О том, что малышам принято читать Корнея Чуковского, Агнию Барто и Самуила Маршака, а детям постарше — Николая Носова, Виктора Драгунского, Астрид Линдгрен и Андерсена, знают абсолютно все родители. А вот книги современных авторов, или классиков, чьи тексты по каким-то причинам только сейчас оказались доступны российскому читателю, пока родителей настораживают. Начиная с 1 июня, Международного дня защиты детей, «Лента.ру» начинает знакомить читателей с новыми детскими книгами. Первый обзор посвящен изданиям для детей до трех лет.

Эрик Карл
«Очень голодная гусеница» и другие книги художника (изд-во «Розовый жираф»)
Знаменитым на весь мир автором детских книг художника Эрика Карла сделал лангуст. Карл работал дизайнером в газете The New York Times, иногда рисовал рекламные плакаты и о детских книгах даже не помышлял.
До того момента пока не раздался звонок от одного известного американского детского писателя. Тот в рыбном ресторане увидел изображение лангуста, выполненное Эриком Карлом, и захотел, чтобы именно этот художник работал с ним над новой книгой. Так Эрик Карл стал сначала иллюстратором, а потом и автором целого ряда книг для малышей, которые по всему миру издаются огромными тиражами. Что неудивительно: Карл работает в технике коллажа из папиросной бумаги, которую складывает в несколько слоев и раскрашивает, придавая ей нужные оттенки и плотность. Еще он использует в книгах разные материалы (кальку, прозрачную пленку), клапаны, карманы и вырубку, — например, через дырочку в одной странице можно подсмотреть, что нарисовано на другой. Получается книжка-игрушка и книжка-расследование одновременно.

Якоб Мартин Стрид
Серия «Мимбо-Джимбо» (изд-во Clever)
Мартин Якоб Стрид — известный датский художник и писатель, лауреат нескольких премий, в том числе Культурной премии кронпринца и кронпринцессы Дании Фредерика и Мэри. А еще он умеет пошутить так, чтобы было смешно даже почти младенцам. Собственно, его серия книг про слона Мимбо-Джимбо и предназначена для совсем маленьких детей. Но Мимбо-Джимбо не обычный слон. Он — страстный изобретатель.
Например, начиная стоить дом, он может в результате построить вертолет и вместе со своим другом Мумбо-Джумбо отправиться в путешествие. При этом в пути друзьям будет то весело, то страшно. Главный посыл этих книжек-картинок — скучно не может быть никогда, потому что все превращается во все. В любой момент можно вообразить себя кем угодно где угодно — и игра началась! Отлично тренирует фантазию не только у младенцев, но и их родителей.

Ротраут Сузанна Бернер
Серия «Городок» (изд-во «Самокат»)
Немецкая детская писательница и иллюстратор Ротраут Сузанна Бернер — обладательница многих престижных наград. Она была четыре раза удостоена Немецкой детской литературной премии за иллюстрации, дважды — нидерландской премии «Серебряная кисть» и три раза становилась номинантом на премию Ганса Христиана Андерсена. Но настоящую мировую славу ей принесли не конкурсы, а книги из серии «Городок».
Это большие картонные альбомы без единого слова. При помощи очень мелких и детальных рисунков автор рассказывает о жизни обитателей Городка в разное время года, днем и ночью. Книги-картинки — жанр пока не освоенный отечественными художниками. И это жаль. Потому что рассматривать вместе с ребенком, что происходит с героями Городка на большой картине, обсуждать разные предметы и бытовые ситуации — не только довольно увлекательное, но и полезное занятие: это отлично пополняет словарный запас и тренирует навыки связного рассказа. Серия состоит из двух линеек: это альбомы со сценами из городской жизни и несколько маленьких книжечек, рассказывающих о каждом из главных героев этой истории.

Филип Стэд, Эрин Стэд
«Дядя Амос не идет на работу» (изд-во «Розовый жираф»)
Все дети любят ходить в зоопарк, читать про зоопарк и немного очеловечивать животных. А еще они очень любят ритуалы: есть из одной и той же тарелки одной и той же ложкой, читать на ночь сказку и т.д. Все это есть в книге супружеской пары Филипа и Эрин Стэд. Главный герой дядя Амос работает в зоопарке. Как и жизнь маленького ребенка, его жизнь очень размеренна. Каждый день он просыпается в одно и то же время, варит себе на завтрак кашу, благодарит сахарницу за то, что взял у нее ложечку сахара, надевает форму, садится в автобус и едет на работу, где его ждут черепаха, сова, слон, носорог и пингвин. У каждого есть свой ритуал: с кем-то дядя Амос играет в шахматы, кому-то одалживает носовой платок, кому-то читает сказку на ночь, чтобы не страшно было засыпать. Но вот дядя Амос простудился и не вышел на работу. Тогда звери решили отправиться к смотрителю домой. Книга получилась невероятно нежной и красивой, и ее высоко оценили не только читатели, но и критики: в 2010 году члены жюри газеты The New York Times провозгласили «Дядю Амоса» лучшей иллюстрированной книгой для детей. А в 2011 году она получила престижную награду Caldecott , — этой медалью награждают лучшие детские книги в США.

Дэвид Макки
Серия «Элмер, слон в клеточку» (изд-во «Самокат»)
Даже младенцам известно, что слоны — серые. Но в 1968 году британские дети узнали, что есть как минимум один слон, не похожий на своих сородичей: он в разноцветную клеточку и зовут его Элмер. С тех пор английский художник Дэвид Макки выпустил 27 книг про разноцветного слона, которые уже переведены на 40 языков (также за это время успели появиться плюшевые Элмеры и всякие другие игрушки). Главный герой серии — большой выдумщик. Он не только необычной окраски, он умеет думать не так, как его сородичи.
Поэтому Элмер часто находит выход из безвыходных ситуаций, а также придумывает забавы, которые другим слонам не пришли бы в голову, — скажем, в одной из книг он ведет слонов в горы и учит играть в снежки и кататься на льду. Книги про Элмера хороши не только для малышей, в которых воспитывают уважение к индивидуальности и непохожести, но и для старших дошкольников, — по ним удобно и не скучно учиться читать.

Александр Введенский
«Мяу» (изд-во «Мелик-Пашаев»)
«Жила-была кошка Мохнатая Ножка. Была она безродная и бездомная. Не было у нее ни отца ни матери, и дома тоже не было. Вставала она по утру, бегала по двору, искала себе пищи, была она нищей» — вот такими то ли стихами, то ли ритмизованной прозой написана книга для детей поэта Александра Введенского. История одинокой кошки, нашедшей любящую семью, первый и единственный раз была издана в СССР в 1928 году.
А вот тут начинаются настоящие игры рока. Александр Введенский крепко дружил с поэтом Велимиром Хлебниковым, который, в свою очередь, был хорошо знаком с художником Петром Митуричем. Митурич женился на сестре поэта Вере Хлебниковой. Петр Митурич и Вера Хлебникова иллюстрировали первое и единственное издание «Мяу». Потом книги Введенского для детей на долгие годы предали забвению. А теперь, к счастью, одна из этих книг — «Мяу» — переиздана. Причем иллюстрации к ней (невозможно трогательные и уместные) выполнены младшим представителем династии Митуричей-Хлебниковых — художником Верой Хлебниковой, внучкой Петра Митурича и Веры Хлебниковой.

Гарриет Грундман
«Пятая овечка» (изд-во «КомпасГид»)
Сейчас выходит достаточно детских книг, которые учат детей бороться с разными страхами, в том числе с главным: страхом засыпания в темноте. Но ни одна книга не делает это так весело и оригинально, как «Пятая овечка» Гарриет Грундман. Недаром она включена в список выдающихся книг мира «Белые вороны», ежегодно составляемый Международной мюнхенской детской библиотекой. Чего стоит только этот пассаж: «Однажды вечером Лина внимательно рассмотрела овец, которых обычно считала перед сном. Первая овца была весьма упитанной, с серыми ногами. У второй не было ни шерстинки: ни на голове, ни на всем остальном чисто выбритом теле. Третья овечка была еще маленькой. У четвертой были черные пятна. А пятая была ВОЛКОМ…». Но никто никого не съест. Потому что этот волк не ест ни овец, ни детей (лишь изредка бутерброды с копченой колбасой), а лысая овца отдала ему всю шерсть ради маскировки, — нельзя отказать волку в желании быть овцой, правда же? Зачем было писать книгу про волка, который хочет быть овцой? Ответ прост: как еще объяснить ребенку, что внешность может быть обманчивой?

Вернер Хольцварт, Вольф Эрльбрух
«Маленький крот, который хотел знать, кто наделал ему на голову» (изд-во «Мелик-Пашаев»)
Книжка появилась так. Как-то раз Вернер Хольцварт, тогда еще креативный директор рекламного агентства (теперь он — профессор визуальной коммуникации в Университете Баухаус в Веймаре) шел по улице со своим трехлетним сыном.
Вернер внимательно смотрел на ребенка, а мальчик был погружен в изучение собачьих экскрементов. Молодой отец решил поддержать сына в исследовании окружающего мира и понесся в книжный магазин купить ему соответствующую книжку. Там его встретила неласковая продавщица, которая сообщила ему все, что она думает о нем, его сыне и их интересах. Но Хольцварт не успокоился и решил сам сделать такую книжку. Издание увидело свет в 1989 году. Иллюстратором выступил коллега автора по рекламному агентству художник Вольф Эрльбрух. С тех пор «Маленький крот» стал мировым бестселлером: переведен на 30 языков, из него сделали мультфильм и даже театральную постановку. А всем, кто говорил, что нельзя издавать такие книги, до сих пор неловко.

Вольф Эрльбрух
«Дрозд фрау Майер», «Леонард» (изд-во «КомпасГид»)
Эрльбрух не только иллюстрирует чужие книги, но и сочиняет свои истории. Все началось с рождения его сына Леонарда. Вскоре появилась книга, которая так и называлась «Леонард».
Она рассказывала о мальчике, который испытывал странное чувство к собакам: он знал о них все, мог описать любую породу, но при этом панически собак боялся. С тех пор Вольф Эрльбрух стал известным детским автором, обладателем наград имени Гуттенберга и Андерсена. Дело в том, что его книги помогают не только детям, но и родителям иначе взглянуть на мир и себя в нем. Особенно хороша в этом отношении книга «Дрозд фрау Майер», в которой пожилая домохозяйка, уча птенца дрозда летать, вдруг научилась летать сама. Чего только взрослые не сделают ради детей.

Ютта Бауэр
«Однажды мама ругалась»
Мудрые писатели не устают повторять, что хорошие детские книги интересны не только детям, но и родителям. Художник и аниматор Ютта Бауэр, лауреат премии имени Андерсена и Немецкой детской литературной премии, сделала книжку, которая, кажется, открывает глаза родителям даже больше, чем детям. Итак, мама маленького пингвина рассердилась на своего отпрыска и отругала его. Причем кричала она так громко, что пингвиненок буквально распался на части: голова, крылья, хвостик оказались в горах, в джунглях, в море. Но вечером маме стало стыдно, она собрала кусочки вместе, сшила их и извинилась. И провинившийся пингвиненок вновь почувствовал себя цельным. Строго говоря, это, конечно, притча, а не просто книжка-картинка для малышей.
Примечание:
Все части антологии можно прочесть ЗДЕСЬ.