Первый пошел

Бюджетные иномарки и Lada заместят в России Opel и Chevrolet

Девушка на капоте автомобиля Lada Granta
Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Американский автоконцерн General Motors объявил об уходе с российского рынка бренда Opel и всех массовых моделей Chevrolet в связи с катастрофическим падением продаж в конце 2014-го — начале 2015 года. Автогигант сосредоточится на премиум-сегменте, продолжая продавать экзотические Corvette, Camaro и Tahoe, а также Cadillac. Производство на площадках в Петербурге, Калининграде и Нижнем Новгороде будет свернуто, но выпуск Chevrolet Niva на совместном предприятии с «АвтоВАЗом» в Тольятти обещают сохранить.

Примеру GM могут последовать и другие автомобильные предприятия с небольшими объемами продаж и низкой локализацией производства, предупреждают эксперты. Вместе с тем они полагают, что освободившуюся нишу легко смогут занять бюджетные иномарки и вазовские Lada. Дилеры уверяют, что послепродажное качество обслуживания Opel и Chevrolet не изменится.

Выедут на роскоши

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в январе-феврале реализация легковых машин Opel на российском рынке рухнула в 5,5 раза, до 2 тысяч штук, Chevrolet — в 3,5 раза, до 6,3 тысячи автомобилей (в 2014-м продано 190 тысяч машин или около 8 процентов авторынка). Несмотря на то что популярность этих машин в России неуклонно снижалась начиная с 2013-го, за два месяца 2014-го владельцами Opel и Chevrolet стали около 33 тысяч россиян, что весьма существенно. Общие продажи легковушек и LCV (легких коммерческих автомобилей) в России снизились за январь-февраль текущего года на 32 процента, составив 243,8 тысячи машин.

Американский автогигант намерен полностью свернуть производство Opel до конца 2015 года, а присутствие Chevrolet в нашей стране ограничит лишь несколькими премиальными моделями. «GM сфокусируется на премиальном сегменте российского рынка с помощью бренда Cadillac и легендарных американских моделей Chevrolet, таких как Corvette, Camaro и Tahoe», — сообщили в GM.

В начале года иномарки премиум-класса действительно демонстрировали завидный рост на фоне неудач бюджетных Lada и иностранных брендов. Машин Lexus в феврале было продано на 11 процентов больше, чем в феврале 2014-го, продажи Mercedes-Benz увеличились на 18 процентов, до 4 тысяч машин, BMW на 6 процентов, до 3,5 тысячи, а Porsche — вдвое, до 380 штук. Аналогичная ситуация складывалась в начале года и на рынке подержанных авто.

Завод GM в Санкт-Петербурге, выпускающий три модели Opel (Antara, Astra, Mokka) и две Chevrolet (Cruze и Captiva), будет законсервирован к июню 2015 года, сотрудничество с калининградским «Автотором» (собирал Opel Zafira, Meriva, Insignia, а также Chevrolet Aveo) завершилось в феврале. Американский концерн до конца года свернет и выпуск на мощностях Группы ГАЗ, где производят Chevrolet Aveo.

Chevrolet был представлен в России восемью массовыми моделями, Opel — шестью.

При этом GM намерен сохранить участие в совместном предприятии (СП) «GM-АвтоВАЗ» в Тольятти, которое продолжит производить и продавать Chevrolet Niva текущего поколения. В «GM-АвтоВАЗ» сообщили «Ленте.ру», что уменьшать объемы выпуска нынешней модели Chevrolet Niva пока не планируют, предприятие продолжит работу в две смены в режиме пятидневки.

При этом в СП подтвердили, что проект по выводу на рынок нового поколения Chevrolet Niva «заморожен» на неопределенный срок. Представитель «GM-АвтоВАЗ» отказалась озвучить план продаж на текущий год, ссылаясь на изменчивость рынка (в 2014 году выпуск упал на 22 процента, до 45 тысяч машин). В Группе ГАЗ уход Chevrolet из России, а также судьбу сотрудников, занятых на производстве этих машин, не комментируют. Представитель завода GM в Петербурге сообщила «Ленте.ру», что консервация производства уже началась. Численность предприятия включая офисных работников составляет около 1 тысячи человек. «Сборка полного цикла прекращена, продолжается крупноузловая сборка. К концу июня консервация предприятия будет завершена полностью. Сейчас мы предлагаем увольняемым сотрудникам семь окладов в качестве компенсационного пакета», — сказала она.

Не справились с управлением

В начале года иностранные бренды, локализованные в России, начали переписывать ценники в борьбе с падением спроса на автомобили. О снижении стоимости на некоторые модели до 23 процентов сообщил Ford, о распродажах объявили Renault (Duster подешевел на 3 процента) и Daewoo (снижены цены на модели Matiz и Gentra). Компания Opel до конца марта продает по льготной стоимости автомобили 2014 года выпуска. Скидки действуют на китайские Great Wall. Многие автопроизводители участвуют в программах утилизации автомобилей и trade-in (обмен старого авто на новый с доплатой).

В России уже сложились убыточные мощности, и профицит будет сохраняться в течение ближайших лет, отмечает аналитик VTB Capital Владимир Беспалов. По соглашению о промсборке GM должен был инвестировать в расширение мощностей до 350 тысяч автомобилей в год и локализацию производства в России. В 2012 году автогигант заявлял, что вложит в развитие российского бизнеса 1 миллиард долларов в течение пяти лет. Беспалов полагает, что эти вложения в компании при падающем спросе посчитали нелогичными, и, вероятно, решение об уходе с российского рынка включает и выход из соглашения о промсборке с российским правительством от 2011 года.

«В настоящий момент наши автомобили, которые производятся в России, не обладают достаточным уровнем локализации, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации», — косвенно подтвердил это предположение гендиректор Opel Group Карл-Томас Нойманн, которого цитирует пресс-служба GM.

По мнению Беспалова, уход массовых моделей Opel из России снижает конкуренцию, но не меняет картину с избытком производственных мощностей: «Есть "АвтоВАЗ" в альянсе с Renault Nissan с огромными объемами, которые присутствуют в этом же среднем ценовом сегменте. Ford с Sollers, Volkswagen работают по соглашениям о промсборке, плюс Hyundai и Kia. Совокупные мощности этих автозаводов превысят потребности рынка в текущем году, и это без учета импорта». Эксперт добавляет, что Opel и Chevrolet через какое-то время могут вовсе исчезнуть с российского рынка. Импортировать машины, стоимость которых, учитывая таможенные сборы и платежи по утилизации, вырастет примерно на треть, не имеет смысла, считает он.

Андрей Третельников из RMG не исключает ухода из России и других брендов с невысокими объемами продаж. «Автопроизводители с низкой локализацией производства в России и маленькими объемами продаж смогут компенсировать издержки только повышением цены. На рынке с падающим спросом это невозможно», — резюмирует он.

Зарулили в «Магнит»

Chevrolet и Opel, согласно официальным заявлениям компании, будут работать со своей дилерской сетью, чтобы определить дальнейшие шаги по обеспечению исполнения обязательств перед владельцами автомобилей.

Что будет с дилерами Opel и Chevrolet, пока совершенно непонятно. По словам вице-президента ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Олега Моисеева, этот вопрос будет обсуждаться 19 марта. Он подчеркивает, что это не первые марки, покидающие российский рынок, но масштаб проблемы обширен. «В случае, когда уходил Dodge, марка не имела сети дилерских центров, с Seat — пострадало 20 дилерских предприятий (при этом под марку было построено всего три центра), то здесь ситуация кардинально отличается. Дилерская сеть Opel и Chevrolet — это более 200 дилеров или примерно 160 дилерских центров. Переформатировать их под другую марку невозможно, поскольку рынок уже поделен, а оставлять только под сервисное обслуживание — нелогично», — говорит он. По словам Моисеева, дилерам не сладко и без ухода популярных брендов: некоторые из них сдают помещения в аренду, которые переоборудуются под продуктовые магазины (в частности, сети «Магнит»).

Моисеев подчеркивает, что премиальные бренды, которые останутся в России, имеют штучные продажи: «Машины неплохие, но что касается Cadillac производитель не смог убедить потребителя в том, что это премиум бренд. А Corvette и Camaro — нишевый продукт». «В результате ухода Opel и Chevrolet пострадают и дилеры и клиенты», — полагает Моисеев. Сами дилеры заявляют, что уход Opel из России не скажется на послепродажном обслуживании, поскольку продажа запчастей — главный источник дохода в автобизнесе. «Мы получили письменное подтверждение от General Motors, что все контракты, которые касаются сервисного обслуживания и гарантий, будут продлены в полном объеме», — сказал Русской службе новостей президент группы компаний Favorit Motors (продает Opel, Chevrolet, Kia и другие марки) Владимир Попов.

Но свято место пусто не бывает. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин заявил журналистам, что освободившуюся нишу по силам занять продукции «АвтоВАЗа». «Радоваться должен "АвтоВАЗ", что он может заместить этот сегмент, поскольку у GM бюджетный сегмент, поэтому Lada вполне может заменить», — сказал он. Моисеев добавляет, что часть пирога также получат прямые конкуренты GM в сегменте иномарок средней ценовой категории — европейские машины Volkswagen, Renault, японский Nissan и корейские Hyundai, Kia.

Российский авторынок по итогам 2014 года просел на 10,3 процента, до 2,49 миллиона легковых автомобилей и LCV, по данным АЕБ. В этом году ассоциация ожидает снижения продаж на 24 процента, до 1,89 миллиона штук.