Макаки-крабоеды, колонизаторы и проститутки Где началась и как распространилась по планете эпидемия ВИЧ

Фото: Jean Depara / The Contemporary African Art Collection

Исследовав старейший известный науке образец вируса иммунодефицита человека, ученые установили место и время его возникновения, а также маршруты и причины распространения. Не исключено, что это поможет выработать более эффективные меры против эпидемии как ВИЧ, так и лихорадки Эбола: оба заболевания возникли в Центральной Африке, и их вызвали схожие факторы.

Первое описание финальной стадии ВИЧ-инфекции было сделано в 1981 году в США, однако на тот момент о причине заболевания еще ничего не знали. Лишь спустя два года профессор Люк Монтанье (Luc Montagnier) из Института Пастера опубликовал сообщение о новом вирусе, названном им «вирусом, ассоциированным с лимфаденопатией», а сегодня известным как «вирус иммунодефицита человека». Нобелевскую премию 2008 года за этот прорыв в медицине присудили именно Монтанье и его сотруднице Франсуаза Барре-Синусси (Françoise Barré-Sinoussi), хотя приоритет до сих пор остается предметом споров, так как американский ученый Роберт Галло (Robert Gallo) обнаружил ВИЧ и разработал метод диагностики ВИЧ-инфекции одновременно с французской исследовательской группой .

Люк Монтанье

Люк Монтанье

Фото: Miguel Medina / AFP

Миновало уже более 30 лет, а о месте и времени возникновения вируса и о том, как он распространялся по земному шару, имеются лишь весьма смутные представления. Между тем, за пандемию ВИЧ-инфекции (более 90 процентов случаев заражения) главную ответственность несет одна группа вируса, а именно — группа М, распадающаяся на 11 типов вируса. Ранее считалось, что вирусы групп М, а также О, N и P (встречаются очень редко и количество вызванных ими заболеваний весьма незначительно) образовались вследствие передачи человеку вируса иммунодефицита обезьяны (Simian immunodeficiency virus, SIV), который мутировал и превратился в вирус иммунодефицита человека.

Ученые под руководством Нуно Фарии (Nuno R. Faria) из Оксфордского университета решили проверить эту теорию, а заодно и попытаться разобраться в истории развития ВИЧ от момента возникновения до наших дней. Один из участников исследования, профессор Жак Пепан (Jacques Pepin, Шербрукский университет, Канада), сообщил «Ленте.ру»: «Изучение истории возникновения и распространения вируса, разумеется, никак не повлияет на сложившуюся ситуацию и на дальнейшее распространение ВИЧ-инфекции. Тем не менее, для нас было важно узнать, как именно 70 миллионов человек по всему миру, половины из которых уже нет в живых, заразились ВИЧ-инфекцией».

Филипп Леми

Филипп Леми

Фото: KU Leuven

Однако Филипп Леми (Philippe Lemey), коллега профессора Пепана, придерживается другого мнения. «Конечно, наша работа носила, прежде всего, исторический характер и не способствует напрямую, например, разработке новых лекарств. Тем не менее, я полагаю, что понимание обстоятельств возникновения эпидемии СПИДа поможет предпринять меры, предотвращающие дальнейшее распространение вируса», — говорит он.

Ученые работали в городе Киншаса, столице Демократической Республики Конго. Они изучали образец крови инфицированного человека, взятый в 1959 году. Исследователи провели филогеографический анализ ВИЧ (обычно используемый для того, чтобы установить маршрут распространения внутривидовых генных потоков, а в данном случае — вируса), и сравнили изучаемый образец с патогенами из других африканских стран — Камеруна, Габона.

Полученные результаты позволили ученым, во-первых, подтвердить версию о том, что ВИЧ возник в результате заражения человека вирусом иммунодефицита обезьяны, а, во-вторых, установить, когда и где это случилось.

Скорее всего, обезьяна, передавшая охотившимся на нее людям вирус, жила в юго-восточной части Камеруна чуть ранее 1920 года: именно тогда вирус попал в столицу Бельгийского Конго, город Леопольдвиль (современная Киншаса), а оттуда, в 1937 году, — в центр Французской Экваториальной Африки, Браззавиль (ныне столица Республики Конго). Из Киншасы вирус перекочевал в Мбужи-Майи и Лубумбаши, из Браззавиля — в города Бваманада и Кисангани. Распространению вируса способствовала трудовая миграция: бельгийские колонизаторы в 1920-е годы осваивали богатейшие горнорудные ресурсы провинции Катанга (на юго-востоке нынешней Демократической Республики Конго) — медь, кобальт, марганец, уран. Этот регион был малонаселен, и власти перевозили туда сотни тысяч рабочих из окрестностей Киншасы. В 1922 году в Бельгийском Конго по железной дороге ежегодно перемещалось около 300 тысяч человек, а к 1948 году пассажиропоток перевалил уже за миллион.

Жак Пепан

Жак Пепан

Фото: CRCHUS

Первые 40 лет вирус распространялся сравнительно медленно, но в 1960-х произошел настоящий всплеск инфекции, вызванный, прежде всего, социальными причинами. Во-первых, после обретения независимости в стране процветала проституция. Во-вторых, как ни странно, ситуацию ухудшили попытки властей развивать профилактическую медицину и бороться против других заболеваний: прививки и уколы делали, не обращая внимания на состояние шприцев. Именно ятрогенным факторам (последствиям неосторожных профилактических и лечебных медицинских вмешательств, способствовавших распространению вируса) будет посвящена следующая работа ученых: Жак Пепан сообщил, что публикация планируется в начале следующего года.

Сравнив различные типы вируса группы М, исследователи пришли к следующему выводу: более 57 процентов современных разновидностей ВИЧ родом из Киншасы. Там в 1944 году и сформировался тип В, доминирующий в Европе, Северной и Южной Америках, Японии, Таиланде и Австралии. Работавшие в Африке гаитяне завезли вирус на свою родину в 1964 году, и оттуда он попал в США.

Конголезцам делают прививки. Февраль 1962 года, Леопольдвиль

Конголезцам делают прививки. Февраль 1962 года, Леопольдвиль

Фото: AP

Ученые надеются, что их работа позволит медикам разработать комплекс более эффективных мер по предупреждению заражения ВИЧ-инфекцией. «Я считаю, что мы внесли свой вклад в понимание того, как вирус, вообще-то менее заразный, чем малярия или обычная простуда, сумел вызвать пандемию и стать серьезнейшей проблемой для человечества, — говорит Филипп Леми. — Тот факт, что социальные изменения оказались решающими в процессе распространения вируса, позволяет сделать логический вывод: и остановить ВИЧ должны социальные перемены».

Профессор Пепан, однако, настроен не так оптимистично: «Конечно, нас ожидают вспышки эпидемий как СПИДа, так и других инфекционных заболеваний. Хотя диагностика достигла большого прогресса по сравнению с тем, что было 50 или 75 лет назад, расслабляться не стоит. Нынешняя драматическая ситуация с лихорадкой Эбола свидетельствует о том, что даже с нашей передовой диагностикой уже известные науке вирусы способны вызвать страшную эпидемию».

Выделение вируса иммунодефицита человека с поверхности зараженного лимфоцита

Выделение вируса иммунодефицита человека с поверхности зараженного лимфоцита

Изображение: phil.cdc.gov

Сопоставление вируса иммунодефицита человека с вирусом Эбола неслучайно. Вирус Эбола был открыт еще 38 лет назад, однако до сих пор недостаточно изучен. Его родина, как и у ВИЧ, Центральная Африка, а исходные носители некоторых типов вируса (Tai Forest ebolavirus, Reston ebolavirus) — обезьяны (макаки-крабоеды и шимпанзе). Причина первой вспышки лихорадки Эбола 1976 года, начавшейся в городе Ямбуку (Заир, ныне Демократическая Республика Конго), — тоже многократное использование игл для инъекций без стерилизации.

Ученые активно изучают оба вируса, но вакцин с доказанной эффективностью пока не существует. Возможно, если надежды Филиппа Леми на то, что планирующиеся исследования ВИЧ позволят выработать комплекс эффективных мер против его распространения, оправдаются, ученые смогут победить и эпидемию лихорадки Эбола.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше