Качать маятник

Смысл внезапных проверок российской военной машины

.
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Серия учений и внезапных проверок Вооруженных сил России, прошедших по стране от Калининградской области до Дальнего Востока, горячо обсуждается отечественными и зарубежными СМИ. Широта толкований отражает сложившуюся за последний год нестабильность оценок: одни называют происходящее обычной боевой подготовкой, другие — преддверием войны.

Калининградский коридор

Наибольшее внимание привлекла активность российских военных в балтийском регионе. Переброска в Калининград группы бомбардировщиков Су-34 и модернизированных истребителей Су-27СМ, подразделений ВДВ, ракетных комплексов «Искандер» в сочетании с одновременными масштабными учениями Балтийского флота квалифицировались рядом наблюдателей как масштабный ответ на демонстративное усиление НАТО в прибалтийских республиках в течение последнего года. Вместе с тем можно заметить, что при всей очевидной демонстративности эти учения — логическое развитие процесса, продолжающегося несколько последних лет.

Калининградский особый район, образовавшийся после распада СССР, превратился для российских военных в вечную головную боль. Фланговые ограничения договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), лимитировавшие развертывание на северо- и юго-западных окраинах РФ, не позволяли укомплектовать здесь более 2-3 общевойсковых бригад. Столь же серьезно ограничивались и возможности ВВС. Сил, которые можно было на законных основаниях держать в Калининграде, не хватило бы ни на серьезную оборону в случае реального конфликта с НАТО, ни тем более на наступательные действия. Надежда на помощь извне была невелика: ограничения распространялись и на Псковскую, и на Ленинградскую области.

Тренировки по переброске в Калининград дополнительных войск и техники «на всякий случай» проводились уже в середине 2000-х годов, но не в тех масштабах. Из-за скудного финансирования не хватало всего: исправной техники, квалификации личного состава, горючего и запчастей для учений и маневров и т.д. Памятный инцидент того периода — авария Су-27 15 сентября 2005 года, упавшего на территории Литвы вследствие потери ориентировки летчиком Валерием Трояновым.

Первыми относительно крупными маневрами, в ходе которых отрабатывалась в том числе поддержка Калининграда, стали совместные российско-белорусские учения «Запад-2009». На них же впервые была опробована новая организационно-штатная структура армии, вводимая в ходе развернувшейся в 2008 году под руководством министра обороны Анатолия Сердюкова и начальника Генштаба Николая Макарова радикальной военной реформы.

Тогда же проявилась и основная черта, характерная для всех последующих оперативно-стратегических учений и внезапных проверок в разных округах и на флотах: особое внимание мобильности войск. Маневры на дальние дистанции совершали все — сухопутные войска, перебрасывавшиеся своим ходом, по железной дороге, по воздуху и морем, части ПВО, военная авиация, в практику которой вернулись дальние перелеты и отработка боевых задач на удаленных и ранее незнакомых полигонах, наконец, ВМФ, все чаще формировавший на крупных учениях отряды из боевых единиц разных флотов.

В 2013 году в Калининградскую область в ходе учений впервые были переброшены ракетные комплексы «Искандер», о появлении которых в этом районе заговорили еще в 2007 году, когда комплекс, по сути, только разворачивался. Пугать соседей, оставляя его там на постоянной основе, российское руководство не стало, но возможность была продемонстрирована. Сегодня история повторилась: «Искандеры» вновь возникли в Калининграде, при этом детали их переброски не раскрываются. Оперативная дислокация систем, способных использовать как баллистические, так и крылатые ракеты, — один из главных козырей России в регионе.

Арктическое развертывание

Если на учениях в Калининграде вопросы мобильности играют ключевую роль, то для Арктики этот аспект становится доминирующим. Абсолютно все планы воссоздания российской арктической группировки и проходящие в регионе крупные военные учения рассчитаны на использование транспортных возможностей ВМФ и ВВС, без которых никакая активность в Заполярье немыслима, равно как и немыслимо постоянное содержание во всех потенциально опасных районах Арктики постоянных воинских контингентов.

Ставка делается прежде всего на воссоздание инфраструктуры, обеспечивающей при необходимости переброску войск морем и по воздуху и не требующей многочисленного персонала для повседневного обслуживания и охраны. 13 аэродромов, радиолокационные станции, отремонтированные порты и другие объекты позволят быстро развернуть необходимые силы «в угрожаемый период». А для контроля окружающего морского и воздушного пространства достаточно относительно компактной группировки, базирующейся здесь на постоянной основе.

Эта концепция отрабатывается и в ходе очередной внезапной проверки сил Северного флота с участием около 40 тысяч военнослужащих, 3360 единиц техники, 41 боевого корабля, 15 подводных лодок, 110 самолетов и вертолетов. Как и в других случаях, в учениях были задействованы как силы, находящиеся «под рукой», так и переброшенные издалека. Так, новые площадки десантирования пришлось осваивать военнослужащим 98-й (Ивановской) воздушно-десантной дивизии, которых выбросили на ледовые полигоны новоземельского архипелага и на острова Земли Франца-Иосифа.

Компенсация слабости

Повышенное внимание к маневру как средству компенсировать недостаточную численность войск — отнюдь не новация в военном деле. Фактически этот принцип — ровесник военного дела, и работает он на всех уровнях — от тактического до стратегического. Особенно это касается современных войн, когда транспортная авиация и флот — как ВМФ, так и, при необходимости, торговый — обеспечивает переброску больших масс войск на огромные расстояния. Экономика России не выдержит вооруженных сил советского масштаба — если сравнивать по боеготовым частям, то сухопутные войска вместе с ВДВ сократились по сравнению с Советской армией примерно в 3-3,5 раза (как и группировка ВВС). Стратегическая мобильность в этих условиях приобретает решающее значение.

«Сегодня мы ни на одном из направлений не имеем самодостаточной группировки, — комментирует военный эксперт Виктор Мураховский, главный редактор журнала "Арсенал Отечества". — Это главная причина пристального внимания, которое руководство Вооруженных сил уделяет возможностям по переброске войск».

Мобильность, гарантируемая развитой сетью железных дорог, а на отдаленных и изолированных ТВД — вторым в мире по численности парком военно-транспортной авиации, должна обеспечить России возможность, при необходимости, «качать маятник» — оперативно маневрируя силами между различными ТВД. Добавьте к этому еще возможность фрахта транспортных и пассажирских самолетов гражданских авиакомпаний, а также флот.

На первый план выходит задача реконструкции имеющихся аэродромов и строительства новых, как основных, так и запасных, в сочетании с подготовкой кадров для обслуживания этой инфраструктуры. Не меньшего внимания требует и парк военно-транспортной авиации, состояние которого в ряде аспектов можно признать критическим. Особенно это касается машин легкого и среднего класса: средний возраст парка самолетов Ан-26 — около 35 лет, Ан-12 — более 45 лет, а замена им только разрабатывается. О возобновлении сотрудничества с Украиной речь не идет. И не только по причине событий последнего года: методы ведения бизнеса и отношение к соглашениям со стороны украинских партнеров затрудняли сотрудничество и в докризисные годы, что повлекло за собой отказ от программы строительства перспективного транспортного самолета Ан-70 и возобновления производства сверхтяжелых Ан-124 «Руслан».

Обстановку в украинской авиационной промышленности последних лет для Ленты.ру прокомментировал Константин Макиенко, заместитель руководителя Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ): «Для украинской бизнес-культуры характерна полная недоговороспособность. Это люди, с которыми невозможно договариваться. В течение нескольких часов после подписания документа они могут позвонить по телефону и заявить об отзыве подписи. Кроме того, падает уровень компетенции. Если моторостроительный "куст" в Запорожье сохраняет свои возможности, то могущество КБ Антонова сегодня сильно преувеличено. В советское время оно было лучшим по ресурсным самолетам. Но, после смерти Балабуева (глава АНТК им. Антонова в 1984-2006 г.г. — прим. "Ленты.ру") оно деградировало и сегодня фактически является авиакомпанией ("Авиалинии Антонова", обеспечивающие основной доход предприятия в целом — прим. "Ленты.ру"), которая притворяется конструкторским бюро», — сказал Макиенко.

По мнению замдиректора ЦАСТ, имеющиеся у КБ Антонова компетенции утрачиваются: многое уже распродано ранее, многое утеряно просто за давностью лет. «Они могут поднять еще Ан-178, созданный на основе уже отработанного самолета (военно-транспортный вариант пассажирской платформы Ан-148/158 — прим. «Ленты.ру»), но будущего у этого самолета уже нет» — добавил Константин Макиенко.

Сегодня Россия располагает только одной серийной военно-транспортной машиной — модернизированным Ил-76, разработанным более сорока лет назад и имеющим существенные ограничения по возможностям переброски современной военной техники, вес и габариты которой возросли. В дальнейшем Ил-76 должен быть дополнен ильюшинскими проектами Ил-112 (легкий) и Ил-214 (средний), а затем и перспективным авиационным комплексом транспортной авиации, предполагающим разработку семейства машин различной грузоподъемности, вплоть до сверхтяжелой.

В сложившихся условиях программа развития военно-транспортной авиации должна получить высший приоритет — иначе России грозят серьезные проблемы с боеспособностью войсковых группировок в таких районах, как Арктика и Дальний Восток. Не менее внимательно стоит относиться к развитию флота летающих танкеров, чья численность в ВВС явно недостаточна, особенно с учетом того, что все современные боевые самолеты, производимые для ВВС, имеют оборудование для дозаправки в воздухе. Этот вопрос, не исключено, следует считать еще более важным — в конечном счете, современная война немыслима без поддержки с воздуха.

подписатьсяОбсудить
Где золото моют
Репортаж «Ленты.ру» с золотого прииска в Якутии
«"Реальные пацаны" — у нас таких нет»
Первый рэпер Якутии о шаманах, фольклоре и особенностях национального характера
Фабрика зверств
Притравочные станции — аморальная забава или жестокая необходимость
Владимир Путин и Дмитрий Медведев завтракают в резиденции «Бочаров ручей»Политическая кухня
Еда, посуда и повара кремлевского двора
На грани прорыва
Что Сергей Лавров и Джон Керри решили сделать для прекращения кризиса в Сирии
Город мертвых
Самое большое кладбище планеты
Метамфетаминовая эпидемия
Во все тяжкие пустились страны, о которых вы и не думали
Си Цзиньпин и Владимир ПутинНа пути к союзу?
Как далеко может зайти сближение России и Китая
Дональд Трамп и Пол МанафортПорочащие связи
Как работа с «Костей из ГРУ» подвела главу предвыборного штаба Трампа
Последние деньки
Как россияне пытаются поймать конец лета на море
Шикарные колеса
Самые фешенебельные железнодорожные маршруты мира
Наш юг накормит, опьянит
Фестиваль «О, да! Еда!» впервые прошел на курорте Абрау-Дюрсо
Карибский вопрос
10 причин провести следующий отпуск в Доминикане
«Долбаный идиот» или любящая бабушка?
За кого голосуют американские женщины-знаменитости
Бермудский прямоугольник
Фотограф выяснил, что россиянки носят в своих сумочках
«Все здесь сочувствуют Украине»
Уроженка Омска делится впечатлениями после переезда в Канаду
Сам себе гастарбайтер
Фотоистория граждан Бангладеш, работающих за 10 долларов на вредном производстве
Гран-при Бельгии
Онлайн-трансляция самой непредсказуемой гонки Формулы-1
Ху из Ху
Откуда растут корни китайских брендов
Собаки и коты
Самое крутое автомобильное видео августа
Равно правые
Длительный тест четырех компактных кроссоверов
Дно Олимпиады
Проблемы Рио похлеще допингов и переломов
«Я не позволяла себе ничего, каждая копейка уходила на кредит»
Рассказ россиянки, купившей не одну квартиру при зарплате в 40 тысяч рублей
Камерная дача
10 фактов о доме в Форосе, ставшем тюрьмой для Горбачева
До чего докатились
Как выглядят лица людей, съехавших с небоскреба
Бабушкино наследство
Вся недвижимость кандидата в президенты США Хиллари Клинтон