29 января в первом павильоне «Мосфильма» состоялась 12-я церемония вручения кинопремии «Золотой орел». Мероприятие прошло за сутки до официального юбилея студии — днем рождения «Мосфильма» считается 30 января 1924 года. В сущности, саму церемонию вполне можно считать приуроченной к празднику: лауреатами в основных номинациях стали фильмы-продолжатели традиций советского кино.
В главной номинации «Лучший фильм» были представлены пять картин: «Легенда № 17» Николая Лебедева, «Географ глобус пропил» Александра Велединского, «Горько!» Жоры Крыжовникова, «Сталинград» Федора Бондарчука и «Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелии и Татьяны Ильиной. В результате приз взяла лента Лебедева о хоккеисте Валерии Харламове — представитель редкого для современного российского кинематографа жанра «спортивная драма». Впрочем, в скором времени подобных картин может стать больше — в частности, известно, что идет работа над биографией футбольного вратаря Льва Яшина. Дело в том, что «Легенда № 17» не только собрала положительные отзывы критиков, но и показала, что отечественной аудитории интересно такое кино. Какое именно «такое»? Понятное, с очевидным героем, достаточно искреннее, снятое увлеченными людьми — в общем, в хорошем смысле народное. Примерно такое, какими были советские драмы о поисках жизненного пути. Видимо, на членов Национальной Академии кинематографических искусств такая намеренная несовременность также произвела впечатление. В результате «Легенда № 17» еще удостоилась наград за сценарий, лучшие мужскую и женскую роли второго плана (премии получили Владимир Меньшов и Нина Усатова), музыку (Эдуард Артемьев, композитор, работавший над многими классическими советскими кинолентами) и монтаж.
Отдельные конкуренты «Легенды № 17» — «Горько!» и «Сталинград» — также пользовались спросом со стороны зрителей. Эти две ленты входят в перечень самых успешных с финансовой точки зрения отечественных фильмов прошедшего года. Но обе картины, пожалуй, чересчур современны. «Сталинград» Бондарчука — первая российская лента, снятая в формате IMAX 3D, компьютерный аттракцион продолжительностью в два с лишним часа. Именно визуальную составляющую «Сталинграда» Академия и отметила — фильм наградили за работу оператора, художника-постановщика и художника по костюмам (а заодно еще и за звук). «Горько!» Крыжовникова — ядовитая комедия, снятая в жанре found footage, то есть как бы оператором-любителем, случайно оказавшимся на месте событий. За рубежом такая псевдодокументалистика понемногу выходит из моды, а вот на российском кинорынке все еще выглядит непривычно. В результате работа Крыжовникова, фигурировавшая сразу в девяти номинациях, не получила ни одной награды.
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Новая анимационная версия «Кин-дза-дзы», казалось бы, тоже является фильмом ностальгическим — однако это ошибочное суждение. «Ку!» — римейк, явление, также пока не очень характерное для отечественного кинопрома (что, наверно, и к лучшему).
Если логика Академии действительно была такой и премии раздавали прежде всего фильмам, отсылающим к советскому кино, получается, что у «Легенды № 17» был всего один реальный конкурент — экранизация романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Это еще одно доходчивое, понятное массовому зрителю кино о душевных метаниях. Герой фильма, пермский школьный учитель в исполнении Константина Хабенского, которого режиссер называет «сентиментальным варваром», вполне мог бы появиться в каком-нибудь фильме советской эпохи (в конце концов, в книге географ — человек 1990-х, а в кино его без особого ущерба для сюжета сумели переселить в 2000-е). Однако основной «Золотой орел» всего один, и Академия предпочла учителю хоккеиста. Зато лента Велединского удостоилась нескольких других важных наград. В частности, «Золотого орла» дали Хабенскому, кроме того, премию дали сыгравшей жену главного героя Елене Лядовой (которая действительно является украшением фильма). Велединского признали лучшим режиссером.
Еще один проект, получивший сразу нескольких «Золотых орлов», — телесериал Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба», основанный на одноименном романе Василия Гроссмана о Великой Отечественной войне. Эту работу признали лучшим телевизионным сериалом, а Сергей Маковецкий и Полина Агуреева получили награды за лучшие роли на телевидении. 12-серийный фильм Урсуляка демонстрировался на канале Россия-1 с 14 октября 2012 года.
Еще один интересный факт: Георгий Данелия на церемонии все же удостоился награды — и поводом для этого в каком-то смысле стала «Кин-дза-дза». Однако кинематографиста отметили спецпризом не за сам фильм, а за работу над ним — или, как сказал вручавший коллеге «Золотого орла» Никита Михалков, «за неувядаемый талант, за мужество, за бесстрашие поменять жанр и вступить на другое поле». Этот ход вполне укладывается в общую концепцию «Золотого орла»-2014. Данелию, по сути, наградили за признанную классику (оригинальную «Кин-дза-дзу» 1986 года) и за эксперимент над ней, а не за получившийся в результате этого эксперимента мультипликационный римейк.