14 апреля компания «Бизнес-Инвест», подконтрольная группе «Приват» Игоря Коломойского, и «Львовоблэнерго», принадлежащая братьям Григорию и Игорю Суркисам, оспорили в судах приватизацию 50 процентов крупнейшей на Украине энергопоставляющей компании «Днепроблэнерго», проданной в 2012 году холдингу «Донбасская топливно-энергетическая компания» (ДТЭК) Рината Ахметова. Несколькими днями ранее с иском о незаконности приватизации другого предприятия Ахметова — «Днепрэнерго» — выступила Генпрокуратура Украины (ГПУ), которая сочла условия тендера (он также состоялся в 2012 году) с одним участником противозаконными. Руководство ДТЭК объявило о готовности отстаивать свои права в международных инстанциях. Кто представляет интересы оппонентов Рината Ахметова — разбиралась «Лента.ру».
3 апреля Генпрокуратура Украины обратилась в суд о признании незаконной приватизации ПАО «Днепрэнерго», ПАО «Закарпатьеоблэнерго» (считается, что компания принадлежит деловым партнерам Дмитрия Фирташа: Ивану Фурсину и Сергею Левочкину) и ПАО «Донбассэнерго», выкупленного в 2013 году донецким бизнесменом и бывшим депутатом от Партии регионов Игорем Гоменюком. Соответствующий иск ведомство, выступая самостоятельным истцом, направило в суд 3 апреля. В качестве основной претензии к приватизации энергетических компаний указывалось «фактическое отсутствие торгов» и создание искусственных условий для покупки компаний определенными инвесторами. При этом иск ГПУ подала, ссылаясь на положения Конституции и законы Украины «О приватизации госимущества» и «Об управлении объектами госсобственности». Отмечается, что положительное решение суда позволило бы провести приватизацию повторно на прозрачных условиях и получить значительно большую выгоду для бюджета, в том числе за счет участия в торгах иностранных инвесторов.
В ответ на жест ГПУ пресс-служба ДТЭК распространила сообщение о готовности отстаивать свои интересы в международных судах. Четко сказано, что руководство считает приватизацию 2012 года законной, цену — рыночной, а условия приватизации — конкурентными. Также отмечалось, что никаких официальных исков или судебных документов в компанию не поступало. «В данном случае можно наблюдать попытку реприватизации и давления на инвестора, что противоречит официальной позиции высших органов государственной власти и европейским устремлениям Украины», — заявили представители ДТЭК.
Крупнейшая украинская энергетическая корпорация ДТЭК, входящая в число активов бизнесмена Рината Ахметова, выкупила государственный пакет акций «Днепроэнерго» (компания производит около 16 процентов общей энергомощности в стране) в 25 процентов в 2012 году. В тендере на приватизацию тогда участвовала одна компания — из-за этого законность сделки позже проверили оценщики, озвучившие реальную стоимость акций в 1 миллиард 179 миллионов 700 тысяч гривен. Стоимость покупки составила 1 миллиард 174 миллиона 100 тысяч гривен — на 100 тысяч больше стартовой цены. Таким образом, основным владельцем «ДТЭК Днепроэнерго» сейчас является кипрская DTEK Holdings Limited, которой принадлежит 68 процентов акций предприятия. Еще 25 процентов — у государственной «Энергетической компании Украины». ДТЭК, в свою очередь, является подразделением System Capital Management, крупнейшей бизнес-группы Украины, и представляет собой крупнейшую частную вертикально-интегрированную энергетическую компанию на Украине. Структурные производства занимаются как добычей и обогащением угля, так и генерацией электроэнергии, а также ее дистрибуцией.
14 апреля стало известно, что «Бизнес-Инвест» и «Львовоблэнерго» в начале месяца подали два аналогичных иска в Хозяйственный суд Киева относительно приватизации Ахметовым 50 процентов «Днепроблэнерго» в 2012 году. Тогда она также была выкуплена структурами Ахметова по цене, отличающейся от стартовой на 100 тысяч гривен — 600,1 миллиона гривен. Кроме ДТЭК в торгах за «Днепроблэнерго» принимало участие Луганское энергетическое объединение, которым владел российский бизнесмен Константин Григоришин. Компания Игоря Коломойского не впервые оспаривает право Ахметова на собственность активов — в январе-марте «Бизнес-Инвест» также усомнился в законности отчуждения «Западэнерго» и «Днепрэнерго» Ахметовым, с чем и обратился в суд.
Сам Коломойский, чьи бизнес-активы часто не зарегистрированы на его имя, но управляются подконтрольными людьми или аффилированными фирмами, не так давно попал под пристальное внимание властей в связи с характерными методами ведения дел. Сначала законодательно было ограничено его влияние на госкомпании, в частности на «Укрнафту», после чего был отстранен его менеджер глава «Укртранснафты» Александр Лазорко. Под давлением общественности и властей, которые, по некоторым данным, пригрозили ему уголовным преследованием, бизнесмен сложил с себя губернаторские полномочия. После этого официальный Киев объявил о борьбе с олигархами как продолжении политической линии, продиктованной ценностями Евромайдана.
То, что эта олигархическая война началась не непосредственно с Ахметова, вышло лишь из-за неосторожного поведения Игоря Коломойского, прибывшего в офис «Укртранснафты» в сопровождении автоматчиков и вступившего таким образом в публичное противостояние с властями (автоматчиков сочли бойцами батальона «Днепр-1» и дополнительно обвинили бывшего губернатора в содержании «карманной» армии). Причем Коломойский, позиционирующий себя как активного патриота Украины, с начала военных действий в Донбассе обвиняет Рината Ахметова в поддержке сепаратизма и призывает национализировать его имущество в Донбассе. В то же время в качестве одной из причин конфликта Коломойского с властями рассматривали и его призывы к пересмотру итогов приватизации на Украине (на заседании парламентской контрольной комиссии он рассказал о нарушениях, которыми сопровождалась в свое время продажа государственных активов).
С именем Ахметова действительно связывают военизированное формирование самопровозглашенной Донецкой народной республики «Оплот» — косвенным подтверждением такой связи можно считать защиту оплотовцами дома Ахметова в донецком ботаническом саду, на который в мае прошлого года пытались наступать агрессивные митингующие. О том, что бизнесмен платит ополченцам, позже в одном из интервью говорил и бывший лидер ополчения Павел Губарев. Несмотря на боевые действия в Донбассе, Ахметов продолжает вести в регионе бизнес. На подконтрольной ополченцам территории работают супермаркеты его сети «Брусничка» (считается, что контрабандой алкоголя и сигарет в зону АТО также занимаются его люди), продолжается вывоз угля за пределы ДНР — ранее в СМИ сообщалось, что подконтрольные ополченцам предприятия Донбасса продают уголь в Россию по заниженной цене. Вывоз угля в Россию зафиксировала и наблюдательная миссия ОБСЕ. В январе этого года Ахметов провел шесть часов на допросе в прокуратуре в рамках дела о финансировании самопровозглашенных республик в Донбассе. После чего, впрочем, заявил, что ответил на все вопросы следствия.
С одной стороны, ситуация с реприватизацией активов Ахметова — логичное следствие официальной позиции украинских властей, публично объявивших борьбу с олигархами, накопившими свое состояние при президенте Викторе Януковиче. С другой — продолжение внутренних разборок крупных бизнесменов, поскольку энергетическая промышленность на Украине (несмотря на моральное устаревание технологий почти всех предприятий и военный конфликт в Донбассе, где сосредоточена значительная доля угледобывающих предприятий страны) фактически остается одной из наиболее важных отраслей промышленности. О том, что все пошло «по старой накатанной колее внутренней борьбы» под новым лозунгом «борьбы с олигархами», политологи говорили еще в связи с Коломойским.
Эту точку зрения в недавнем интервью «Экономической правде» подтвердил и бывший глава Фонда госимущества Александр Бондарь, назвавший попытки реприватизации перераспределением собственности между олигархами. «Начинается нехороший, с моей точки зрения, процесс перераспределения госсобственности. Массовая, честная, прозрачная приватизация и возврат объектов через суды — это два противоположных процесса. Похоже, Коломойский, освободив место губернатора, получил возможность решать вопросы по объектам, которыми он владеет, и по активам, интересующим его. Почему ГПУ подает иск именно по этим трем генерирующим компаниям, если за время премьерства и президентства Виктора Януковича абсолютно все объекты продавались по аналогичной схеме?» — вопрошает Бондарь. Нет ответа.