Но если россияне только начинают входить во вкус, то за рубежом развлекательная инфраструктура торговых центров поставлена на широкую ногу. Ярким примером тому может служить Dubai Mall в одноименном арабском эмирате. Это вообще ТЦ-рекордсмен: он считается крупнейшим в мире по общей площади (1,2 миллиона квадратных метров) и в нем расположен огромный крытый океанариум, который благодаря своим размерам вошел в Книгу рекордов Гиннеса. Кроме того, в Dubai Mall открыты первый в регионе тематический парк игровых приставок Sega, ледовая арена олимпийских размеров и симулятор полетов iPilot, где посетители «пилотируют» пассажирские лайнеры Boeing 737-800.
Владельцы другого дубайского торгового центра - Mall of Emirates - построили в здании искусственный крытый горнолыжный склон, который принимает до 5 тысяч человек в сутки.
В США не более 20 процентов торговых центров имеют развлекательную составляющую - там достаточно различных отдельностоящих тематических и развлекательных парков и заведений. Зато в Америке есть Лас-Вегас, а в нем - один из самых интересных торговых центров в мире - Grand Canal Shoppes, принимающий около 20 миллионов посетителей в год. Площадь комплекса - более 46 тысяч квадратных метров. Там можно кататься на гондоле по водным каналам, посетить бесплатное костюмированное оперное шоу, сходить на фотовыставку или в галерею восковых фигур мадам Тюссо. Есть и примеры попроще: так, в одном из крупнейших американских торговых центров Mall of America (Блумингтон, Миннесота) расположен первый в США крытый парк аттракционов Nickelodeon Universe, а в торговом центре Destiny USA (Сиракьюс, Нью-Йорк) - большой картинг-центр.
Москва не отстает
Развлекательная составляющая есть в каждом втором крупном ТЦ столицы. Стандартно это многозальник, боулинг, детский развлекательный центр. Многие добавили спортивную инфраструктуру. Например, в торговом центре «Экстрим» на Речном вокзале расположен скалодром, площадь поверхности скалолазных стен в котором составляет около 300 квадратных метров. В ТЦ «Город Лефортово» на шоссе Энтузиастов находится хоккейный комплекс «Град» с ледовой ареной - там нередко проводятся хоккейные матчи и представления по фигурному катанию. В торговых центрах «Мега» за МКАД есть катки. К слову, свой каток и боулинг имеются даже в торгово-ярмарочном центре «Москва» в Люблино, куда в свое время перебралась часть торговцев с Черкизовского рынка.
«Долгое время невысокий уровень конкуренции позволял любому более или менее качественному объекту быть успешным, - рассказала "Дому" директор отдела аналитики компании Knight Frank & CIS Ольга Ясько. - Но ситуация изменилась: собственникам торговых центров приходится прилагать значительные усилия, чтобы выделить свой объект среди конкурентов. Именно созданию уникального образа на рынке способствуют оригинальные "якоря"» . Масштабнее всех к созданию инфраструктуры в своих ТЦ подошли группа компаний «Ташир» и Crocus Group, взяв на вооружение самые яркие западные примеры.
Когда Crocus Group открыла первый ТРЦ Vegas на Каширском шоссе, стало понятно, что послужило источником вдохновения. В американском Grand Canal Shoppes море развлечений и необычное оформление - переплетение стилей разных стран. Crocus выбрал для своего первого ТРЦ Vegas концепцию тематических зон: восточный базар, подсвеченная огнями улица Гинза, ювелирная улица Gold Street и так далее. Там же разместился и развлекательный парк Happylon с ледовой ареной, 28-метровым колесом обозрения и 19-метровой башней падения. Кроме того, в торговом центре есть музей шоу-бизнеса с концертными костюмами знаменитостей и аллея славы со звездами Роберта де Ниро, Милы Йовович, Карлоса Сантаны и много кого еще.
«Ташир», очевидно, вдохновился дубайским океанариумом и решил открыть собственный - в торговом центре «Рио» на Дмитровском шоссе. Площадь экспозиции составляет 3,5 тысячи квадратных метров, в бассейнах около 1,2 тысячи кубометров воды. В океанариуме представлено 250 видов морских и пресноводных рыб, а общее число обитателей - более 10 тысяч.
Эксперимент с океанариумом показался компании вполне успешным, теперь они задумали новый проект - торговые центры с зоопарками в Москве и Санкт-Петербурге. Московский разместится в «Рио» на Дмитровском шоссе, рядом с океанариумом. Идея не то чтобы очень новая - мини-зоопарк уже есть в московском торговом центре «Ритейл Парк» на Варшавском шоссе. Но у «Ташира» другие масштабы: 2,4 тысячи квадратных метров под зоопарк в Москве, 2,6 тысячи «квадратов» - в Петербурге, 50 редких видов животных со всего мира, в каждом зоопарке - по 400 обитателей: птиц, рептилий, земноводных и млекопитающих. Открыть зоопарки компания планирует в 2014 году.
«Ташир» свой интерес к мировой фауне объясняет современными реалиями рынка. «Обычный торговый центр со стандартным набором арендаторов будет обеспечивать соответствующий трафик и доход, - рассказала "Дому" руководитель пресс-службы группы Зара Аджемян, - он будет наиболее чувствителен к постоянно меняющейся конкурентной среде, и, как результат, его жизненный цикл может существенно сократиться. Для девелоперов пришло время удивлять проектами».
Трудно, зато людно
Такие масштабные инфраструктурные объекты довольно дороги. Например, «Ташир» планирует потратить на оба зоопарка около 10 миллионов долларов, обустройство океанариума обошлось в 18 миллионов долларов. В компании заверили, что расходы на океанариум окупились за год.
А дальше океанариум нужно содержать. Как рассказала Зара Аджемян, ежемесячно расходуется более полутора тысяч кубов воды, 200 тысяч киловатт электричества, шесть тонн морской соли, которую поставляют из Израиля, и более тонны корма. Кроме того, в океанариуме работают 65 сотрудников: административный персонал, специалисты по уходу за животными и техники по эксплуатации оборудования.
По мнению руководителя направления консалтинга в сфере торговых площадей компании Jones Lang LaSalle Антона Коротаева, развлекательные составляющие в большинстве не представляют собой особенно выгодную статью бюджета торгово-развлекательного проекта, поэтому девелоперы используют их скорее как инструмент по расширению целевой аудитории. Как правило, разнообразные развлекательные форматы привлекают молодежь и семьи с детьми, которые стремятся разнообразить свой досуг.
Ольга Ясько из Knight Frank согласна, что основная функция крупных инфраструктурных объектов - привлечь как можно больше посетителей в торговый центр. Однако, по ее мнению, доля доходов от деятельности операторов развлечений (а это зачастую сами собственники) составляет значительную часть общей выручки. Например, для аквапарка она находится в диапазоне от 20 до 50 процентов от общей выручки, для кинотеатра - от 30 до 60 процентов, для боулинга – до 50 процентов.
Она также отметила, что около 60 процентов посетителей развлекательной зоны не совершают покупок в галерее торгового центра - большинство предметно идет в кинотеатр, в боулинг или на каток. Тем не менее наличие развлекательной зоны в торговом центре способствует росту оборота его арендаторов в среднем на 10 процентов.
Руководитель направления PR и маркетинговых коммуникаций компании «Магазин магазинов» Юлия Кузнецова, в свою очередь, рассказала «Дому», что на рынке наметилась тенденция перепрофилирования части торговых площадей в зону развлечений, а многие девелоперы изначально проектируют крупные площади под инфраструктурные объекты таких зон при запуске торговых центров. «Теперь наличие досуговых зон, несомненно, является значительным конкурентным преимуществом в "борьбе" за посетителей наряду со сбалансированным пулом торговых арендаторов», - отметила она.
Впрочем, на одни только развлечения надежды нет. Всем известно: чтобы торговый центр был успешным, необходимы хорошее местоположение и транспортная доступность. Иначе может случиться неприятность, вроде той, что произошла с South China Mall - крупнейшим в Китае торговым центром. Комплекс, рассчитанный на 2350 магазинов, был введен в эксплуатацию еще в 2005 году, его общая площадь составляет 890 тысяч квадратных метров, торговая — более 600 тысяч. Комплекс разделен на зоны, стилизованные под Сан-Франциско, Париж, Амстердам, Венецию, а также под тропические леса и побережье Карибского моря. Кроме того, была продумана обширная инфраструктурная составляющая: центр семейного досуга, спа-центры, пятизвездочный отель, ночной клуб и даже часовня. Беда в том, что девелопер решил построить объект не в Пекине, а в городском округе Дунгуань провинции Гуандун, на территории бывшего фермерского хозяйства. Из-за неудачной локации и плохой транспортной доступности торговый центр не заполнился арендаторами, и до сих пор 70-80 процентов площадей в нем пустует.