Тяжба из-за крупнейшего в Европе карьера по добыче щебня привела к аресту на минувших выходных крупного российского бизнесмена Юрия Жукова. Потерпевшим от его действий следствие считает Сергея Пойманова — депутата Воронежской областной Думы, некогда владевшего предприятием «Павловскгранит». «Лента.ру» разобралась в истории спорного актива, способной, по мнению многих, стать детонатором для более громких разоблачений.
Дело, где фигурирует 9 процентов акций «Павловскгранита» общей стоимостью около 850 миллионов рублей, а также, по некоторым сведениям, личное имущество Пойманова — недвижимость и катер, по версии следствия незаконно присвоенные основателем группы компаний «ПИК», мультимиллионером (450 миллионов долларов, согласно списку Forbes) Юрием Жуковым — за последнее время возникало в новостных лентах неоднократно. То в апреле Жуков дает показания в Северо-Восточном УВД Москвы. То в июле на предприятиях, связанных с бизнесом Юрия Владимировича, проходят выемки документов. В октябре дело против Жукова закрыли, а сам он объявил о готовности засудить Пойманова за клевету. И вот теперь арест бизнесмена в аэропорту Внуково, Бабушкинский суд Москвы, подозрение в принуждении к совершению сделки. Мера пресечения — домашний арест.
Отправным пунктом нынешней истории, пожалуй, можно считать пятимиллиардный кредит, взятый бывшим владельцем «Павловскгранита» у Сбербанка в 2008 году. Сергей Пойманов влез в долг, чтобы выкупить 48 процентов акций предприятия у своего компаньона Сергея Мамедова. Гарантии — собственно ценные бумаги. То ли экономический кризис тому виной, то ли последовавшая из него немалая переоценка актива, но вскоре Пойманов оказался не в состоянии обслуживать заем. «В ноябре 2009 года комитет кредиторов Сбербанка предложил реструктурировать кредит, однако Пойманов отказался от переговоров», — сообщает профильное издание «Компания». Взысканием уполномочили заняться «Сбербанк Капитал» — «дочку» Сбербанка, изъявшую по суду большую часть поймановского пакета.
В начале 2012 года долг «Павловскгранита» перед «Сбербанк-капиталом» выкупило ООО «Атлантик», ставшее, таким образом, основным кредитором и владельцем предприятия.
А в мае 2013-го собрание кредиторов «Павловскгранита» проголосовало за замещение активов. В соответствии с этим все имущество предприятия было передано в два вновь созданных юридических лица, чьи акции перешли в конкурсную массу «Павловскгранита». Ранее основной кредитор и владелец предприятия ООО «Атлантик» довел свою долю почти до 100 процентов. Цель замещения — застраховаться от возможных решений судов, которые могут быть выгодны Сергею Пойманову.
Компания передала свои активы в виде основных средств в стопроцентно зависимые общества «Павловск-Неруд» с уставным капиталом 3,7 миллиарда рублей и «Павловск-Промвзрыв» с уставным капиталом 80,7 миллиона рублей. Это позволило «Павловскграниту» рассчитаться по задолженности перед Сбербанком. В активы «Павловск-Неруда» перешли карьер, дробильно-сортировочный завод, железнодорожное хозяйство. В «Павловск-Промвзрыве» сосредоточились активы, относящиеся к производству буровзрывных работ.
После чего последовали иски против судебных приставов, открытое письмо Сергея Пойманова Герману Грефу с обвинениями в недооценке актива и перепродаже пакета, в результате оказавшегося в распоряжении Национальной нерудной компании (ННК) Юрия Жукова. Как сообщают СМИ, ООО «Атлантик» действует в интересах ННК.
В начале 2014 года в российской прессе появились публикации, призванные представить события вокруг «Павловскгранита» как рейдерский захват с участием силовых структур. В одной из статей, в частности, прозвучало имя Максима Каганского — так называемого решальщика, выходца из правоохранительных органов, действовавшего от имени представителей структур федерального МВД. Напомним, Каганский в 2013 году был осужден на пять с половиной лет за мошенничество, а осенью нынешнего года вышел на свободу по УДО. Ни подтверждений, ни опровержений в судебном порядке данная информация пока не нашла.
Следует также отметить, что «Павловскгранит» — единственное крупное предприятие Павловска Воронежской области, моногорода на 25 тысяч жителей. На предприятие работают еще несколько карьеров, в том числе в Белоруссии и на Украине. Разработка собственно павловского месторождения ведется открытым способом, что вызывает протесты со стороны экологов и общественных организаций по охране труда: по их мнению, налицо превышение целого ряда норм безопасности вследствие устаревших систем вентиляции и столь же пожилого технологического цикла. «Павловский гранит — в десятке лучших по всему миру, и это самый крупный карьер в Европе. Существует 10 сортов цветного гранита, которые ни в коем случае нельзя взрывать. Но из-за погони за прибылью некоторые решили быстро обогатиться и пустили гранит на крошку… Я считаю это варварством», — четыре года назад говорил «Новой газете» член-корреспондент РАН, доктор геолого-минералогических наук Николай Чернышев. С тех пор положение коренным образом не изменилось. Раздел «Новости компании» последний раз обновлялся в апреле 2014 года.
Несмотря на то что предприятие является крупным игроком в своей отрасли, нынешний этап следственных действий против Юрия Жукова, скорее всего, необходимо признать промежуточным во многих смыслах. Проводя параллели с арестом крупного российского предпринимателя Левона Айрапетяна, с которого стартовало дело Владимира Евтушенкова и «Башнефти», многие наблюдатели указывают в контексте сюжета вокруг Жукова на различные — и не менее известные — имена и организации. Среди них структуры Сбербанка и Герман Греф.