Авиабилетная катастрофа Закрывшимся сайтом Eviterra заинтересовался Следственный комитет

Скриншот Eviterra

Скриншот Eviterra

31 декабря 2013 года перестал работать сайт по продаже авиабилетов Eviterra, а его клиенты обнаружили, что купленные ими проездные документы аннулированы. Конкурент OneTwoTrip и Anywayanyday, считавшийся некогда одним из перспективных российских стартапов, обвинил в случившемся своего партнера — компанию «Авиа Центр». Та, в свою очередь, объявила, что Eviterra не платит по долгам. От ухода Eviterra в офлайн могут пострадать не только тысячи человек, оплатившие билеты через сайт, но и весь рынок — его устройством уже заинтересовался Следственный комитет.

«Я не планирую сxодить с ума и заниматься чем-то другим в ближайшее время. Тут еще очень много несделанного», — говорил в интервью сайту «Цукерберг позвонит» в июле 2013-го основатель Eviterra Николай Заярный. Прошло полгода, и заняться «чем-то другим» ему теперь уже точно придется: конфликт с «Авиа Центром» поставил на его стартапе крест. Даже если всем клиентам Eviterra через некоторое время вернут деньги за билеты, а сайт снова заработает, вряд ли кто-нибудь снова отважится на покупки через Еviterra.

Для того чтобы понять, как подобное могло случиться с одним из перспективных российских стартапов, необходимо выяснить, что вообще происходит с продажами авиабилетов через интернет.

OTA, ОТТ, АВАД, вот это все

В Сети за последние годы появились десятки сайтов, на которых можно подобрать и купить авиабилеты. Сами авиакомпании на этом рынке специализированным сайтам не конкуренты — в большинстве случаев их веб-страницы устроены неудобно, а цены на билеты нередко завышены.

Как правило, авиакомпаниям неинтересно работать с мелкими площадками, поэтому они продают билеты консолидаторам, или оптовикам. Поскольку объемы продаж консолидаторов, торгующих как в онлайне, так и в офлайне, велики, они могут договариваться с авиакомпаниями о специальных тарифах и продавать билеты по выгодным ценам.

Поскольку разработка собственных сайтов — дело далеко не простое, у многих консолидаторов наладить продажи через интернет получается не всегда. Тут-то в игру и вступают субагенты, OTA (онлайн-трэвел-агентства) — такие как OneTwoTrip (ОТТ на сленге тех, кто причастен к миру интернет-торговли) и Anywayanyday (АВАД). На этом рынке важна не только цена, но и комфорт для конечного потребителя услуг — пользователя, покупающего билеты. Поэтому ОТТ, АВАД и их конкуренты активно вкладываются в создание дополнительных услуг — например, SMS-информирование о рейсах, предоставление страховки, бронирование отеля.

Николай Заярный

Николай Заярный

Фото: личная страница в Facebook

Наконец, над всеми этими компаниями существует еще одна надстройка — так называемые «метапоисковики» (например, Aviasales, Kayak, Skyscanner). Они ищут выгодные предложения в базах данных разных агентов, после чего перенаправляют пользователей на их сайты, где клиенты и совершают платежи.

В скандале с Eviterra «метапоисковики» оказались затронуты лишь по касательной — конфликт возник между онлайновым трэвел-агентством (Eviterra) и консолидатором («Авиа Центр»). Тем не менее, репутационный (а в случае с Aviasales и прямой, так как Eviterra задолжала и этому сайту) ущерб нанесен и им: многие пользователи перешли на сайт Eviterra и купили билет после того, как воспользовались поиском на Aviasales или другом «метапоисковике». Как правило, пользователи отдают предпочтение самым дешевым вариантам, а Eviterra славилась тем, что могла предложить билеты со скидкой.

Спор за 200 миллионов

В начале января 2014-го на сайте Eviterra появилось сообщение (сейчас оно удалено) о том, что «Авиа Центр» аннулировал более шести тысяч купленных с его помощью авиабилетов. Аннулирование началось 31 декабря и касалось только тех билетов, по которым не было совершено рейса «туда». Таким образом, пользователи, купившие через Eviterra билеты и уже улетевшие по нужному направлению, но еще не вернувшиеся обратно, не пострадали.

Позже на сайте Eviterra опубликовали другое сообщение: в нем говорилось, что «Авиа Центр» согласился не аннулировать билеты с вылетом на 6-11 января 2014-го. Наконец, 7 января Eviterra сообщила, что «Авиа Центр» восстановил билеты с вылетом до 19 января. При этом основную вину на сайте возложили именно на партнера.

В свою очередь, «Авиа Центр» также выпустил несколько пресс-релизов, суть которых сводилась к следующему: поскольку клиенты заключали договор с Eviterra, а не с «Авиа Центром», то и спрашивать нужно с сайта и его владельцев, а не с консолидатора. Отдельно в «Авиа Центре» отмечали, что не аннулировали ни одного оплаченного билета и что сумма задолженности Eviterra составила весьма приличные 200 миллионов рублей.

В «войну пресс-релизов» вмешались Ростуризм и Промсвязьбанк (через него Eviterra осуществляла платежи), но они ситуацию прояснили мало. В Ростуризме открыли «горячую линию» для пострадавших, при этом отметили, что собственно к турагентствам сайты, подобные Eviterra, не имеют никакого отношения — и следовательно, не регулируются профильными чиновниками. В Промсвязьбанке заявили, что не оказывают услуги эквайринга сайту с 1 января, так что требовать с них деньги за авиабилеты бессмысленно.

По прогнозам Николая Заярного, оборот его компании за 2013 год должен был составить около 150 миллионов долларов. На пике популярности Eviterra продавала до двух тысяч билетов в сутки.

Параллельно историю с Eviterra активно обсуждали в профильных сообществах — в частности, на сайте Roem.Ru и в Фейсбуке на странице Travel Startups (часть обсуждений впоследствии была удалена, но большая часть сохранилась). В этих дискуссиях участвовал и основатель Eviterra Николай Заярный. Но, судя по его отрывочным ответам, для него эта ситуация стала неожиданностью: что теперь делать, он не знает. Если Eviterra так и не вернется к жизни, Заярному придется объясняться не только с клиентами, но и с инвесторами — «частными лицами не из онлайна, довольно непубличными», как он сам их характеризовал.

В тех же обсуждениях клиентам Eviterra посоветовали срочно обратиться в банки, чтобы оформить chargeback — отмену операции по карте из-за того, что не была оказана и уже не будет оказана соответствующая услуга. Других вариантов для возврата денег за билеты нет — если, конечно, Eviterra не помирится с «Авиа Центром» и не выполнит взятые на себя обязательства.

Макс Крайнов

Макс Крайнов

Фото: личная страница «ВКонтакте»

Кто из них виноват больше — Eviterra, задолжавшая своему основному партнеру сотни миллионов рублей, или «Авиа Центр», решившийся на столь радикальную меру и сделавший крайними клиентов, — сейчас сказать трудно. Возможно, в этом разберется Следственный комитет, который 6 января начал проверку Eviterra. Однако именно участия в конфликте следователей (и всего российского государства с его страстью к контролирующей деятельности) рынок хотел бы избежать. Более того, расследование СК — возможно, самое страшное, что могло случиться с этим рынком вообще.

Хорошо известно, что лучше других с конечными потребителями в России работают те отрасли, в которых участие государства сведено к минимуму. Сотовая связь, интернет-торговля, социальные сети и поисковики, микрокредитование — те отрасли экономики, где государство не успело создать никаких запретительных барьеров. В результате возникли обширные и конкурентоспособные (не только по российским меркам) отрасли; однако на этих рынках клиентам никто не гарантирует сохранность сбережений или инвестиций.

Понятно, что участники рынка авиабилетов хотели бы обойтись без контроля со стороны государства: кто знает, какие правила депутаты придумают для ограничения интернет-торговли? Об этом, в частности, прямым текстом написал гендиректор Aviasales.ru Макс Крайнов. По его словам, регулирование в российском интернете приведет к тому, что место российских игроков могут занять иностранцы, которые действуют вне российского законодательства. Что характерно, Eviterra, по данным «СПАРК-Интерфакс», зарегистрирована в Великобритании, а значит, взыскать с нее какие-то средства будет очень сложно.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше