Гадание на премьерах Что ждут от перестановок в правительстве Казахстана

Карим Масимов

Карим Масимов. Фото: Алексей Дружинин / РИА Новости

В среду мажилис Казахстана (нижняя палата парламента) утвердил в должности нового премьер-министра страны. По рекомендации президента республики Нурсултана Назарбаева, им стал Карим Масимов, возглавлявший правительство до Серика Ахметова. Последний объявил о своей отставке во время очередного заседания парламента. Самоотвод премьера, занимавшего свою должность в течение полутора лет, автоматически означает и роспуск всего правительства.

Отставка Ахметова хоть и прогнозировалась ранее, но все равно оказалась неожиданной. В первую очередь из-за того, что веских причин для нее не было - за время работы предыдущего кабинета министров он не принял ни одного откровенно провального решения. Конечно, Ахметову можно припомнить девальвацию тенге и игнорирование президентского указа о привлечении в страну иностранных инвесторов. Тогда критика президентом правительства была представлена как свидетельство грядущих кадровых перемен.

В числе возможных причин отставки Ахметова сегодня называют обычный «перевод стрелок». Якобы в обществе накапливается недовольство девальвацией и растут опасения за территориальную целостность страны на фоне присоединения Крыма к России (на севере Казахстана, который граничит с Саратовской, Астраханской и Волгоградской областями, проживает большое количество русских - примечание «Ленты.ру»), и для того, чтобы не культивировать радикальные настроения среди населения, Назарбаев решил «перетасовать колоду».

В то же время возвращение Масимова вызвало в местных СМИ некоторое недоумение. Мнения политологов разделились: одни считают, что глава республики таким образом решил подготовить себе преемника, или же готовит окружение для настоящего наследника, другие - напротив, что Назарбаев устраняет конкурентов.

Сама ситуация, когда премьер-министр приходит на должность во второй раз, для Казахстана уникальна. Тем более, что до этого Карим Масимов находился на посту семь лет, а это рекорд для республики.

В местной прессе уже прозвучали сравнения политических ситуаций в Казахстане и России. Эксперты считают, что в республике может быть создана схема, аналогичная тандему Владимира Путина и Дмитрия Медведева. В связи с этим Масимову припоминают КГБ-шное прошлое, которое принято подавать как аргумент в пользу того, что он станет будущим президентом республики.

Оппоненты «теории Масимова-преемника», напротив, считают, что Назарбаев ни в коем случае не поставил бы во главе правительства человека, который может заменить его в будущем. С другой стороны, Масимов не раз подтверждал свою верность президенту, на протяжении многолетней правительственной карьеры он был подчеркнуто лоялен к генеральной линии. Так и в этот раз, после назначения он напомнил о своей преданности Назарбаеву: «Нурсултан Абишевич, я это говорил в первый раз, когда вы вносили мою кандидатуру в 2007 году, и я хочу повторить еще раз: я был вашим помощником, я остаюсь вашим помощником, и я буду вашим помощником всегда». На что елбасы, то есть лидер нации, ответствовал: «Хорошо, что стабильно».

Как считает глава Фонда развития парламентаризма Зауреш Батталова, новым назначением Назарбаев не обозначил преемника, а только начал готовить почву для этого, создавая последователю преданное окружение.

«То, что сейчас глава государства предложил на пост премьера Карима Масимова, говорит лишь о том, что сейчас он будет планомерно формировать команду приближенных, которые будут помогать первое время его преемнику. Это явные шаги к каким-то грядущим изменениям в институте президентства», - заявила Батталова.

Слухи, о том Назарбаев готовит себе преемника в Казахстане, циркулируют последние лет десять (всего у власти он находится 24 года). Одно время с большое долей вероятности назвали кандидатуру дочери елбасы - Дариги Назарбаевой. Однако ее политическая карьера не пошла дальше должности главы комитета мажилиса по социально-культурному развитию. К тому же на ее статус оказал влияние брак (и последовавший развод) с Рахатом Алиевым, осужденным за похищения людей и убийства (от казахстанского правосудия опальный бывший зять долгое время скрывался в Австрии). Известно, что с гораздо большим удовольствием Дарига занимается музыкой, нежели политикой.

Председателя правления фонда «Самрук-Казына» Тимура Кулибаева активно называли преемником в 2011 году, когда премьером оставался Масимов. Основным аргументом в его пользу также было родство с кланом Назарбаевых - в 1991 году Кулибаев женился на младшей дочери елбасы Динаре. СМИ отмечали, что если Кулибаев займет пост президента, то будет формальной фигурой, а у руля встанет именно глава правительства.

Распространению слухов о Кулибаеве в качестве приемника способствовало ухудшение здоровья Назарбаева. Как отмечал бывший лидер оппозиционной Коммунистической партии Казахстана Серикболсын Абдильдин, «мастер политических интриг» Назарбаев пользуется приемом Ивана Грозного - притворяется отходящим от дел, чтобы выявить наиболее реального кандидата на свой пост и затем устранить его. И действительно, уже несколько лет Кулибаев не появляется на политической арене, занимаясь лишь предпринимательством.

Еще один член семьи, которого прочили в наследники империи - племянник елбасы, тесть богатейшего человека Казахстана Галимжана Есенова, аким (глава) города Алма-Ата Ахметжан Есимов. В разные годы он также возглавлял Министерство сельского хозяйства республики. Но и на этом парад родственников-наследников Назарбаева не заканчивается. В их числе, например, Самат Абиш, занимающий пост заместителя главы Комитета национальной безопасности (КНБ) и приходящийся племянником президенту. Политолог Аман Кудайкулов утверждает, что по решению Ак Орды (высшего руководства страны) Абиш возьмет бразды правления в свои руки после 2017 года, «если раньше не произойдет неожиданного форс-мажора».

В прошлом году агентство Рейтинг.kz назвало преемником Назарбаева «номер один» председателя КНБ Нуртая Абыкаева. По статистике, которую привело агентство, рейтинг доверия президента к главе КНБ и его личного политического влияния был гораздо выше, чем у других известных государственных деятелей. Аналитики сочли, что основным преимуществом Абыкаева стал его возраст (главе местных чекистов 66 лет, что только на восемь лет меньше, чем самому президенту), который позволит ему выступить в качестве своеобразной транзитной фигуры в постназарбаевский период.

После самоотвода Серика Ахметова в прессе появились предположения, что премьер сложил полномочия, чтобы самому начать масштабную предвыборную кампанию на пост президента. Об этом на своей странице в Facebook написал президент общественного фонда «Гражданская активность» Муртабек Кетебаев. Позже глава фонда удалил пост, однако оригинал записи уже успели растиражировать местные СМИ.

Несмотря на множество экспертных мнений, описывающих различные расклады смены власти в Казахстане, каждый из них можно с большой долей вероятности опровергнуть. В любом случае велик риск того, что при смене правящей верхушки действующее законодательство будет проигнорировано. Как это было, например, в Туркмении в 2006 году. Тогда, после смерти президента страны Сапармурата Ниязова его место в качестве исполняющего обязанности, согласно конституции, до проведения внеочередных выборов главы государства должен был занять спикер парламента Овезгельды Атаев.Однако на Атыева завели уголовное дело по обвинению в доведении до самоубийства невестки (впоследствии его самого и его жену приговорили к семи годам заключения), а временным главой государства стал Гурбангулы Бердымухаммедов. Последнего в итоге и утвердили на должности президента.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше