В Москве подошло к концу длившееся восемь лет сооружение Алабяно-Балтийского тоннеля. Об этом сообщил заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Тоннель за последние годы снискал репутацию главного московского долгостроя. Траты на него росли прямо пропорционально срокам сдачи в эксплуатацию. «Строительная часть завершена. Сейчас оформляются документы в связи со сменой подрядчика», — заявил Хуснуллин.
Движение по тоннелю откроется в ближайшее время после того, как закончится оформление необходимых для ввода в эксплуатацию документов. Хуснуллин отметил, что многие документы на сдачу объекта остались у прежнего подрядчика, поэтому их приходится восстанавливать. «Идет физическая приемка документов. Как только закончится их оформление, будет запущена в эксплуатацию вторая часть — движение в обе стороны», — подчеркнул заммэра Москвы. По его словам, благоустройство тоннеля завершится, «как только сойдет снег» — весной этого года.
Это поистине грандиозное сооружение. Общая длина — 1935 метров, длина закрытой части — 1565 метров, а максимальная глубина — 22,5 метра. Ожидается, что открытие тоннеля разгрузит движение на Ленинградском и Волоколамском шоссе на 20-25 процентов. Пропускная способность — от 4800 до 5100 автомобилей в час, по три полосы движения в каждом направлении.
Строительство в рамках проекта «Большая Ленинградка» началось в 2006 году. Сроки завершения неоднократно переносились. Еще Юрий Лужков торжественно обещал, что тоннель сдадут к 2009-му. Затем речь шла о конце 2010-го, 2012-го.
6 сентября 2013 года было торжественно открыто движение по тоннелю в одном направлении — от улицы Алабяна к Большой Академической. В результате время в пути для автомобилистов уменьшилось почти в 20 раз — с 20 минут до 1-2 минут.
Проблемы
Продолжительность работ оправдывалась различными трудностями. Тоннель прокладывался под Замоскворецкой линией метро, причем движение поездов не прекращалось. Для обеспечения безопасности между тоннелем и метро был изготовлен железобетонный щит весом в несколько тысяч тонн. Для контроля за деформацией конструкций строители установили 140 датчиков.
Еще один сложный участок — под путями Рижского направления Московской железной дороги. Строительство здесь велось в два этапа. Сначала отсекалась одна часть железнодорожных путей около станции Красный Балтиец (Подмосковная), и ниже их уровня велось строительство тоннеля. Потом пути восстанавливались, и тоннель строился под другой частью железнодорожной ветки.
Кроме того, существовала опасность подтопления тоннеля из-за того, что он проходит под подземной речкой Таракановкой. Русло реки было сильно загрязнено. Вода выходила из коллектора, после сильных дождей и при таянии снега почва пропитывалась водой, строители постоянно натыкались на плывуны из мокрой глины. В 2009 году река хлынула на Балтийскую улицу, под водой оказалась вся техника.
Специалистам пришлось совместить строительство тоннеля с работами по очистке русла. Сейчас река заключена в новый бетонный коллектор. Стихия, однако, на том не успокоилась. В мае 2014 года из-за сильного дождя и негерметичности конструкции был затоплен участок тоннеля.
В 2011-м из-за нарушения техники безопасности обрушилась стена тоннеля. В результате группу строителей засыпало землей и щебенкой. Часть из них смогла выбраться самостоятельно, четверым понадобилась помощь спасателей. 48-летний рабочий из Татарстана погиб.
Последние 25 метров строители проходили полгода: грунты были сильно насыщены водой. Постоянно приходилось проводить герметизацию.
Цена
Алабяно-Балтийской тоннель — самая затратная московская стройка. В 2013 году Марат Хуснуллин оценивал стоимость строительства для городского бюджета в 70 миллиардов рублей. Чиновники подчеркивали, что в эту сумму вошли все работы по возведению развязки на Соколе. Доля самого тоннеля — 25-30 процентов общих расходов на проект.
Значительные трудности при строительстве возникли в связи со сменой подрядной организации. С 2007 по 2014 год возведением тоннеля занимался крупнейший московский подрядчик — НПО «Космос». Темпы строительства были действительно впечатляющими. Например, в конце 2011 года на объекте работали 7500 человек, 40 буровых установок, около 30 экскаваторов и более 200 единиц техники. Строительство велось круглосуточно.
Весной 2014 года генподрядчик фактически остановил работы из-за нехватки средств. Набранные темпы были сорваны, сроки сдачи вновь перенесены. 26 апреля Марат Хуснуллин сообщил, что работы по завершению строительства стоимостью 4,3 миллиарда рублей выполнит компания «Мосинжпроект». Летом 2014 года на строительной площадке было задействовано около 1500 рабочих.
Перспективы
Алабяно-Балтийский тоннель соединит территории районов Сокол, Аэропорт, Коптево и обеспечит прямое сообщение Дмитровского шоссе с Карамышевской набережной, Ленинградским и Волоколамским шоссе. В тоннеле оборудуют выделенную полосу для общественного транспорта, причем ходить будут не только автобусы, но и троллейбусы.
Алабяно-Балтийский тоннель станет частью Северо-Западной хорды, призванной разгрузить центр города, Третье транспортное кольцо и МКАД, а также обеспечить связь между северо-восточными и юго-западными районами столицы. Трасса пройдет по территории Западного, Северо-Западного, Северного и Северо-Восточного административных округов Москвы. Столичные чиновники ожидают, что Северо-Западная хорда снизит нагрузку на отдельные улицы центра города на 15 процентов.
На всем протяжении Северо-Западной хорды будут построены по 1-2 полосы боковых проездов. Они необходимы для передвижения между районами — жителям не придется выезжать на основной ход движения трассы. За счет уменьшения числа боковых проездов и «выделенок» по основному ходу магистрали хорду, по планам, удастся отодвинуть от жилых домов на пять и более метров. Всего на Северо-Западной хорде предусмотрены по три полосы в каждую сторону. Длина трассы — 26 километров. О сроках окончания строительства чиновники предпочитают говорить с осторожностью.
Всего до 2017 года в Москве предполагается построить около 400 километров дорог. Согласно Адресной инвестиционной программе Москвы, на эти цели направят 330 миллиардов рублей. Впрочем, москвичи, кажется, рады увидеть свет в конце хотя бы одного тоннеля.