Больше интересных новостей у нас во ВКонтакте
Новости партнеров

Приземлилась в убытке

Одна из крупнейших российских авиакомпаний скрывает свою отчетность

Фото: Сафрон Голиков / «Коммерсантъ»

Вторая российская авиационная компания по объему перевозок «Трансаэро» увлеклась финансовой эквилибристикой. В отчетности по МСФО за 2014 год перевозчик пересмотрел свой результат за 2013 год. После переоценки чистый убыток авиакомпании составил 13,34 миллиарда рублей, хотя ранее компания отчитывалась о прибыли в 788 миллионов рублей.

«В ходе этой работы были внесены изменения в отчетности предыдущего периода для корректного отражения соответствующих показателей, а также доначислен ряд бухгалтерских резервов общим объемом около 18 миллиардов рублей. Была проведена переоценка основных средств и нематериальных активов», — объясняется в сообщении компании.

Как сообщил газете «Ведомости» аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков, такой пересмотр результатов предыдущих периодов — экстраординарное событие для публичной компании: это подрывает доверие инвесторов. «Если бы акции «Трансаэро» были более ликвидны и находились в портфелях большего количества инвесторов, следствием было бы резкое падение котировок в первый же день торгов», — цитирует аналитика издание.

При этом если смотреть на отчетность по РСБУ, то за 2013 год компания получила чистую прибыль в 1,02 миллиард рублей и выплатила с нее своим акционерам 138 миллионов рублей дивидендов. В отчетности за 2014 год результат был пересмотрен, и убыток по итогам 2013-го составил 16,4 миллиарда рублей. Понятно, что после пересмотра показателей ни о каком возврате дивидендов говорить уже не приходится. Хотя в соответствии с законодательством РФ эти средства акционерам выплачиваются именно из нераспределенной прибыли или прибыли за год.

Нельзя не отметить и то, что руководство авиакомпании снизило себе вознаграждение за 2014 год по сравнению с 2013-м — до 136 миллионов рублей с 148 миллионов. Однако, как и в случае с дивидендами, пересмотр финансового показателя до убытка в 16,3 миллиарда вряд ли как-то отразился на выплатах ключевому управленческому персоналу.

Обращает на себя внимание и непонятная финансовая деятельность компании, отраженная в отчете «Трансаэро» за прошлый год. Как указывается в отчетности по МСФО, компания в 2014 году обменялась займами со своей кипрской «дочкой» — Jeimbo Cyprus Limited, являющейся одновременно акционером перевозчика. Организация предоставила дочерней организации заем в 0,6 миллиарда рублей, а та в свою очередь одолжила материнской компании 0,8 миллиарда рублей. Срок погашения кредитов — 2016 год, и оба они должны быть погашены денежными средствами. Можно задаться вопросом — на что собирается потратить компания в следующем году 200 миллионов рублей, которые собирается вывести через оффшорную дочку?

Зачем скрывать?

Прошлый год для авиакомпании оказался еще хуже предыдущего. Согласно отчетности по МСФО, за 2014 год чистый убыток «Трансаэро» составил уже 14,46 миллиарда рублей. Но отражает даже столь негативный результат истинное положение дел в компании или нет — большой вопрос. Не исключено, что позже может быть проведена очередная ревизия и появятся совсем другие цифры.

Можно предположить, что компании есть что скрывать. «Трансаэро» уже просрочила публикацию отчета эмитента за первый квартал 2015 года. Согласно российскому законодательству и правилам листинга на Московской бирже, компания, являющаяся эмитентом ценных бумаг, должна публиковать финансовую отчетность не позднее 45 дней после окончания отчетного периода. Изданию «Газета.ru» в авиакомпании говорили, что раскрытие финансовой отчетности состоится 22 мая. Однако по состоянию на 26 мая квартальный отчет авиаперевозчик так и не представил.

Напомним, что в настоящее время на Московской бирже торгуются акции, эмитированные «Трансаэро», а также два выпуска облигаций авиакомпании со сроками погашения в декабре 2016 года (2,5 миллиона штук в обращении) и октябре 2018 года (3 миллионов штук в обращении) на общую сумму около 5,5 миллиарда рублей.

Правила листинга Московской биржи прямо запрещают компаниям-эмитентам не публиковать отчетность. В случае нарушения сроков раскрытия финансовой отчетности биржа направляет в адрес компании уведомление о выявленном нарушении со сроками на его устранение.

Если компания систематически нарушает сроки, биржа вправе понизить уровень котировального списка ценных бумаг эмитента или даже исключить ценные бумаги компании из листинга. Кстати, авиаперевозчик также не предоставил держателям бумаг полный отчет за предыдущий год, несмотря на то, что сроки поджимают, — по закону «Трансаэро» должна опубликовать этот документ до 1 июня.

Вопросы к эффективности

Задержка в обнародовании итогов финансовой деятельности компании за первый квартал вполне может объясняться тем, что перевозчик решил сначала дождаться выделения средств господдержки.

Как стало известно газете «Ведомости», «Трансаэро» собирается обратиться за очередными госгарантиями для рефинансирования долгов. В декабре компания получила гарантии на 9 миллиардов рублей по кредиту ВТБ, который пошел на поддержание операционной деятельности. Запрашиваемая сумма новых гарантий будет больше, пишут «Ведомости».

Хотя в прошлом году компания просила помощи у государства для улучшения финансовой ситуации, она до сих пор находится не в лучшей форме. По данным «Ведомостей», общий долг авиакомпании на конец 2014 года составлял 64,8 миллиарда рублей (исключая обязательства по финансовой аренде). Сейчас «Трансаэро» ведет переговоры с синдикатом кредиторов (его координирует ВТБ) о реструктуризации долга, и они близки к завершению. Но для этого необходимо выделение новой госгарантии.

Есть вопросы к эффективности работы и использованию средств «Трансаэро» и у представителей Общественной палаты. Ранее сообщалось, что зампред комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты Артем Кирьянов направил Минфину и Генпрокуратуре обращение, в котором выразил опасение, что проводимый в данный момент ребрендинг авиакомпании может финансироваться за счет средств, выданных ВТБ под гарантии правительства России.

Кирьянов подчеркнул, что траты на ребрендинг, в частности перекрашивание авиапарка, оцениваются в сумму на уровне 10 миллионов долларов. Так что, возможно, часть вновь запрашиваемых авиакомпанией средств также может пойти на перекраску самолетов.