Урбанисты озадачены программой обновления архитектурного облика Подмосковья. Подробный мастер-план развития Клина уже представлен культурным департаментом Московской области. Советник губернатора Московской области по вопросам культуры, туризма, физической культуры, спорта, работы с молодежью Игорь Чайка поделился с «Лентой.ру» планами кардинального изменения общественных пространств городов региона и формированию устойчивого туристического бренда Подмосковья.
«Лента.ру»: Последние годы стали для Подмосковья временем грандиозного строительного бума. Передо мной лежит полиграфический артефакт под названием «Клин. Альбом нового облика» весом, по-моему, в пару килограммов. Расскажите, как возник подобный инновационный проект, чем он грозит Клину?
Игорь Чайка: Вы правы, для Московской области это, конечно, инновация. Мы начали формировать культуру общественных пространств. Человеку хочется, чтобы ребенок играл на современной детской площадке, чтобы можно было пройтись по пешеходной улице, сфотографироваться возле объектов уличного искусства, пойти в ближайший парк покататься на велосипеде и так далее. Всего этого сейчас в Подмосковье катастрофически не хватает. А жители ждут быстрых перемен.
Судя по этому высокотехнологичному альбому, проект переустройства подмосковных городов потребует гигантских ресурсов?
У нас в Подмосковье создана межведомственная рабочая группа по формированию архитектурного облика населенных пунктов. В нее входят чиновники, представители бизнеса, специалисты соответствующего профиля, а также общественные деятели и сами жители. Мы пригласили как профессионалов, так и обывателей, чтобы при обсуждении переустройства городов находить консенсус. Конечно, не все муниципальные образования имеют профильных специалистов в своих архитектурных управлениях, которые могли бы качественно детализировать каждый раздел альбома. Практика показывает, что даже когда глава района пытается следовать инновационной логике, у него просто не хватает возможности. Именно для этого была создана наша рабочая группа. В ее рамках мы и реализовали несколько пилотных альбомов по развитию облика городов. Первым был Клин. Для него мы создали детально проработанный мастер-план развития. Сейчас на очереди Одинцово, Сергиев Посад, Люберцы, Руза, Наро-Фоминск, Красногорск. Одинцово заказало себе альбом, который по степени проработки будет самым масштабным в Подмосковье: вплоть до проектной документации с технико-экономическим обоснованием, плюс пошаговая стратегия, дорожная карта внедрения каждого раздела. Очень скрупулезная работа, над которой работают социологи, экономисты, урбанисты, транспортники, геологи, архитекторы и дизайнеры.
А кто финансирует все это богатство?
Подход везде разный. Приведу пример: город Красногорск. В нем работает строительная компания «Крост», они активно застраивают Красногорский район, причем люди социально ответственные. Они создают ландшафтный оазис. За свои деньги начали реконструировать пешеходную зону, которая в общей сложности составит семь километров. Они принимают участие в финансировании такого альбома, потому что им интересно, чтобы Красногорск был жемчужиной, чтобы там были пешеходные улицы, велодорожки, парки. Лучшая форма сотрудничества, когда инвесторы сами выходят на муниципальные власти и говорят: «Слушайте, мы вот строим у вас несколько домов, а напротив сквер в ужасном состоянии, давайте мы его сами отреставрируем». Разработка нового облика города, конечно, не дешевая история, но это не десятки, тем более не сотни миллионов. Мы брали, скажем, десять компаний разного уровня: топовые, средние, мелкие, и давали им типовое техзадание, а они высылали нам фидбэк. У кого-то два миллиона рублей стоило, у кого четыре, у кого шесть, но цифр в пятнадцать, двадцать миллионов не было. Думаю, только у Одинцово может получиться подобная цифра, потому что там будет стратегический план пошагового развития всего Одинцовского района. Какие-то муниципальные образования могут себе позволить заказать такую работу за счет бюджета, кто-то это делает по линии государственно-частного партнерства, кто-то на деньги социально ответственных инвесторов, как в Красногорске, — везде по-разному. Конечно, в идеале такую работу должны выполнять местные архитекторы, но их профессиональный уровень не позволяет самостоятельно разработать подобный альбом.
А как будет развиваться ситуация дальше? Ну, напечатали красивую книжку…
До конца октября все муниципальные образования Подмосковья должны утвердить свои проектные альбомы. Сейчас они в разной степени детализации. Мы говорим разработчикам: «Ребята, вот здесь вы вывески проработали плохо, нет пошаговой стратегии внедрения, доработайте…».
Или: «Слушайте, вы создали пешеходную зону неправильно, перекрыли улицу, замостили ее плиткой, и все. А где Wi-Fi, где видеонаблюдение, где малая архитектурная форма, скамейки, где велодорожка?» Отправляем на доработку. Какие-то продукты приходят достаточно детализированными, утверждаются. Я могу сказать, что больше половины альбомов городов в принципе уже утверждены. Дальше наступает самый важный период — создание дорожной карты по внедрению каждого раздела из этих альбомов. Все имеет свою цену. К примеру, раздел «Вывески и навигация» по сравнению с созданием нового транспортно-посадочного узла, конечно, несопоставимы по цене. Мы помогаем в расчетах. Очень важно, чтобы опять у нас не получилось: это стоит 100 миллионов, а они почему-то пишут 300. Финансовая дисциплина, к сожалению, не всегда позволяет доверять муниципальным властям.
Вот вы утвердили альбомы и все посчитали, откуда брать деньги?
Сначала мы должны установить масштаб «бедствия». Далее в каждом муниципальном образовании рисуют дорожную карту внедрения. Везде по-разному, потому что где-то население 50 тысяч, а где-то 250, и границы городов абсолютно разные. У одних внедрение займет два года, а кого и семь. Дальше возникает самый ответственный вопрос для любого муниципального руководителя: где взять деньги? При правильном финансовом администрировании они должны эти деньги высвобождать у себя в бюджете и направлять на приоритетные цели развития. А приоритет этих целей в меньшей степени определен региональными властями, а в большей — запросом населения. Люди хотят жить в комфортных условиях. Вопрос финансовой обеспеченности для муниципальных властей должен быть приоритетным, плюс ко всему нужно активнее вовлекать бизнес. Ведь в целом Подмосковье имеет сумасшедший туристический потенциал, на его территории находится более 6 тысяч памятников архитектуры.
Почему решили потренироваться именно на Клине?
Просто Клин у нас с точки зрения развития — очень запущенный город. Чтобы превратить его в австрийский Зальцбург, который на имени Моцарта зарабатывает сотни миллионов долларов, куда стекаются толпы туристов, нужен не один год. В следующем году мы отмечаем 175-летие Чайковского, готовим масштабный международный праздник. Участие в торжествах, кроме всего прочего, подтвердила Венская и Берлинская филармонии, нам надо спешить. В целом же для Клина у нас разработаны масштабные планы перестройки ряда промышленных территорий, создание там лофт-недвижимости для среднего класса с учетом новой губернаторской программы. Вплоть до развития легкого наземного метро, чтобы жители Клина оказались в часовой доступности от центра столицы. При этом стоимость квадратного метра жилья тут все равно будет существенно ниже, чем даже на окраинах Москвы.
При этом Клин — уникальное место, с потрясающим ландшафтным видом, с почти девственной экосистемой. Но, в любом случае, этот альбом не просто позволяет поменять в городе вывески и указатели, он формирует новую градостроительную политику развития муниципального образования. Речь идет о перестройке и транспортной системы, и жилья, о переосмыслении общественных пространств, о создании объектов уличного искусства.
Вам потребуется и новая символика, и новые бренды для подмосковных городов?
Вопрос брендирования городов довольно актуален. С Клином лучше всего ассоциируется Петр Ильич Чайковский. Ну, у молодых еще клинское пиво. Мы везде ищем знаковые вещи, вытаскиваем их наружу и вокруг них начинаем плясать. Когда человек начинает уважать место, где он живет, то с охотой будет носить, например, футболки с логотипом города. Мы постепенно внедряем новую символику, в сувенирных магазинах можно купить чехлы для телефонов «Клин звучит», в кафешках появились чашки с надписью «Так звучит новый день — Клин». Людям нравится, мы попали в точку, потому что при создании бренда мы публиковали результаты в газетах и показывали по телевидению, а на площади проводили голосование, собрали свыше пятидесяти фокус-групп, чтобы выбрать наиболее понравившийся вариант. В этом процессе принимал участие весь город, и результат жители полюбили.
А если бы им, как это часто делается, сверху все навязали, не спросив, возникло бы отторжение. А тут люди сами, по сути, вместе с нами создавали этот бренд.