектакль, родившийся в конце века, «на выдохе века», и что в начале XXI века вы все не можете дождаться, когда время «вдохнет». Как вам кажется, оно уже «вдохнуло»?

Нет. К сожалению, нет.

А ведь пошел второй десяток уже.

Может, кто-то видит, что что-то «вдохнулось» — я не вижу. Я слышу очень много разговоров, которые пока, на мой взгляд, не достигли той точки, когда происходит какое-то настоящее обновление. Пусть конфликтное, какое угодно.

Ни в театре, ни в обществе?

Ну, в обществе, может быть.

То, что происходило в Москве в прошлом, позапрошлом году, можно считать каким-то «вдохом»?

Несомненно. И я была рада, что это произошло еще на моей жизни. Потому что те потери, которые испытала страна в 2000-х... Мне казалось, что это очень надолго. Я понимала, что да, да, это кончится, но думала — это опять очень надолго.

Я ведь понимаю, отчего вышли на улицы, как это случилось. Вышли от оскорбления, от унижения. Терпели бы и дальше, если бы не такая грубая пощечина. Просто много молодых людей вдруг пошли наблюдателями на выборы. И то, что они увидели, было такой невероятной, такой оглушительной пощечиной, что они просто вышли на Чистопрудный.

Именно они, эти молодые люди, дали надежду. Понятно, что предстоит долгий процесс, трудный процесс, с жертвами, и тем не менее... Это не тот вдох, который я имела в виду под вдохом времени. Тогда я прежде всего имела в виду искусство.

В начале XX века был такой вдох.

Да, вот я имела в виду это.

Такого пока не случилось?

Нет, не случилось. Не знаю, я ведь честно надеялась. Я надеялась, что возникнет какая-то очень острая драматургия, неожиданная, с неожиданным языком. Я ищу, читаю, честно. Но не обнаруживаю пока.

Можно еще немного не про театр? Вы часто говорили, что у вас было три самых счастливых дня, в 1991 году, во время защиты Белого дома. Когда вы выходили на митинги, приходили на «Оккупай Абай» на Чистые, было что-то похожее по ощущениям у вас?

Несомненно. Правда, у Белого дома было еще страшно. Но это было счастье, счастье лично твое — оттого, что ты преодолел страх, что вокруг красивые люди, что я не знаю, что будет завтра, но мне за себя не стыдно.

На «Оккупай Абай» меня восхищали эти молодые люди. Там, кстати, впервые я радовалась тому, что меня узнают. Помню одного потрясающего мальчика по имени Вася, который подбежал к нам с Камой Мироновичем и сказал: «Генриетта Наумовна, Кама Миронович, вы сейчас уходите отсюда, там приехали автозаки». А мы как раз и рванули на «Оккупай Абай», потому что прослышали про автозаки, приехали, так сказать, защищать этих мальчиков и девочек.

Вы очень активны как гражданин. Подписываете открытые письма, обращения, следите за всем, что происходит в обществе. Но у вас же совершенно, абсолютно неполитический театр, он совсем про другое. Как вы не смешиваете эти две вещи?

Вы знаете, я сейчас пытаюсь вспомнить все свои спектакли. Вы берете спектакли последних лет сейчас. Спектакль «Собачье сердце», поставленный во МТЮЗе (премьера спектакля состоялась 25 мая 1987 года — прим. «Ленты.ру»), был воспринят просто как декларация ненависти к шариковым.

Но вы же не ненавидите Шарикова на самом деле!

Нет. Не ненавижу. И мне было очень огорчительно тогда. «Собачье сердце» воспринималось во многом как спектакль политический, и он превозносился как политический. А он был о возникновении в человеке любви. У Преображенского, который всегда занимался только своей наукой, которому человек всегда был безразличен, — вдруг появился «ребенок», может быть, и не очень привлекательный, даже в чем-то гадкий, но его. Он его создал, полюбил.... и уничтожил. И этим самым погиб внутренне, как человек. Мы с Червинским (драматург А.Червинский, автор инсценировки «Собачьего сердца» — прим. «Ленты.ру») тогда спорили. Он мне говорил: «Он еще такое устроит, этот Преображенский!» А я ему: «Он ничего не сделает, он погиб. Он будет сидеть с пробирками, будет что-то делать. Но он убил. И теперь все внутри у него порушилось, помертвело».

Сцена из спектакля «Собачье сердце»

Сцена из спектакля «Собачье сердце»

Я могла бы просто сказать, что мне политический театр кажется узким. Я люблю, когда про человека. Про человека в мире. Внимание к человеку в мире, к его исключительности, единственности и значимости — это самое главное, что есть, на мой взгляд.

Конечно, если бы был какой-нибудь прекрасный драматургический материал, я бы, может быть, делала что-то «политическое». В юности мы хотели делать спектакль с такими персонажами: Леннон, Мэнсон и Изерли — о поисках веры и о разном выборе пути молодыми людьми примерно нашего возраста. Может, вы не знаете, Клод Изерли — это летчик, который сбросил бомбу на Хиросиму. В Америке он считался национальным героем, потому что прекратил войну одним нажатием кнопки. Но когда Изерли понял, что совершил, то вдруг стал делать совершенно странные вещи: он разбивал витрины, ломал машины. Полиция его хватала, но, обнаружив, что это тот самый Изерли, тут же отпускала. А он хотел, чтобы его судили как преступника. Тогда его отправили в психбольницу. Парадокс.

А австрийский философ Гюнтер Андерс писал президенту Соединенных Штатов, что счастлива та страна, у которой есть такие безумцы, как Изерли. А еще он писал, что ненормальными были признаны именно те поступки Изерли, которые на самом деле, с точки зрения понятий о справедливости, человечности и совести, как раз являются единственно правильными и естественными. И ненормально в данном случае само общество, которое не хочет понять Изерли. Так вот, история Изерли и потрясающие замечания Гюнтера Андерса и могло бы быть важнейшим политическим высказыванием, и про это я хотела делать спектакль. Про то, что нормальное поведение в ненормальных условиях — ненормально.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше