Нетерпимость к толерантности Повторится ли в России французский сценарий

Фото: Вадим Брайдов / «Коммерсантъ»

Террористические акты, произошедшие во Франции, — результат межэтнической нетерпимости на религиозной почве между коренным европейским населением и выходцами из бывших колоний. Может ли в нашей стране повториться подобный сценарий? В некоторых российских регионах уже тлеют очаги этнической ксенофобии, а местные жители ясно дают понять — они устали от толерантности.

30 декабря адвокат Дагир Хасавов, представляющий интересы мусульманской общины Калининграда, сообщил в своем Twitter-аккаунте, что Европейский суд по правам человека зарегистрировал жалобу на запрет строительства мечети. «Российские суды лишили верующих права на законно построенную мечеть. И не добившись справедливости в судах России, защита религиозной организации была вынуждена обратиться с жалобой в ЕСПЧ», — пояснил адвокат.

История калининградского долгостроя длится уже не первое десятилетие. Мусульманская община области добивается строительства мечети в городской черте Калининграда. Но местное население против. Им не нравится расположение строительной площадки, а также та настойчивость, переходящая порой в агрессивность, с которой представители мусульман продвигают свои идеи.

Мусульманская община в Калининградской области сформировалась в начале 1990-х годов — активисты обзванивали горожан с подходящими фамилиями по телефонной книге, приглашая на организационное собрание. В дальнейшем для этих целей использовались местные СМИ. А вообще на данной территории не было ни культовых сооружений, ни каких-либо других свидетельств мусульманской культуры.

Первые преподаватели основ ислама в общине — арабские студенты, учившиеся в вузах Калининграда, марокканец Ж. Фахори и Ибрахим Драйя из Мавритании. Они же стали первыми имамами. В качестве учебной литературы использовались брошюры, изданные в Дагестане. Религиозные обряды проводились в доме одного из прихожан, чеченца по национальности.

С инициативой строительства мечети калининградские мусульмане выступили в 1993 году. Место строительной площадки переносилось из одного района города в другой (по некоторым данным — семь раз). Как только выдавалось разрешение на строительство, начинались протесты жителей окрестных микрорайонов, выделялось новое место, и все повторялось.

Строительная площадка рядом с музеем «Фридландские ворота»

Строительная площадка рядом с музеем «Фридландские ворота»

Фото: Иван Марков / «Комсомольская правда»

В 2009 году мэрия выделила два участка и подъездную дорогу на территории парка «Южный», рядом с музеем «Фридландские ворота». Документ подписал вице-премьер правительства области Юрий Шалимов. К строительству приступили в декабре 2010 года.

Калининградцы продолжали протестовать, собирали подписи за отмену строительства. В январе 2011 года провели митинг. Активисты считали, что разрешение на строительство было выдано с нарушением закона, с чем и обращались в разные инстанции. Указывали на то, что вырубка деревьев на стройплощадке негативно скажется на экологическом состоянии города. Кроме того, мечеть нанесет ущерб историко-архитектурному ландшафту города, поскольку строительство ведется в непосредственной близости охранной зоны памятника архитектуры федерального значения «Фридландские ворота», которые, по сути, окажутся «воротами в мечеть».

27 ноября 2011 года 21-летний горожанин попытался совершить на стройплощадке взрыв, используя 50-литровый баллон с пропаном и 25-литровый баллон с кислородом. Террористический акт удалось предотвратить сотрудникам ФСБ — своими намерениями молодой человек поделился в социальных сетях, где пытался найти единомышленников. Злоумышленника задержали, когда он перелезал через забор.

В декабре 2013 года строительство было приостановлено. Основанием послужили два судебных иска, поданных музеем «Фридландские ворота» и прокуратурой. Позже суд объединил эти заявления в одно дело. Глава города Александр Ярошук неоднократно говорил, что в случае запрета строительства мусульманская община вправе рассчитывать на другой участок и компенсацию уже понесенных расходов из областного бюджета.

1 апреля 2014 года Московский районный суд Калининграда признал незаконным постановление о выделении участков, поскольку эта территория относится к рекреационной зоне, а также попадает в границы охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения. В августе 2014 года представители мусульманской общины Калининграда направили президенту Владимиру Путину письмо с просьбой проверить законность запрета и пересмотреть «все решения, принятые политически ангажированными лицами во властных структурах».

Недостроенное здание мечети в Южном парке, Калининград

Недостроенное здание мечети в Южном парке, Калининград

Фото: Иван Марков / «Комсомольская правда»

Глава религиозной организации мусульман Калининграда Иршат Хисамов, возмущенный судебным решением, выступил в СМИ: «Видно, губернатор хочет, чтобы здесь был Майдан, как на Украине. Такой расчет, наверное. Пока людей мы удерживаем, но вы поймите нас, это не только наш вопрос. Нас больше 100 тысяч мусульман, и каждый в сердце держит камень. Когда это взорвется, мы не можем сказать. Проповеди читаем о дружбе народов, но если каждый держит в сердце камень, то это сложно удерживать».

Представители общины неоднократно жаловались на то, что в регионе полностью отсутствуют мусульманские религиозные учреждения, например, это Хисамов: «Не может быть такого, что единственная Калининградская область не имеет ни одного культурно-религиозного центра, мечети».

Однако это не совсем так — рядом, в 5 километрах от Калининграда, в поселке Большое Исаково, в 2010 году открылась мечеть, построенная на базе одного из жилых домов на средства прихожан с разрешения местной администрации. Также идет строительство молельного дома в Гвардейске, еще один планируется в Советске.

В ноябре 2014 Верховный суд РФ отказал мусульманам в кассационной жалобе по делу о запрете строительства мечети в Калининграде. Опираясь на судебное решение, местные власти потребовали сноса здания, построенного на 80 процентов.

В данный момент представители общины пытаются добиться разрешения на завершение строительства, в частности через Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ).

И это далеко не единичная история. Полтора года в Новосибирске пытаются остановить строительство медресе — высшего учебного заведения для муфтиев (мусульманских священнослужителей). Волна недовольства поднялась после распространения в СМИ информации о выделении городской администрацией еще одного, дополнительного участка земли, в центре Новосибирска, рядом с уже возводимой мечетью.

Митинг в Новосибирске против строительства мечети

Митинг в Новосибирске против строительства мечети

«Новосибирское медресе — первое в Сибири и на Дальнем Востоке. Оно будет готовить имам-хатыбов для мечетей Сибири. Стоимость проекта — около 800 миллионов рублей. Это пожертвования прихожан и меценатов», — сообщил имам новосибирской мечети Салим Шакирзянов.

4,7 тысячи жителей Новосибирска подписались под обращением о запрете строительства медресе на территории города. Горожан можно понять — ислам в Сибири не относится к традиционным конфессиям, к тому же в Новосибирской области уже зарегистрировано 14 религиозных объединений мусульман, действуют восемь мечетей, в том числе четыре — непосредственно в Новосибирске.

Горожанам также удалось убедить администрацию не выделять участок для очередной, пятой мечети в новом Калининском микрорайоне, в котором тогда не было даже необходимых образовательных учреждений, таких как школа и детский сад. Особенно жителей микрорайона возмутило то, что вопрос о мечети решался без их ведома.

В последние годы в российских регионах распространена такая схема. Мусульмане приобретают для личного пользования участок земли, оформляют его под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), а затем передают в общину, которая вместо жилого дома строит мечеть. Если региональные власти замечают незаконную постройку и суд предписывает ее снести, представители муфтията открыто, через СМИ, заявляют о факте нарушения прав верующих, фактически шантажируя чиновников возможными религиозными беспорядками. И местные власти идут на уступки — отменяют судебное решение, «легализуя» мечеть, или в срочном порядке выделяют другой участок.

В Пятигорске несколько лет назад один из горожан передал мусульманской общине свой дом. На первых порах здание использовалось в качестве молельного дома для трех десятков прихожан. Однако со временем их количество выросло до 2,5 тысяч. Община решила строить на этом же участке в статусе частного домовладения мечеть.

4 ноября 2012 года городская администрация подала в суд на владельца участка с требованием снести незаконное строение. Недостроенное здание было опечатано судебными приставами. Городской суд Пятигорска постановил снести минарет, что и было сделано. Однако 29 апреля 2014 года Ставропольский краевой суд принял решение о полном сносе незаконно построенной мечети.

3 мая 2014 года председатель Духовного управления мусульман Ставропольского края (ДУМ СК) муфтий Мухаммад Рахимов отправил президенту РФ Владимиру Путину открытое письмо с просьбой вмешаться в создавшуюся ситуацию.

«…Уже ходят разговоры о создании отрядов самообороны для защиты единственной недостроенной мечети в городе и организации митингов у краевой и городской администрации…Бульдозеры, которые приблизятся к мечети, чтобы снести ее, призовут сюда тысячи мусульман со всего Северного Кавказа, которых придется усмирять уже не бульдозерами, а танками. Мусульмане региона воспринимают решение о сносе мечети как попытку уничтожения Веры в Единого Бога и распространения в нашем регионе такой нечисти, как пьянство и наркомания», — говорилось в послании Рахимова.

Женщины ждут окончания намаза в подземном переходе в Санкт-Петербурге

Женщины ждут окончания намаза в подземном переходе в Санкт-Петербурге

Фото: Дмитрий Ловецкий / AP

Как ни удивительно, при всех политических и социальных катаклизмах последних двух десятилетий, после военных конфликтов на Северном Кавказе, россияне достаточно терпимы к культурным различиям. Регистрируется много смешанных браков, в рамках российской культуры сохраняются национальные языки и традиции. Как свидетельствует история, русские всегда легко заимствовали сторонние обычаи — от кулинарных традиций до праздников.

К сожалению, подобное не скажешь о большинстве трудовых мигрантов стран Средней Азии. Они не желают интегрироваться в российское общество, зачастую не знают азов истории и законов страны, на территории которой живут и работают. Осложняет ситуацию и то, что региональные власти уделяют мало внимания причинам возникновения ксенофобии, что приводит затем к массовой нетерпимости к лицам неславянской национальности.

За последние два десятилетия в России построено более семи тысяч мечетей, семь российских исламских университетов. Однако гармонизировать межнациональные отношения за счет только этого невозможно, тем более в регионах, конфессионально далеких от ислама.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше