Месть ГМО Киборги и кальмары-убийцы. Вышла XCOM: Enemy Within

Скриншот XCOM: Enemy Within

Скриншот XCOM: Enemy Within

Обласканная критиками XCOM: Enemy Unknown вышла почти год назад. За прошедший период игра, которая является вольным переложением первой UFO, особо не разрослась: в нее добавили пару крохотных, на одну-две миссии, дополнений, но этим дело и ограничилось. Потом разработчики из Firaxis начали туманно намекать на нечто большое и новое. Мнения разошлись: кто-то считал, что речь идет о полноценном сиквеле, другие же справедливо указывали, что, если учесть репутацию студии, крупное дополнение меньше чем через год после релиза игры более вероятно. И оказались правы.

XCOM: Enemy Unknown — это знакомая история об инопланетном нашествии, которое разворачивается в условные наши дни или чуть позже на планете Земля. Конгресс стран во главе с безликим человеком выбирает главу тайной службы XCOM и поручает ему вести борьбу с внеземными захватчиками. Сопротивление ведется на двух уровнях — стратегическом (на нем мы строим базу, выбираем, кому и как оказывать помощь во время рейдов инопланетян, осваиваем технологии захватчиков и занимаемся краткосрочным и долгосрочным планированием) и тактическом (то есть непосредственно на поле боя).

По традиции Firaxis с релизом Enemy Within общая канва не изменилась. Разработчики просто добавили туда параллельную сюжетную ветку и драматически изменили геймплей и на тактическом, и на стратегическом уровне. Для этого они ввели в игру две новых переменных. И первой из них стал MELD.

Киборги и генная инженерия

MELD — это, как выясняется почти сразу, некая субстанция, которая состоит из нанороботов, способных изменять геном. Это открытие оказывает решающее влияние на технологии людей: благодаря ему они осваивают производство гигантских человекоподобных роботов и совершают революцию в мире генных технологий. На уровне стратегии это означает, что на базе открываются два новых вида исследований/производства: генетическая лаборатория и инженерное подразделение, которое занимается созданием киборгов. Как и в обычной жизни, исследователи слегка конкурируют: ученые утверждают, что важнее генной инженерии на свете ничего нет, инженеры указывают, что ресурсы разумнее потратить на создание и апгрейд армии роботов.

Количество MELD’а, как водится, ограничено, и на все сразу (во всяком случае на начальном этапе) его не хватит. Поэтому перед игроком часто встает вопрос: что важнее — солдат, который умеет регенерировать, имеет меньше шансов умереть при критическом ранении и, скажем, мимикрирует под окружающую среду, или улучшение киберкостюма, которое позволит не только выжигать все живое напалмом огнеметом, но и добавит туда гранатомет?

На тактическую часть игры новое вещество тоже повлияло ощутимо. MELD завезен инопланетянами, и потому им тоже доступна технология производства киборгов. Усиленные киберкостюмом сектоиды появляются в игре довольно быстро и на первых этапах представляют собой серьезных противников. К тому же их часто сопровождают обычные сектоиды, которые оказывают вражеским киборгам телепатическую поддержку. При этом механизированные инопланетяне получают несколько единиц дополнительной защиты, и ее тоже нужно пробить.

MELD влияет и на темп боя. Добывать его можно единственно возможным способом — во время сражений. То есть либо на месте крушения/посадки летающей тарелки, либо во время похищения людей. Засада заключается в том, что у каждой канистры с веществом есть встроенный режим самоуничтожения, который активируется через несколько ходов. Поэтому осторожное изучение карты тут не окупается: на начальном этапе следует действовать более агрессивно, чтобы не лишиться ценного ресурса. MELD в конечном итоге оказывается более ценной вещью, чем многие солдаты XCOM: на первых этапах развития найти новых рекрутов намного проще, чем расстаться с редким, ценным и очень важным для развития материалом.

Загадочные конкуренты

Вторым важным нововведением стал тот самый внутренний враг, на которого намекает название дополнения. У XCOM появилась конкурирующая организация под названием EXALT. Цели ее туманны: что именно им надо, кроме как саботировать борьбу с инопланетянами и провоцировать панику, непонятно. Но EXALT прикладывает все усилия, чтобы из совета стран, поддерживающих XCOM, вышло как можно больше участников, а проект, соответственно, провалился.

Присутствие EXALT сказывается на геймплее на обоих уровнях — на тактическом и стратегическом. Например, уровень паники в стране можно снизить, отправив туда одного из ветеранов XCOM на задание под прикрытием, чтобы раскрыть и вывести на чистую воду ячейку конкурентов. Такие задания обычно завершаются миссиями, в которых нужно а) украсть/сохранить информацию, б) сохранить собственно оперативника. Кроме краткосрочного уменьшения паники у них есть и долгосрочный эффект: каждое задание на шаг приближает оперативников XCOM к знанию о том, где находится база оппонента.

Разведданные, однако, поступают в довольно обрывочном виде, поэтому на сбор информации приходится потратить немало времени. Тут — как и всегда в XCOM — существует вечный выбор из двух зол. Затягивать вычисление базы EXALT нельзя, так как паника нарастает. Но найти ее методом подбора тоже не получится, потому что страна, которую несправедливо обвинили в укрывательстве, обиженно выходит из проекта и прекращает финансирование.

Вымершие деревни и летучие кальмары

Кроме двух основных изменений в XCOM появилась куча менее очевидных, но важных нововведений. Например, достаточное количество новых карт: теперь летающие тарелки не падают, вопреки логике, только в отдельных пустынных районах «около границы Германии», но терпят крушение и над населенными пунктами (или, например, над процветающей фермой). Среди хорошо знакомых заданий Совета стран встречаются совершенно новые блистательные истории. Например, там есть миссия, в которой нужно выяснить, что случилось во внезапно вымершей рыболовецкой деревеньке на краю света. Она начинается почти как хоррор: в тишине под летящим снегом солдаты XCOM идут по набережной, и вокруг Ничего Не Происходит. Уже со второго хода темп миссии резко меняется, и к финалу она становится бегом наперегонки со временем.

Кроме киберсектоидов, появился еще один новый класс врагов — Охотник, летающий робот-невидимка, похожий на здоровенного неприятного кальмара. Особого дисбаланса он в игру не приносит, но добавляет новый фактор риска: кальмары ходят на охоту парами и любят атаковать раненых или тех, кто оказался в стороне от остальных солдат. Они парализуют жертву и заодно лишают части жизни. Поэтому в сражениях с их участием периодически возникает ситуация, когда не успеваешь порадоваться за вроде бы все преодолевшего бойца — а его уже элегантно приканчивает возникший из пустоты Охотник.

XCOM: Enemy Unknown была одной из самых сложных, интересных и запоминающихся игр 2012 года. Ее разработчикам удалось придумать стратегию двадцатилетней давности заново, но при этом сохранить в ней ощущение гонки со временем, в которой или мы, или они, и каждый шаг — последний. Enemy Within не меняет игру радикальным образом, но при этом удивительным образом оттачивает ее геймплей, делает его более увлекательным, более рискованным, более совершенным.

Более XCOM.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше