На основе фильмов этой недели сложно прописать общую тенденцию. Разве что в один день выходят два российских фильма о женщинах, очень разные: «Звезда» посвящена проблемам современных городских жительниц, «Василиса» же — про войну с Наполеоном, деревню и бабьи страдания. В остальном ничего особенного, не считая того, что в американском артхаусе о себе заявил Нед Бенсон, от которого ждут, возможно, более интересных работ.
«Исчезновение Элеанор Ригби»
История о супружеской паре Конор и Элеанор (Джеймс МакЭвой и Джессика Честейн), которые после смерти ребенка пытаются снова сойтись — наверное, один из самых громких и амбициозных режиссерских дебютов за долгое время. 37-летний Нед Бенсон снял два фильма — «Он» и «Она», в которых тихий распад семьи показан с точки зрения мужа и потом жены. Вышедшая в прокат (и показанная на премьере в Канне) версия смонтирована из двух картин и потому кажется странной, но это притягательная странность. Видно, что на ньюйоркца Бенсона больше повлияло старое европейское кино, чем более родной Голливуд. Герои здесь разговаривают и ведут себя именно как люди в жизни, а не чеканят диалоги. И это редкий случай, когда в России в прокат выходит артхаусная картина о жизни нью-йоркских рефлексирующих интеллектуалов (Элеанор говорит, что не дописала диплом по антропологии на основе изучения парижской богемы) — обычно такое кино до нас не доходит. Оно не совершенно, но все остальное, что выходит на этой неделе, еще хуже.
«Патруль времени»
Родившиеся в Германии близнецы Спириг снимают сайенс-фикшны в Австралии (самый известный — «Воины света» пятилетней давности) и любят звать на главные роли Итана Хоука — он не голливудская суперзвезда уровня Киану Ривза или Тома Круза, тоже замеченных в симпатии к научпопу, но при этом узнаваемый в мире актер, к тому же играл в культовой для любого поклонника сайенс-фикшна для умных «Гаттаке».
Отличие фильмов Спиригов от стандартного сай-фая Голливуда в том, что они хотят снимать не столько экшн, сколько сложное кино, иногда даже заумное, что совсем не помогает зрительскому восприятию. Герой Хоука путешествует во времени, гоняясь за террористом, которого нужно срочно остановить, но регулярно отвлекается, чтобы порассуждать о физике и астрологии.
«Пирамида»
Вторичный фильм ужасов о группе археологов, которые, как это обычно и бывает, с энтузиазмом проникают в египетскую пирамиду в надежде откопать пару сенсаций, но испытывают на себе весь гнев Анубиса. Как это сейчас модно, обязательно присутствие оператора с камерой для придания «документального» эффекта, но фильм, прямо цитирующий «Чужого», это не спасает. Устав от глупости героев и необходимости смотреть в темноту пирамидных коридоров, терпеливый зритель испытает недолгую радость и облегчение, когда наконец хоть что-то начнет происходить.
«Звезда»
Анна Меликян получила за этот фильм приз последнего фестиваля «Кинотавр» за режиссуру, а играющая одну из двух главных ролей Северия Янушаускайте — там же, как лучшая актриса. Фильмы Меликян вообще уже довольно давно заполняют в нашем кино нишу симпатичного девичьего кино. Одна из героинь «Звезды» — молодая актриса, прорывающаяся в шоу-бизнес и страдающая от необходимости соответствовать фашистским стандартам внешности. Вторая скучает с богатым мужем и, узнав, что смертельно больна, резко меняет свою жизнь. В нашем кино много экшна и дурацких комедий, но никто не умеет снимать «светско». У Меликян это более или менее получается, и это комплимент человеку, который работает в нашей очень далекой от настоящей светскости киноиндустрии.
«Василиса»
Фильм, которому самое место в более длинной телеверсии на каком-нибудь из наших каналов. Режиссер Антон Сиверс набил руку на «Каменской» и теперь снял патриотическое кино тоже про женскую долю, только во время войны с Наполеоном. Так как это «женское» (в отличие от девичьего меликяновского) кино, то здесь есть большая история любви аристократа и замарашки, которой война дает шанс стать героиней. Светлана Ходченкова — одна из немногих наших актрис, которых заметил Голливуд (играла в последней «Росомахе» с Хью Джекманом), но роль Василисы Кожиной — не ее старт к главным ролям в экшнах. Кажется, фильм снял отечественный Уве Болл, настолько он смотрится дешево и нелепо.
«Зачетный препод»
Прагматичный немецкий взгляд на жанр «они поменялись местами». Отсидевший вор выходит на свободу и идет искать спрятанные на стройке перед арестом деньги. Но на месте котлована теперь стоит школа, вор идет устраиваться туда охранником, но происходит чисто киношная путаница, и грабителя назначают учителем в класс, от которого все стонут. Потрясенные тюремными замашками преподавателя, дети после долгих испытаний признают в нем главаря, и тут невольно задумываешься над тем, что с людьми вообще обращаться вежливо — себе дороже. Для зрителей, которые любили в детстве «Джентльменов удачи», а недавно посмотрели «Плохую училку» дважды.