Экономическое поведение целых народов определяется их культурными кодами, уверяет профессор экономики Александр Аузан в своей лекции-спектакле «Культурные коды экономики», которая состоялась в в Центре имени Мейерхольда, в театре ProScience 22 июня. Исторически наиболее благополучными в экономическом плане оказались страны с «протестантской» моралью. Однако дело совсем не в религии, а в поведенческих установках.
Почему люди живут по-разному? Инновации, образование, накопление капитала — все это не причины экономического роста, это и есть сам рост, его составляющие. Причины различия — в культурных установках и вытекающих из них развитии институтов.
Возьмем в качестве примера Северную и Южную Кореи. Обе находятся в одном регионе, у них один и тот же климат, один язык, в обеих странах живет один и тот же народ. По сути — это одна страна, но уровни развития совершенно разные. Профессор Аузан демонстрирует кадры ночной аэрофотосъемки, на которых отчетливо виден светящийся огнями юг и погруженный во тьму север Корейского полуострова.
Александр Аузан, помимо управления экономическим факультетом главного вуза страны, ведет активную общественную деятельность. Он — публицист, входит в различные коллегиальные органы управления, является членом Экономического совета при Президенте РФ, а также одним из основателей группы «СИГМА». Среди его самых известных работ цикл статей «Институциональная экономика для чайников: приложение журнала Esquire Russia», книга «Национальные ценности и модернизация», научная статья «Социальный контракт как обмен ожиданиями» и многие другие.
На благосостояние влияют ценности, которые выбирает общество. Самые экономически благополучные страны — избравшие «протестантскую мораль». Дело совсем не религиозной конфессии, а в мировоззрении. Общества, в которых перестают относиться к богатым людям с подозрением, а бедность считать достоинством, со временем выходят на более высокий уровень жизни. Это справедливо для обществ с разными культурными традициями. В качестве примера профессор привел экономический прорыв мусульманской Малайзии. Культурный код, сложившийся исторически, — не родовое проклятие, его можно изменить.
Лучший индикатор способности общества принять те или иные ценности — готовность за них платить. В частности, Аузан предлагает протестировать приверженность россиян идее солидарности с жителями присоединенного к России Крыма. Лучшим индикатором, по мнению экономиста, станет введение «налога солидарности» по аналогии введенного в 1991 году в Германии для интеграции ГДР. В России пока такие предложения поддержки не находят.
Экономист подметил интересную особенность: «способ оплаты» ценностей определяет приоритеты общества. Например, косвенные налоги способствуют развитию в обществе левых настроений, а прямые налоги, напротив, воспитывают капиталистов.
А что же в России? Россияне слишком сосредоточены на роли государства. Причем в головах россиян плотно засели две взаимоисключающие идеи — представление о заботливом царе-батюшке и идея о подавляющем государстве, которое можно и нужно надуть.
Самый эффективный способ изменить социокультурные коды общества и его ценности — модернизация образования. В конечном счете, общество само выбирает ценности и поведенческие модели.