Новости партнеров

Выйти из сумрака

Гослотереи как источник дохода и социально-ответственный бизнес

Фото: предоставлено «Лотерея «Победа»

Во многих странах лотерейная отрасль является солидным источником бюджетных поступлений. Государственная политика в этой сфере основывается на двух ключевых принципах: либерализация рынка национальных лотерей и жесткое законодательное регулирование, учитывающие современные тенденции.

Либерализация рынка подразумевает расширение предлагаемых национальными лотереями продуктов, основанных на использовании современных технологий. Такой подход при централизации и нормативно-правовом регулировании способствует росту рынка и дохода государства и, следовательно, отчислений на социальные программы. Развитие лотерейной отрасли в стране зависит от того, как быстро ее операторы способны развиваться вместе с современными тенденциями.

Всемирные игры

Всего, как сообщалось ранее, на мировом рынке азартных игр на долю лотерей приходится больше половины — 57 процентов. Общий объем этой индустрии за 2013 год оценивался в 284 миллиарда долларов. Доля Европы↓— около 50 процентов (116,2 миллиарда долларов), Северной Америки — около 30 процентов (74,6 миллиарда долларов ), Азии и Ближнего Востока — 15 процентов (79,8 миллиарда долларов).

Формирование легального, конкурентноспособного рынка национальных лотерей позволил ряду стран (Италия, Греция, Нидерланды, Китай, США) рыночными методами одолеть нелегальный сегмент. Государственная политика в этой сфере сочетала в себе не только репрессии, но и меры, направленные на постоянное улучшение предложений легального рынка азартных игр.

Например, Швеция, одна из первых в Европейском союзе приступившая к развитию моментальных лотерей, в 1996 году разрешила операторам реализовывать электронные лотереи через видео-лотерейное торговое оборудование (VLT). Внедрение новых технологий привело к значительному росту оборотов отрасли. В 2004 году чистый доход от рынка азартных игр в Швеции оценивался в 1,6 миллиарда евро, из них 42 процента (682 миллиона евро) обеспечили государственные лотереи.

В Италии правительство поддержало развитие динамичных лотерейных игр, разрешив с 2001 года устанавливать VLT в барах, ресторанах и табачных киосках. Политика, направленная на расширение лотерейной продукции и внедрение современных технологий, принесла свои результаты — рынок азартных игр вырос за 13 лет (с 1991 по 2004 год) с 5,4 миллиарда евро до 25,3 миллиарда евро. Постепенное увеличение предложения легальных игр позволило сократить долю теневого рынка с 37 процентов в 2010 году до 22 процентов в 2012 году.

Либерализация отрасли в Великобритании быстро вывела национальную лотерею в лидеры по популярности и доходности на рынке азартных игр. Исследования показывают, что 70 процентов взрослого населения Великобритании приобретает продукцию национальной лотереи. В 2001 году Комиссия национальной лотереи разрешила интерактивные игры в интернете, при этом в стране запрещены сайты, предлагающие услуги онлайн-казино. Позже эти возможности были расширены на мобильную связь и цифровое телевидение. В 2011 году на рынке появились инновационные скретч-карты и интерактивные лотерейные игры, а в 2013-м — запущены новые web- и мобильная платформы. Объем продаж в 2013 финансовом году, который продлился до 31 марта 2014-го, достиг 6,7 миллиарда фунтов стерлингов, при этом продажи скретч-карт и сетевых интерактивных лотерейных игр выросли на 3,8 процента по сравнению с 2012 годом — до 2,1 миллиарда фунтов.

Успех китайских национальных лотерей также во многом основан на либерализации рынка и применении современных технологий. В КНР проводятся высокочастотные лотерейные игры, в том числе посредством цифровых терминалов. За 15 лет лотерейная отрасль достигла впечатляющих результатов: продажи выросли с 600 миллионов долларов в 1997 году до 25,2 миллиарда в 2010-м, продемонстрировав рост в 42 раза. По итогам марта 2014 года в Китае было продано лотерейных билетов на 32,874 миллиарда юаней, что эквивалентно 5,38 миллиарда долларов. Это на 20,3 процента больше показателя за март 2013 года.

Опыт госучастия

Зарубежный опыт показывает, что создание мощного технологичного рынка национальных лотерей под патронажем государства одновременно решает две важные задачи: пополняет бюджет и снижает привлекательность и конкурентоспособность подпольного игорного бизнеса. Последнее особенно важно, если государство намерено искоренить подпольный игорный бизнес. Благодаря тому, что легальные операторы лотерей получают эксклюзивное право на использование современных технологий, значительная доля азартного населения переходит в правовое поле этого бизнеса.

Конкуренция отрасли легальных лотерей с теневым бизнесом возможна. Для этого оператор национальных лотерей должен предлагать более высокую вероятность выигрыша и иметь государственный «знак качества». Ведь таким образом государство может увеличить доход от лотерей — повышая, а не понижая вероятность выигрыша и доверие к самой лотерее.

На родных просторах

Среди европейских стран Россия занимает 29-е место из 36, в которых лотерейная деятельность легализована и существует государственная статистика по отрасли. Лотерейный рынок России развит пока слабо и на данный момент занимает не более 0,13 процента от общемирового.

С 1 июля 2014 года вступила в силу новая редакция закона «О лотереях». В соответствии с законом рынок государственных лотерей представлен тремя лотереями — «Гослото», «Спортлото» и «Победа». Основная цель проведения государственной лотереи «Победа» — организация дополнительного источника финансирования мероприятий в рамках «Стратегии социального развития Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 года».

Целевые отчисления от проведения всероссийских государственных лотерей «Победа» направляются в федеральный бюджет на обеспечение финансирования социально-значимых объектов и мероприятий. В частности, средства от проведения лотереи уже направлены на финансирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, являющейся одной из приоритетных задач государства.

Объем целевых отчислений в бюджет Российской Федерации от проведения всероссийских государственных лотерей «Победа» за последний квартал 2014 года увеличился на 30 процентов. Общая сумма отчислений с момента запуска проекта достигла 400 миллионов рублей.

«Победа» приобретает все большую популярность в России. Так, с июля 2014 года количество точек продаж увеличилось в два с половиной раза. Билеты под брендом «Победы» продаются во всех регионах страны, от Камчатки до Калининграда. У лотереи многомиллионная аудитория.

Продажа билетов лотерей «Победа» осуществляется как классическим способом через сложившуюся сеть распространителей бумажных лотерейных билетов, так и с использованием автоматизированных устройств в торговых терминалах, киосках по продаже билетов бумажных и электронных гослотерей на железнодорожных вокзалах и через сеть лотерейных магазинов «Победа».

«Победа» также проявляет собственную инициативу в поддержке военно-патриотического воспитания молодежи. В 2013 году ДОСААФ России и лотерея «Победа» запустили совместный проект «Бумеранг», направленный на постинтернатное обучение и социальную адаптацию детей-сирот. В результате более 500 воспитанников сиротских учреждений из 50 регионов страны получили возможность пройти обучение массовым техническим профессиям, а также приняли участие в мероприятиях военно-патриотической направленности и соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, таким как «Судьба России — твоя судьба», сдача норм ГТО, «День юного стрелка».

Как рассказал заместитель директора Социального приюта для детей и подростков в Ступино Руслан Абасян, многие дети испытывают серьезные опасения перед выпуском в свободную жизнь вне приютов. А возможность приобрести профессиональные навыки дает им необходимые инструменты для дальнейшей социализации в современном обществе.

Старт нового этапа проекта ожидается в начале 2015 года, и его участниками станут воспитанники детских домов Красноярского края, Кировской, Калининградской, Курской и Московской областей. Участники проекта будут также привлекаться ко всем мероприятиям ДОСААФ России, посвященным развитию патриотического воспитания молодежи и подготовки ее к службе в Вооруженных силах России.