Практически в каждом фильме, выходящем на этой неделе в прокат, есть криминальный сюжет. Роберт Дауни-мл. защищает обвиненного в умышленном убийстве отца, частный детектив Лиам Нисон якшается с наркодилерами, Гаспар Ульель употребляет наркотики в промышленных масштабах, Дженнифер Энистон похищают в собственном доме, а Станислав Говорухин вызывает «Лифт на эшафот». Такая у нас теплая дождливая осень.
«Судья»
Летом, когда появился трейлер первого фильма производства новой кинокомпании Роберта Дауни-младшего, казалось, нет более идеального фильма на «Оскар». Сюжет — циничный адвокат Хэнк (сам Дауни-мл.) едет на похороны матери, где выясняет отношения с недолюбившим его в детстве отцом (Роберт Дювалл) и переосмысливает свою жизнь — что еще нужно немолодым сентиментальным членам Американской киноакадемии? Дауни-младший — идеальная кандидатура на «Оскар» с двумя номинациями в прошлом (с разницей в 16 лет), самый высокооплачиваемый актер Голливуда, хотя бы на время одумавшийся и вернувшийся к более-менее серьезному кино. Но фильм не соответствует заявленным ожиданиям. Нет, это неплохой фильм, хотя бы потому что наблюдать за дуэлью двух хороших актеров — Дауни и Дювалла — в наше время счастье редкое. Но режиссер Дэвид Добкин, снимавший до сих пор комедии, рассыпается на мелочи, не соображая, что он делает: то ли судебный триллер, то ли комедию про парня, который чуть не «склеил» собственную дочь, то ли семейную драму. И когда все это длится 2 часа 20 минут, а Дауни иногда перебарщивает и думает, что он по-прежнему на съемках «Железного человека 4» (который, конечно же, неминуем), понимаешь, что «Оскар» этого года пройдет без «Судьи».
«Прогулка среди могил»
Так как Лиаму Нисону уже за 60, когда люди собираются на покой, а не выпускают по восемь (количество картин с его участием в 2014-м) фильмов в год, сразу веришь, что у его героя, частного детектива Мэттью Скаддера есть прошлое. Прошлое в таких неонуарах необходимо, чтобы правильно спозиционировать героя — он пережил все (в данном случае — работал в полиции), потерял все, озлоблен, и ему нужны наличные. Вот он, современный положительный герой, которого теперь играют разве что Нисон да еще Дензел Вашингтон, потому что молодые не тянут — какое у них прошлое? Скаддер берется разыскать подонков, похитивших жену одного наркодилера. В последнее время даже жертвы все чаще становятся отрицательными героями, но у Нисона настолько старомодные ценности, что он поначалу отказывается и долго и грустно сомневается, пока зритель, пришедший на экшн, терпеливо ждет, когда начнут стрелять. Что-то похожее вы видели в двух «Заложницах» с Нисоном (и в следующем году выйдет третья), которые и сделали серьезного актера последним героем боевика.
«Сен-Лоран. Стиль — это я»
Уже второй в этом году фильм об Иве Сен-Лоране более «авторский» и удачный, чем первый, хотя бы потому, что режиссер Бертран Бонелло не получал согласия партнера Сен-Лорана Пьера Берже на съемки. Его фильм не пытается объять необъятное и показать всю жизнь дизайнера. Наоборот, он четко показывает момент, когда в середине 1960-х уже известный Сен-Лоран пытается начать делать современную революционному десятилетию моду, а не перепевы Диора, знакомится с новыми музами Бетти Катру и Лулу де ла Фалез и по уши влюбляется в наркомана Жака де Баше (Луи Гаррель), из-за чего начинаются проблемы с Берже и со здоровьем и распад личности. Фильм заканчивается показом знаменитой «русской коллекции» 1976 года и еще более поздними сценами с Сен-Лораном-стариком. В старости его играет поздневисконтиевский актер Хельмут Бергер, и сцена, в которой Бергер-Сен-Лоран смотрит на самого себя молодого в «Гибели богов», придумана гениально. Так Бонелло вписывает Сен-Лорана в большую европейскую культуру, о конце которой благодаря обесцениванию рукодельного мастерства и профессионализма в эпоху самозваных звезд Instagram явно сожалеет.
«Укради мою жену»
Эта экранизация романа Элмора Леонарда, чья проза в умелых руках превращается почти в шедевр («Джеки Браун» Тарантино, «Поймать коротышку» Барри Зоненфельда), выглядит как смесь «Безжалостных людей» братьев Цукер с «Невыносимой жестокостью» братьев Коэн. У этой криминальной комедии о двух неудачниках, похитивших жену (Дженнифер Энистон) воришки из сферы недвижимости (Тим Роббинс), который совсем не спешит выкупать супругу, только один недостаток: режиссер Дэниел Шехтер — не Тарантино, не Зоненфельд, не Коэны и даже не Цукеры.
Weekend
Хотя название последнего фильма Станислава Говорухина напоминает об одноименном фильме Годара из 1960-х, это ремейк «Лифта на эшафот» (1957) другого французского классика Луи Малля. Говорухин явно уходит с территории открытой социальной критики, которая так живенько получилась у него ровно 15 лет назад в «Ворошиловском стрелке». Здесь, наоборот, мы имеем дело с Говорухиным, любящим криминальные истории («Десять негритят») — главный герой убивает своего бухгалтера, но его по случайности обвиняют в другом, двойном убийстве, и теперь доказать свою невиновность можно, только признавшись в совершенном преступлении. Этот «лифт на эшафот» стилизован как советский нуар, но фильм просто морально устарел — снятый еще два года назад, плохо принятый на более или менее закрытых показах (говорят, зрители смеялись на сценах, на которых нужно сопереживать герою), Weekend — свидетельство того, что людям из одной эпохи сложно попадать во вкусы аудитории, уже воспитанной лучшими примерами криминального и других жанров.