Эксперты столичной миграционной службы выявили серьезные нарушения у кандидатов в депутаты Мосгордумы от либеральной коалиции «За Москву!» Марии Гайдар и Ольги Романовой при проверке подписей избирателей, собранных ими в свою поддержку для регистрации на выборах. В итоге окружные избирательные комиссии забраковали у Гайдар и Романовой около 20 процентов подписей, тогда как по закону этот брак не должен превышать 10 процентов. В случае, когда такой порог превышен, кандидат к участию в выборах не допускается.
Напомним, что либеральный политик Мария Гайдар и журналистка, правозащитница, лидер общественного движения «Русь сидящая» Ольга Романова пошли на выборы в качестве самовыдвиженцев и были поддержаны коалицией «За Москву!». В этой коалиции состоят активные участники и организаторы массовых митингов «за честные выборы» 2011-2012 годов. Большинство из них принимали самое непосредственное участие в мэрской кампании Алексея Навального. Гайдар выдвигалась в округе №43 (районы Арбат, Пресненский, Хамовники), Романова — в округе №44 (районы Замоскворечье, Таганский, Тверской, Якиманка).
Представителям всех непарламентских партий (кроме «Яблока») и самовыдвиженцам для участия в выборах в Мосгордуму было необходимо собрать за месяц подписи не менее 3 процентов граждан от числа избирателей округов (от 4200 до 5500 автографов) в свою поддержку. Окружные комиссии закончили принимать подписные листы от кандидатов 11 июля.
Больше всего нареканий у экспертов УФМС вызвали подписные листы Ольги Романовой.
«У нее очень много ошибок. Меня несколько шокировало, что у кандидата столько нарушений. Мы сделали четыре приложения. Отдельно, кто умер, отдельно, у кого не совпадает паспорт, действующий на сегодняшний день. Там вся разбивка есть», — заявила глава столичной миграционной службы Ольга Кириллова. По итогам проверки выявлено, что за оппозиционных кандидатов свои подписи оставляли жители других районов и городов, а также умершие москвичи. По данным ФМС, Ольгу Романову поддержало 58 усопших, а Марию Гайдар — 5. Именно такой результат дала проверка по базе УФМС Москвы.
Сама Ольга Романова заявила «Ленте.ру», что «недостоверных подписей у нее нет, а есть только «недействительные», то есть забракованные из-за ошибок». По словам кандидата, в ряде случаев подписи попали в категорию «недействительных» из-за ошибок в базах Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве. «Мы будем серьезно с этим разбираться, к понедельнику я собираюсь обжаловать все случаи отказов, — заявила Романова. — Я с этого поля не уйду и доведу эту историю до конца».
Представители окружных комиссий также сообщили, что в обоих случаях в подписных листах выявлены, в том числе, так называемые «мертвые души» и «люди, которых нет в базе УФМС» — такие подписи признаны «фальшивыми и придуманными». В штабе Марии Гайдар «Ленте.ру» рассказали, что перед сдачей в окружную комиссию «проверяли каждую подпись» из 4 953 собранных, а некорректные подписи связаны с тем, что в самой базе ФМС много ошибок и опечаток.
По результатам проверки подписей по базе УФМС, Гайдар и Романовой, скорее всего, будет отказано в регистрации. Как заявил агентству «Интерфакс» представитель окружной избирательной комиссии №43, в ходе проверки комиссией подписей у Марии Гайдар брак составил 22,5 процентов, и на этом основании ей «будет отказано в регистрации». Заседание комиссии намечено на субботу, 19 июля. В избирательной комиссии №44 агентству сообщили, что число недействительных автографов в подписных листах у Ольги Романовой составило 19,5 процентов, и ей также может быть отказано в регистрации кандидатом. Заседание комиссии по этому вопросу состоится в понедельник, 21 июля. На данный момент рабочей группой окризбиркома принято решение не рекомендовать кандидатуру Романовой к регистрации.
По словам адвоката, эксперта в области избирательного права Вадима Прохорова, оснований для выбраковки подписей можно найти множество, и таким образом отмести любого кандидата. «Во-первых, установлен высокий порог, грубо говоря, кандидату нужно обойти каждую 30-ю квартиру в своем округе, при том, что сейчас летний период и все в разъездах, — говорит Прохоров. — Во-вторых, можно придраться к любым недочетам в оформлении листов. В-третьих, не исключены ошибки в базах данных ФМС, и в-четвертых, комиссии отказывают в перепроверке данных, и суды в этих случаях выиграть практически невозможно».
Он приводит пример, когда в 2007 году на выборах в заксобрание Петербурга местный избирком забраковал подписи, собранные в поддержку партийного списка партии «Яблоко». В избирком приехало несколько десятков человек с паспортами, чтобы доказать, что их подписи настоящие, а паспорта — действующие. Но в избиркоме решили, что перепроверять выводы комиссии не будут.
Если Романовой и Гайдар будет отказано в регистрации, то в выборах не сможет принять участие ни один самовыдвиженец, поддержанный коалицией сторонников Алексея Навального «За Москву!». Еще трое членов коалиции-претендентов на место в столичном парламенте — Юлия Галямина, Варвара Грязнова и Александр Попов были включены в предвыборные списки партии «Яблоко».
Политологи, однако, все равно ожидают высокий уровень конкуренции на выборах. «Конкурентными выборы будут обязательно, как минимум потому, что уже очень много желающих принять в них участие. Московское депутатство — один из самых ценных товаров, быть депутатом Мосгордумы считается не хуже, чем депутатом федеральным, а может, и лучше. Во-вторых, на этих выборах у нас реально будут представлены практически все партии. В-третьих, в Москве другой электорат. Столица существенно богаче регионов, а чем богаче живут люди, тем более либеральные у них взгляды, в регионах либерального электората нет. Будет как минимум конфликт электоратов, не только идеологический, но и возрастной — отсюда и высокая конкуренция», — говорит генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.