Лента «Она» — первая режиссерская работа Спайка Джонза, в основу которой положен оригинальный сценарий, написанный им самим. Ранее кинематографист дважды экранизировал сценарии Чарли Кауфмана («Быть Джоном Малковичем», «Адаптация»), а также поставил фильм, основанный на детской книжке Мориса Сендака. Новая картина Джонза выйдет в российский прокат 27 февраля.
Главный герой ленты «Она» — Теодор Туомбли (Хоакин Феникс), талантливый сотрудник компании, которая по заявкам клиентов пишет от первого лица личные письма их близким (Джонз предполагает, что в мире, населенном преимущественно сверхзанятыми людьми, подобные услуги начнут оказывать уже в ближайшем будущем). Личная жизнь самого Теодора складывается менее удачно, чем его карьера. Недавно он расстался с женой (Руни Мара), но развод до сих пор не оформил. Теодор одинок, на свидания не ходит, свободные вечера проводит за видеоиграми. Однажды он приобретает саморазвивающуюся операционную систему для своего компьютера. Программа сообщает, что нуждается в настройке, и просит Теодора рассказать об отношениях с матерью. Как только тот выдавливает в ответ какое-то междометие, операционка вдруг заговаривает приятным женским голосом и представляется Самантой.
Поначалу Теодор и Саманта относятся друг к другу с любопытством. У нее это любопытство существа неопытного, но наделенного невероятными способностями, у него — что-то вроде интереса обывателя к невиданной технологии. Но довольно быстро отношения между персонажами начинают теплеть, и вот уже случается любовь — самая настоящая, большая, такая, которая одних превращает в идиотов, других — в гениев.
В том, что на этот раз Джонз написал сценарий от начала и до конца сам, есть свои плюсы и минусы. «Она» — гораздо богаче на события, чем предыдущий фильм кинематографиста «Там, где живут чудовища». Это и неудивительно: лента про мальчика, оказавшегося на населенном монстрами острове, была основана на книжке, содержавшей примерно страницу текста. С другой стороны, «Она» не дотягивает до градуса безумия, характерного для фильмов по сценариям Кауфмана. Впрочем, в данном случае и без безумия можно запросто обойтись — у нового фильма Джонза и так хватает достоинств.
Основное из них — это, конечно, Скарлетт Йоханссон, озвучившая компьютерную программу. К ее внешности и актерскому таланту можно относиться как угодно, однако глупо отрицать, что она обладает невероятным голосом. Ее тембр и интонации делают Саманту чем-то, во что действительно можно влюбиться — и дело тут вовсе не в сексуальности голоса. Дело в том, что программа благодаря Йоханссон и транслируемым ей эмоциям становится действительно живой — живее некоторых настоящих людей из окружения Теодора. Впрочем, эротизма в фильме «Она» тоже предостаточно — представьте себе, Саманта и Теодор занимаются сексом. Джонз в этот момент гасит свет, оставляя зрителя наедине с голосами перед черным экраном. Тем не менее, описываемый эпизод вполне можно счесть одной из самых удачных эротических сцен в истории кинематографа.
Йоханссон, ни разу не появляясь в кадре, запросто переигрывает всех коллег по фильму (и именно из-за нее картину имеет смысл смотреть с субтитрами, но ни в коем случае не с дубляжом). Но то, что бестелесная Саманта получилась ярче остальных персонажей, нисколько не умаляет достоинств ни Феникса, ни Мары, ни Эми Адамс, играющей соседку и давнюю приятельницу Теодора, ни даже появляющейся в единственном эпизоде Оливии Уайлд. Все они талантливо играют самых обычных людей со странностями (а где, спрашивается, вы видели живых людей вообще без странностей?).
Еще одна заслуга ленты «Она» — весьма сдержанные амбиции ее автора. Джонз мог бы провести глобальное исследование на тему взаимоотношений современного человека с компьютером, с пафосом заявить о невозможности найти партнера в перенаселенном мире. Вместо этого он рассказывает камерную историю об отношениях двух людей (точнее, мужчины и программы, которой очень хочется узнать, как это — быть человеком).
Лента «Она» сейчас претендует на пять «Оскаров», в том числе в основной номинации «Лучший фильм». По правде говоря, шансов на победу у картины не очень-то много. На фоне «12 лет рабства» и «Капитана Филлипса» работа Джонза кажется незначительной, легкомысленной. Но есть вероятность, что лет через пять вам захочется пересмотреть именно эту, вроде бы несерьезную ленту, а не основательные произведения Маккуина и Гринграсса.