С приближением сезона отпусков, традиционно стартующего в мае, туроператоры отмечают оживление спроса россиян на заграничный отдых. Путевки, хоть и не так активно, как годами ранее, но все же приобретаются соотечественниками, привыкшими к организованному отдыху за рубежом. Сможет ли туриндустрия выполнить свои обязательства перед путешественниками или стоит ждать очередной волны банкротств? «Лента.ру» попыталась разобраться в ситуации.
Год краха
В 2014 году сразу два десятка крупных туроператоров покинули рынок со скандалом. Жертвами рухнувших «Лабиринта», «Невы», «Южного Креста», «Солвекс-Турне» и других весомых игроков стали десятки тысяч россиян, оставшиеся без поездки или столкнувшиеся с проблемами уже на курорте.
Основной причиной кризиса отрасли эксперты называли жесткий демпинг компаний, совпавший с девальвацией и негласным запретом для сотрудников силовых структур на зарубежные поездки, что резко ударило по объему выездного туризма. Многие компании не смогли выполнить финансовые обязательства перед партнерами, и вызволять брошенных на произвол судьбы соотечественников пришлось Ростуризму и МЧС.
Череда банкротств и возникший в связи с этим кризис доверия ко всем туроператорам, падение спроса на путевки в целом привели к разорению и многих менее известных игроков. По итогам 2014 года из единого федерального реестра туроператоров было исключено более 300 компаний, за первые две недели этого года — еще 165.
К марту 2015-го, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), количество туроператоров в сфере выездного туризма в Едином федреестре сократилось по сравнению с мартом прошлого года на 30 процентов. Сейчас в списке значатся всего 900 юрлиц, уточняют в Ростуризме. «За последние полгода в туристической отрасли прошло сильное очищение, — говорит Константин Победкин, сооснователь агентства Onlinetors.ru. — На рынке остались только стабильные игроки».
Как сообщил «Ленте.ру» вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин, новогодний сезон показал, что проблема «перепроизводства» в туротрасли решена: оставшиеся в строю компании отказались от демпинга и необоснованных скидок в погоне за объемами продаж. «Рынок скорректировался и нашел баланс, — говорит Горин. — С начала года не было ни одного случая громкого банкротства туроператора».
Однако нынешний зимний сезон оказался попросту провальным из-за бешеных скачков валют, россияне испугались неизвестности и отказались от поездок. Сейчас спрос на зарубежный отдых потихоньку восстанавливается. «В этом году продажи будут существенно ниже прошлого года, однако выше прогнозов, которые строились в начале текущего», — сообщил «Ленте.ру» Александр Буртин, коммерческий директор TEZ Tour.
По его словам, существенную поддержку зарождающемуся спросу обеспечивает укрепляющийся рубль и большое число выгодных предложений от принимающей стороны. Представители глобального туроператора TUI также уверены, что россияне скорее сократят количество отпусков в году и выберут более демократичные направления и отели, чем полностью откажутся от отдыха за границей. «Бюджетные Черногория, Болгария, Греция, как и Турция с Египтом, наиболее заинтересованы в российском турпотоке, — сообщили «Ленте.ру» в пресс-службе туристического гиганта. — Отельеры этих стран предоставляют российскому рынку скидки до 40 процентов на проживание, что помогает делать туры доступными для российских клиентов».
Закон суров
Однако множеству игроков все же придется покинуть рынок, чему поспособствует законотворчество. В прошлом году на волне скандалов в туриндустрии чиновники Минкультуры подготовили поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», и они уже прошли первое чтение. Основное внимание там уделяется повышению финансовых гарантий для компаний, продающих туры.
Сейчас оператор выездного туризма обязан иметь финансовую гарантию в виде страховки на сумму, эквивалентную 12 процентам от выручки (но не менее чем на 30 миллионов рублей). Поправки привязывают фингарантии не к выручке игрока, а к сумме всех проданных туров за год. Размер гарантии в 2015 году должен составлять 3 процента от оборота, в 2016 году — 5 процентов.
Эта инициатива вызвала бурю недовольства среди туроператоров, заявивших, что многие из них просто не потянут резко возросшую нагрузку. «Крупные выдержат, но мелкие и средние, возможно, уйдут», — считает руководитель отдела управления продуктом Travelata.ru Елена Зайцева. В первую очередь пострадают региональные и нишевые игроки (на рынке действует множество фирм, специализирующихся на детском, гастрономическом, языковом и других видах туризма).
Но и крупные игроки могут оказаться за пределами госреестра туроператоров, если не смогут предоставить необходимые фингарантии в срок. И такое развитие событий вполне вероятно. По словам главы экспертного совета по законодательству в сфере туризма Михаила Емельянова, страховщики пока не хотят брать на себя риски туроператоров. Это подтверждают и страховые компании.
«Размер финансового обеспечения можно увеличивать бесконечно, но вопрос в том, кто готов выдавать эти гарантии при текущем уровне банкротств», — объясняет замдиректора департамента страхования финансовых рисков и ответственности «АльфаСтрахования» Денис Зенка. По его словам, страховое сообщество в данный момент не готово возобновить работу с операторами — этому мешает высокая убыточность при небольших тарифах, непрозрачность деятельности и отчетности компаний, а также необходимость выплачивать страховое возмещение, даже если банкротство вызвано элементарным мошенничеством, а не финансовой несостоятельностью клиента. Все это противоречит сложившейся за рубежом практике страхования рисков в туротрасли.
31 марта, выступая в Общественной палате, исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе заявила, что около 30 процентов туроператоров в сфере выездного туризма не попадут в реестр из-за того, что не могут застраховаться, еще 15 процентов компаний находятся в «зоне риска» по причине финансовых проблем у тех страховщиков, которые берут на себя такие риски. «У нас есть информация еще о двух страховых компаниях. Если она подтвердится, то это минус 24 процентов от общего количества туроператоров в реестре», — сообщила Ломидзе.
Второе чтение резонансного законопроекта должно состояться уже в ближайшие дни, а в силу закон вступит, как ожидается, в июне этого года, когда у большинства участников рынка закончится срок ранее выданных гарантий. Пока же ничто не мешает им предлагать комплексные продукты на лето и осень. Именно поэтому положения нового закона должны быть пересмотрены и утверждены до начала летнего сезона, считает Майя Ломидзе.
«Летний сезон близко, контракты с отелями и авиакомпаниями уже подписаны или находятся в стадии подписания, а правил игры до сих пор нет!», — возмущается Рашад Мамедов, президент группы компаний TBS (объединяет турсети «1001 Тур», «Мастер отдыха» и ряд других проектов). Туроператоры вкладывают деньги, формируют турпакеты, дают рекламу, выставляют на продажу и продают туры на сезон вперед. «А, если примут поправки, увеличивающие финансовую нагрузку? Для части туристической отрасли это окажется непосильным — ну не рассчитывали они на нее!» — заявил Мамедов «Ленте.ру»
В результате с проблемами столкнутся клиенты вполне благонадежных компаний. «И эта ситуация — не про банкротства. В ней отсутствуют финансовые пирамиды и злой умысел», — уверен Мамедов. Он рассчитывает, что депутаты «понимают всю полноту своей ответственности перед миллионами россиян, и поэтому примут правильные решения».
Остаться в живых
Помимо изменений в законодательстве, у исхода компаний с рынка могут быть и иные причины. Денис Зенка из «АльфаСтрахования» указывает на сильную зависимость туроператоров от кредитов. «Неполучение кредита или получение его с опозданием может привести к серьезным финансовым проблемам, вплоть до прекращения деятельности, — говорит эксперт. — Разумеется, этот аспект становится крайне актуальным в период нестабильности».
Не застрахованы от банкротств компании, которые не смогли обзавестись финансовой «подушкой» и оперативно диверсифицировать бизнес, предложив поездки по России, добавляет коммерческий директор компании «Связной Трэвел» Андрей Осинцев. Это касается не только офлайновых операторов, но и онлайн-агентств, уверен эксперт.
Вспоминаются также конфликты между туроператорами и авиакомпаниями в разгар прошлого туристического сезона. В августе около 25 тысяч российских туристов пострадали из-за финансового спора «Идеал-тура» и «Оренбургских авиалиний» — авиакомпания внезапно отменила чартерные рейсы, ссылаясь на неоплаченные долги партнера. Понесли потери и другие туркомпании, забронировавшие места на тех же рейсах, что и «Идеал-тур».
В ноябре «Аэрофлот» принял решение отключить TEZ Tour от системы бронирования авиабилетов из-за отказа оператора предоставить жесткие гарантии по заполнению самолетов на зимний период. После перечисления средств конфликт был исчерпан, но Ростуризму пришлось срочно тушить пожар паники среди многочисленных клиентов тургиганта.
«Скандалы были вызваны в основном проблемами с оплатой, — говорит Андрей Осинцев. — Сейчас такого меньше, поскольку крупная волна банкротств уже прошла. Тем не менее точечное возникновение подобных ситуаций все еще возможно».
И конечно же, имеется еще множество других непрогнозируемых факторов, способных роковым образом повлиять на состояние крайне чувствительной к любому негативу отрасли. Очередной виток девальвации, ухудшение внешнеполитических связей и внутриполитической обстановки, возможные стихийные бедствия или военные конфликты в странах массового отдыха... Все это также может привести к резкому спаду спроса на выездной отдых, и как следствие — к разорению неподготовленных к форс-мажорам игроков.
«Безусловно, в этом году стоит ждать второй волны банкротств туроператоров, "лишних" на рынке сейчас хватает», — уверен основатель тревел-агрегатора «Система туризма Можайка» Дарий Платонский. А значит, россияне опять рискуют получить испорченный отдых или остаться со «сгоревшими» путевками на руках.
Накануне этого непростого сезона эксперты рекомендуют туристам тщательно относиться к выбору партнера, обращаться в проверенные агентства с безупречной репутацией: они должны заранее прекращать продажи туров от операторов, находящихся в группе риска. Также стоит проверять туроператора в разного рода рейтингах надежности (их составляют по принципу диверсификации бизнеса холдинга, наличия собственных принимающих компаний, отелей на гарантии и т.п.).
Или же брать все в свои руки и самостоятельно организовывать отдых: покупать билеты, бронировать гостиницы и экскурсии. «Кризис на рынке туристических операторов подтолкнет все больше людей к самостоятельным покупкам онлайн. Мало кто хочет платить деньги и постоянно опасаться за свой честно заработанный отдых», — резюмирует управляющий директор компании OneTwoTrip Михаил Соколов.