Во второй по силе английской футбольной лиге — чемпионшипе — произошло несколько знаковых событий. Спустя восемь лет в премьер-лигу возвращается «Уотфорд» — команда, которую поддерживает знаменитый жизнеописатель футбольных хулиганов Дугги Бримсон, команда, которую он прославил даже не в жестком памфлете «Мы идем», а в неожиданно милой книге о житье-бытье простого клерка «Кое-что о Билли». Но главным событием сезона стал успех команды с берегов Ла-Манша «Борнмут», где не обошлось, как это теперь часто бывает в Англии, без русских денег.
Вековое ожидание
Говорят, что «Борнмут» ждал выхода в высший дивизион 116 лет. На самом деле больше: точной даты основания клуба сейчас не назовет никто. Первые упоминания об уже сложившейся команде в городе датируются 1890-м годом. В то время студенческий коллектив под названием «Боскомб» играл в региональных турнирах. К концу века стало понятно, что из всех городских команд именно клуб из восточного района — сильнейший. Изменили название на «Борнмут», официально признали команду городской. Но в Футбольной ассоциации (FA) Англии клуб до сих пор официально зарегистрирован как Bournemouth and Boscombe Athletic Football Club.
В 1910 году «Борнмут» впервые принял участие в розыгрыше Кубка Англии. Спустя 13 лет дебютировал в чемпионате страны — сезон 1923/24 годов. «Борнмут» заявился в третий южный дивизион FA и занял предпоследнее место, предполагающее исключение из лиги, но желающих вступить в нее на следующий сезон не нашлось.
«Борнмут» стал завсегдатаем третьего дивизиона, где провел не один десяток лет, впервые вылетев из него в 1970 году — на один сезон. Именно 70-е стали для клуба сущим кошмаром: новый вылет на дно FA, прозябание среди «суперклубов» «Кру Александра», «Хартлпул» и «Дарлингтон». Только в новом десятилетии «Борнмут» вернулся на привычный для себя третий уровень. А в 1986 даже вышел во второй дивизион, держался там три сезона, — и опять тихое болотце третьего дивизиона.
Еще дважды «Борнмут» уменьшал порядковый номер лиги, но это было связано сначала с выделением АПЛ из общей системы футбольной лиги, а потом и чемпионшипа.
Российские деньги
Во второе десятилетие XXI века «вишневые» вошли с грузом долгов, отсутствием перспектив и печальными настроениями фанатов. Был продан стадион — «Дин Корт», построенный еще первым президентом «Борнмута». О сохранении профессионального статуса приходилось уже не то что говорить — мечтать. Сезон 2011/12 начался кошмарно: 0:3 от «Чарльтона», затем разгромы «грандов»: «Дагнехэм» и «Шеффилд», но не «юнайтед», а «уэнсдэй», но после этих успехов последовала жуткая серия из шести поражений. О многом ли говорят читателю названия «Стивенейдж», «Уолсолл», «Ноттс Каунти»? В этом ряду 1:4 от «Вест Бромвича» представляется хотя бы логичным. Вылет во вторую лигу (четвертую по значимости) представлялся неизбежным.
Но именно тогда в Борнмуте возникает спаситель с российским паспортом. Когда-то фанаты «Челси» всерьез говорили, что Роман Абрамович — круче Иисуса, поскольку последний не смог спасти клуб от банкротства. Здесь ситуация была ровно та же, хотя масштаб помельче, и до сравнений с Сыном Божьим Максим Демин не дотянул.
Президент и держатель 25% акций «Борнмута» Энди Митчел с Деминым был знаком давно. У россиянина уже имелись недвижимость в городе (между прочим, весьма популярный английский курорт), некие связи и контакты с местным бизнесом. Именно Демину Митчел, чья компания строила виллу русского бизнесмена на полуострове Сэндбэнкс, и предложил выкупить половину клуба. Демин согласился и заплатил за предложенный пакет 650 000 фунтов. Но главное — «влил» в «Борнмут» в экстренном порядке около 165 миллионов фунтов на приобретение новых игроков. И совершил поступок, заставляющий фанатов поминать имя нового владельца в молитвах перед сном — выкупил обратно «Дин Корт Арену».
«Борнмут» закончил сезон на 11-м месте, а уже в следующем со второго вышел в чемпионшип.
Кто вы, мистер Демин?
Личность Максима Демина в нашей стране окутана неким ореолом тайны. Человек, входящий в топ-500 «Форбс», не светился в каких-либо громких делах или публичных компаниях. Был крупным миноритарием банка «Зенит», членом Совета директоров банка «Ак Барс». Был и помощником генерального директора «Татнефти» — в 2005 году именно его активная деятельность, как отмечали многие, помогла привлечь в компанию кредит от международного синдиката банков во главе с Credit Suiss First Boston — крупная сумма на пять лет, что на тот момент было уникальным по условиям предложением.
Демин никогда не владел самостоятельно какими-либо приватизированными активами, но был управленцем крупных капиталов, постепенно аккумулируя собственные портфели.
Аккуратность в бизнесе и привлекла внимание английских партнеров. Не секрет, что «Борнмутом» интересовался и председатель совета директоров «Конверс-групп» Владимир Антонов, предлагавший за тот же пакет акций на порядок больше — около шести миллионов фунтов. Но Митчел и компания сделали выбор в пользу понятного им Демина, поставив на системность и последовательность его подхода. Впрочем, Антонов к тому времени успел впутаться в скандал с другим клубом — «Портсмутом», где он не только не смог стать спасителем, но еще и вынужден был уйти с поста директора после запроса властей Литвы об аресте бизнесмена по обвинению в крупных хищениях на территории бывшей советской республики.
Максим Демин же и по сей день не замешан ни в каких скандалах, расследованиях, происшествиях. Более того — он не частый гость на «Дин Корте». Тренер «вишневых» объясняет это суеверностью владельца клуба. Тренер «Борнмута» Эдди Хау так отзывается о патроне: «Он очень суеверный. Я должен писать ему сообщения в определенное время перед матчем. Я не скажу вам, какого содержания текст, но я регулярно делаю те или иные вещи, чтобы соответствовать его приметам. Он редко ходит на наши матчи, так как думает, что приносит неудачу. Я не раз пытался уговорить его прийти, говорю ему, что он вложил уйму денег в команду, а на матчи не ходит, не получает удовольствие от ее игры. При всем этом он — очень порядочный человек, большой фанат нашего клуба. Он хочет знать все, что происходит в команде. Но он боится нас сглазить».
Расчет Демина пока оправдывает себя. Он не вкладывает миллиарды, а его первоначальные и операционные траты носят на себе следы стратегического планирования. Так, только за следующий сезон, который «Борнмут» проведет в высшем свете английского футбольного общества, клуб получит как минимум 120 миллионов фунтов от продажи телеправ. Это без учета билетной программы, коммерции и рекламных доходов. Так что с доходной частью есть определенность. С расходной же придется напрячься уже сейчас: состав команды явно не соответствует уровню премьер-лиги. Ирландец Иан Харт уже не молод, но и в лучшие годы он никогда не был звездой. Дэн Гослинг тоже не проявил себя как-то ярко ни в «Эвертоне», ни в «Ньюкасле».
Но так ли это важно именно сейчас фанатам «Борнмута», которые впервые будут соперничать с «Манчестер Юнайтед», «Челси», «Ливерпулем», а не с «Аккрингтоном», «Моркэмбом» или «Челтенхэмом».