В Россию из Голландии 11 января экстрадировали Владимира Красавчикова, которого считают лидером банды поставщиков кокаина. По версии следствия, группировка Красавчикова доставляла в Санкт-Петербург наркотики, спрятанные в эквадорских бананах. Девять рядовых членов банды уже осуждены. Однако разгром группировки не помог полностью пресечь бананово-кокаиновый трафик — таким способом в Россию до сих пор ввозят наркотики другие группировки.
Владимир Красавчиков в советское время работал проводником в поездах и спекулировал валютой. Отсидев срок за незаконные валютные операции, он уехал в Эквадор. Там россиянина вскоре осудили за наркоторговлю; впрочем, срок был небольшим. По версии следствия, выйдя на свободу, бывший проводник организовал масштабные поставки кокаина на родину.
В Эквадоре наркосиндикаты контролируют целые районы, действуя фактически открыто. По данным Управления ООН по наркотикам, Эквадор — третья в мире страна по объему конфискуемого кокаина. Правоохранительные органы при этом не пытаются разгромить его производителей: свободой рискуют в основном оптовые покупатели — им грозит ответственность по законам тех стран, куда они ввозят наркотики.
По версии следствия, группировка Красавчикова в 2003-2010 годах стала одним из самых крупных клиентов эквадорских синдикатов. Вскоре о банде стало известно российским правоохранительным органам: силовики изъяли в портах Петербурга несколько партий кокаина, упакованных схожим способом. В группировку внедрили агента, телефонные переговоры подозреваемых стали прослушивать. Росфинмониторинг установил, что за год банда стала отправителем семи процентов всех денежных переводов из России в Эквадор.
Банда Красавчикова использовала стандартную схему контрабанды эквадорского кокаина. Члены группировки оформляли заказ на покупку наркотика по телефону. Оплата производилась с помощью малообеспеченных гастарбайтеров — петербургских и латиноамериканских. Продавцы и покупатели наркотиков фактически отлавливали случайных мигрантов на улицах, предлагая за небольшое вознаграждение осуществить перевод. Отправители и получатели денег о деятельности группировки ничего не знали.
Получив деньги, наркоторговцы проносили кокаин на суда, перевозившие в Россию бананы. Иногда партию наркотиков сопровождал член банды, в иных случаях на судне делали тайник, о котором не знал никто из моряков. Покупателям по электронной почте сообщали, какое судно везет кокаин и где находится тайник. В Петербурге судно поджидала так называемая «группа съема». Она проникала на борт и разыскивала тайник или получала наркотики от курьера. По данным «Коммерсанта», за вынос каждого килограмма кокаина эти люди получали от пяти до десяти тысяч долларов.
В 2008 году российским правоохранительным органам стало известно, что Красавчиков лично повезет партию кокаина в Мадрид. Силовики сообщили об этом испанским коллегам. Россиянина задержали, но перед этим он успел подменить кокаин на сахар. Задержанного пришлось отпустить. После этого банда Красавчикова стала намного активнее поставлять кокаин в Россию. В ответ МВД и ФСБ решили перейти от наблюдения к активным действиям.
Кокаин был выделен в XIX веке из листьев коки, которые традиционно употреблялись коренными жителями Южной Америки. Изначально он употреблялся в медицинских и психотерапевтических целях. Зигмунд Фрейд утверждал, что стимулирующий эффект кокаина «достигается без каких бы то ни было неприятных побочных эффектов, характерных для воздействия алкоголем». Однако впоследствии побочные эффекты (такие как зависимость) были обнаружены, и кокаин был вытеснен более совершенными препаратами. В 1920-х годах кокаин официально признали наркотиком и запретили. В настоящее время 70 процентов нелегально потребляемого кокаина приходятся на Южную и Северную Америку, 22 процента — на Западную Европу. Из-за высокой цены кокаин считается самым «фешенебельным» наркотиком. В России его стоимость достигает 50-60 тысяч евро за килограмм (при том что доля чистого кокаина в порошке составляет не более 15 процентов).
В конце 2009 года была разработана спецоперация по задержанию членов банды с поличным. Силовикам стало известно, что очередная партия кокаина весом 20 килограммов прибудет в Петербург на борту судна «Питери Клаудия». Наркотики перевозил стюард Андрей Шиндер. Первоначально планировалось задержать его после захода корабля в порт. Однако агент, внедренный в банду, неожиданно сообщил, что наркотики решили сбросить «группе съема» на лед Финского залива.
Сотрудникам ФСБ и МВД пришлось, руководствуясь антинаркотическими нормами Конвенции ООН по морскому праву, под видом лоцманской группы высадиться на борт судна до захода в порт. Они задержали Шиндера и предложили сотрудничество. Курьер согласился сбросить муляжи наркотиков «группе съема», состоявшей из граждан Латвии Дениса Трофимовса и Игоря Тутакса. Подобрав муляжи, латвийцы девять часов шли к берегу по пояс в снегу. Проследив за ними, силовики установили личность конечного получателя кокаина, Артема Новаковского. При обыске в его квартире обнаружили восемь килограммов наркотиков, а также оружие. А в коттедже, который арендовали Трофимов и Тутакс, нашли альпинистское снаряжение, приборы ночного видения и другое оборудование, необходимое «съемщикам».
Впоследствии были задержаны еще пятеро подозреваемых, в том числе один гражданин Украины. Таким образом, в банду входили граждане как минимум трех государств. Кроме того, в полиции отмечают, что часть зафиксированных переговоров банды велась на армянском и испанском языках. Общий вес кокаина, изъятого в ходе спецоперации в начале 2010 года, достиг 70 килограммов. Его стоимость оценивается МВД в 85 миллионов долларов.
Красавчикова в 2010 году задержать не удалось. Эквадорские правоохранительные органы установили его местонахождение, но под стражу брать не стали. Пока российские силовики пытались добиться экстрадиции, Красавчиков уехал в Голландию. Там в январе 2012-го его задержали. Процедура экстрадиции сильно затянулась: арестованный нанял сильную команду адвокатов, которая использовала все возможности обжалования решений суда. Лишь в ноябре 2013-го решение о выдаче подозреваемого утвердил Верховный суд Нидерландов. 11 января 2014 года россиянина наконец доставили на родину. Всех остальных членов банды к тому времени успели осудить (какие сроки они получили, не сообщалось).
Все это не означает, что бананово-кокаиновый трафик в Россию прекратился. Наркотики в Петербург из Эквадора таким способом доставляют и другие группировки. Так, в августе 2013 года на судне, прибывшем в Петербург, изъяли 120 килограммов кокаина, спрятанного в грузе бананов. В июле на другом судне были изъяты 139 килограммов наркотиков. В тот же месяц 95 килограммов кокаина, спрятанного среди коробок с бананами, обнаружили в Московской области в грузовике, следовавшем из Петербурга. По информации Госнаркоконтроля, в первые восемь месяцев 2013 года количество изъятого в России кокаина выросло в 15 раз — по сравнению с аналогичным периодом 2012-го. «Это связано с тем, что в текущем году поставки данного наркотика из Южной Америки через Западную Африку в Европу увеличились в пять-десять раз, и наша страна не осталась в стороне», — пояснил глава ФСКН Виктор Иванов.