«Когда одна группа теряет чувство меры...» Правительство Грузии из-за скандала лишилось нескольких министров

Ираклий Аласания

Ираклий Аласания. Фото: Глеб Щелкунов / «Коммерсантъ»

В Грузии разразился серьезный политический кризис, вызванный смещением с должности министра обороны Ираклия Аласании и последовавшими за этим отставками. Свои посты покинули государственный министр Грузии по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры Алекси Петриашвили, глава МИД Майя Панджикидзе и четыре ее заместителя — Давид Залкалиани, Тамара Беручашвили, Владимир Гургенидзе и Давид Джалагания. Грузинские СМИ, не конкретизируя имен, сообщают о возможной отставке десяти послов Грузии за рубежом. Кроме того, уволены пять заместителей уже бывшего министра обороны — Ираклий Гегечкори, Алекси Батиашвили, Варлам Авалиани, Михаил Дарчиашвили и Тамара Каросанидзе.

На должность министра обороны назначен Миндия Джанелидзе, ранее руководивший Советом по безопасности и управлению кризисами при премьер-министре. Новый глава оборонного ведомства уже заявил, что курс страны на НАТО не изменится.

Решение о смещении Ираклия Аласании с должности главы оборонного ведомства премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили принял вечером во вторник, 4 ноября, после заявления Аласании о том, что прокуратура ведет целенаправленную атаку против руководимого им ведомства и против евроатлантического выбора Грузии. «Я принял решение отправить министра обороны Ираклия Аласанию в отставку, чтобы не допустить приватизации министерства обороны и не мешать работе следствия», — заявил Гарибашвили на специальном брифинге.

Под атакой теперь уже бывший глава Минобороны имел в виду задержание прокуратурой пяти сотрудников оборонного ведомства по обвинению в растрате более двух миллионов долларов из госбюджета. Фигуранты этого дела в настоящее находятся под арестом, несмотря на поручительство заместителей Аласании и представителей Генштаба ВС Грузии.

Сотрудники МИД Грузии слушают заявление министра об отставке

Сотрудники МИД Грузии слушают заявление министра об отставке

Фото: Давид Мдзинаришвили / Reuters

Сам министр обороны в момент задержания сотрудников находился с визитами в Германии и Франции. По возвращении Аласания вступился за них и заявил, что уверен в полной их невиновности. Однако вслед за этим под следствием оказались еще несколько представителей Минобороны: их обвинили в халатности в связи с массовым отравлением военнослужащих в 2013 году. Выяснилось также, что прокуратура расследует дело о коррупционной сделке чиновников военного ведомства (речь идет о строительном тендере).

Комментируя решение премьера об отстранении его с должности министра, Аласания сказал журналистам, что «...увидел сегодня не премьер-министра, а прокурора». При этом он допустил, что уголовное преследование коснется и его тоже. «Я не исключаю, что меня могут посадить. И я призываю — пусть посадят меня, если они хотят устранить меня как политического лидера. Но пусть не трогают невинных людей», — добавил он.

Обычно сдержанный и взвешенный в своих оценках, Аласания на этот раз не поскупился на резкие заявления. Действия прокуратуры он назвал «попыткой его политического убийства». «Это попытка политического уничтожения возможного конкурента и оппонента, и это попытка политического убийства. Но у них ничего не выйдет. Я могу сказать тем, кто это спланировал — нет ничего, чем меня можно испугать, чтобы я отказался от цели европейской интеграции моей страны», — сказал он.

Премьер-министр Грузии, со своей стороны, заверил, что внешнеполитический курс Грузии «не связан с позицией одного министра», отметив важность борьбы с коррупцией. Комментируя решение главы МИД об отставке, он заявил, что ждал этого, но выразил сожаление, что «Майя предпочла семью стране и государству» (Майя Панджикидзе, сестра жены Ираклия Аласании — прим. «Ленты.ру»).

Свою оценку ситуации президент Грузии Георгий Маргвелашвили дал из Вены, где находился с рабочим визитом. Он отметил, что «страна должна управляться сильными институтами, а не из кулуаров», и пообещал принять участие в разрешении кризиса.

Останется ли партия Аласании «Наша Грузия — Свободные демократы» в составе правящей коалиции «Грузинская мечта», окончательно определится вечером 5 ноября на заседании политического совета коалиции. Хотя Аласания уже заявил, что не видит будущего своей партии в правящем альянсе. «Мы планировали продолжать работать в составе коалиции и после 2016 года, но сейчас я не вижу никаких перспектив», — сказал он журналистам, подчеркнув, что всегда поддерживал единство коалиции, а его команда до сегодняшнего дня «много терпела и молчала». Если партия все же решит выйти из коалиции, то последняя лишится большинства в парламенте.

Новый министр обороны Грузии Миндия Джанелидзе (слева)

Новый министр обороны Грузии Миндия Джанелидзе (слева)

Фото: Шах Айвазов / AP

Как заявила «Ленте.ру» эксперт по вопросам безопасности Хатуна Лагазидзе, дальнейшее развитие событий будет зависеть от поведения другой коалиционной партии — Республиканской. «Если за "Свободными демократами" последует и Республиканская партия, которая остается последним бастионом прозападной политики в самой коалиции, и Давид Усупашвили (лидер республиканцев — прим. «Ленты.ру») будет смещен с поста спикера парламента Грузии, — вот тогда можно будет с уверенностью сказать, что мы имеем дело со сменой внешнеполитического курса», — считает она.

По оценке Лагазидзе, в Грузии имеет место кризис, однако он не столь серьезен, чтобы распалась правящая коалиция. «Проблема больше в том, как все происходящее воспримет и оценит Запад. Если смещение явно прозападного главы Минобороны Аласании и его соратников Запад воспримет как некую пощечину со стороны грузинского правительства, то тогда следует ждать жесткого ответа. Развитие событий будет более ясным через несколько дней», — рассуждает эксперт. По ее мнению, определенное влияние на интеграцию Грузии в НАТО смена военного министра вполне может оказать. «Новый министр обороны не является ярым приверженцем прозападного курса. Как минимум, за его спиной нет западных государств, его коллег из натовских стран. Я считаю, что это большой барьер на пути к атлантической интеграции. Но пока спикер парламента Грузии и президент страны, которые являются ярко выраженными прозападным политиками, у власти, я все таки надеюсь, что мы сможем продолжить движение к Западу, может, не такими темпами, как при Аласании и Панджикидзе», — отмечает она.

Ректор тбилисской Дипломатической академии Сосо Цинцадзе, в свою очередь, считает, что внешнеполитический вектор в данной ситуации роли не играет. «Это внутриполитическая борьба, Аласания уже слишком откровенно рвался к власти. А после его брифинга, на котором он заявил, что на Миноброны ведется атака, он не оставил никакого выбора Гарибашвили. Премьер должен был или снять его, или сам уйти в отставку, — полагает он. — Тут классический пример, когда одна политическая группа теряет чувство меры. Я имею в виду "Свободных демократов" во главе с Аласанией. Ни в какие ворота не лезли его утверждения о том, что задержанные сотрудники Минобороны полностью невиновны. Во всем мире не редкость злоупотребления в таких ведомствах, когда дело касается закупок. И наше не может быть исключением».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше