«Нутром чую: хороший город», — похвалил Уфу президент Белоруссии Александр Лукашенко. На несколько дней столица Башкирии стала одним из политических центров мира. Лидеры пяти стран с быстрорастущими экономиками — Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки — съехались на саммиты БРИКС и ШОС.
«Заметьте, нигде не стучит молоток, не пахнет краской, потому что все давно готово», — обращал внимание журналистов перед открытием саммитов БРИКС И ШОС глава Башкирии Рустэм Хамитов. Он, конечно, признавал, что, возможно, не все успели и были шероховатости в драпировке города. Но в целом сделано многое. Даже слишком многое: например, деревянные дома в центре города закрашены серой краской. Порой вместе с окнами.
Усовершенствованный уфимский аэропорт в дни саммита превратился в загруженный транспортный перевалочный пункт. Ожидая своей очереди на приземление, самолет с журналистами полчаса кружил над окрестностями Уфы.
Добрая тысяча представителей прессы разместилась в тентовых конструкциях, прилегающих к Конгресс-центру — месту проведения саммитов. Организаторы просчитали параметры «здания» с учетом всех требований безопасности, в том числе силы ветров, характерных для региона. Не просчитали только погодные условия. Несколько недель в Башкирии держалась жара. Все мероприятия намеренно перенесли в кондиционируемые помещения. Но погода резко испортилась. Хлынули дожди. И кондиционеры включили на режим «обогрев помещения». Самыми удачливыми оказались те, кто захватил с собой зонтики, но таких было мало. Среди лидеров, прибывших на саммит, только президент России распахнул над собой огромный черный зонт.
Утром 8 июля в Национальном музее Уфы открылась выставка «Наследие Шелкового пути». А днем обсуждали уже другой — новый Шелковый путь. В сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин предложил название «Экономический пояс Шелкового пути» для комплексного плана экономического развития целого ряда государств, включающего многочисленные проекты развития инфраструктуры, промышленности, торговли и сферы услуг. Его сопряжение с Евразийским экономическим союзом как раз и собирались обсудить Владимир Путин и господин Си.
Встреча лидеров, которая, безусловно, должна была стать главным событием дня, немного задерживалась. В столицу Башкирии российский президент прибыл после Си Цзиньпина, но это не изменило стабильно приветливого выражения лица господина Си. Он назвал Путина «старым другом» и похвалил город. «Многие меня спрашивали: "А где, собственно, Уфа?". Но когда в самолете я смотрел вниз — честно, очень красивый город. Внизу были сплошные леса», — восхищался председатель КНР.
И неожиданно зачем-то добавил: «И я живу в очень хорошем отеле».
Путин отвечал взаимным радушием, — гостей из Китая ему было «особенно приятно видеть». «Мы прекрасно отдаем себе отчет в трудностях, с которыми нам приходится сталкиваться — и в экономике, и в международной политике. Но, объединяя усилия, мы, безусловно, преодолеем все стоящие перед нами проблемы», — излучал он уверенность. При этом справа за столом переговоров сидел глава Газпрома Алексей Миллер. А слева — президент «Роснефти» Игорь Сечин.
В нынешнем году это уже вторая встреча Путина с Си и пятая встреча российского президента с высокими китайскими представителями. Поднебесная — ведущий экономический партнер России. В прошлом году объем взаимной торговли составил более 88 миллиардов долларов, однако из-за снижения цен на энергоносители и сырьевые товары торговля между двумя странами сократилась почти на треть.
Господин Си сказал много приятных слов о Параде Победы на Красной пощади, который произвел сильное впечатление не только на него, но и на «весь китайский народ». И выразил соболезнования в связи со смертью Евгения Примакова, назвав его одним из основателей российско-китайского стратегического партнерства. «И сегодняшней российской политики. Авторитетный человек», — дополнил Путин.
Примерно через час произошло удивительное: ждать пришлось российскому президенту. Немного задерживался глава Таджикистана Эмомали Рахмон. Наконец встретившись, лидеры пошутили: «Хорошая погода» — «Да, очень хорошая». Местные власти в этот день сделали Рахмону приятное: он стал почетным профессором Уфимского государственного нефтяного технического университета. К слову, таджикских студентов в России насчитывается лишь несколько сотен. Зато трудовых мигрантов — более миллиона. За прошлый год сумма ежегодных денежных переводов из России составила 3,6 миллиарда долларов, то есть половину ВВП Таджикистана. Неудивительно, что в составе российской делегации находился глава ФМС Константин Ромодановский. Вероятно, у него были свои вопросы.
На состоявшейся следом встрече с премьер-министром Индии Нарендрой Моди снова пришлось удивляться. Путин признался, что подумывает заняться йогой. Но его, любителя восточных единоборств, горных лыж и хоккея, останавливает стремление к совершенству, которого трудно достичь. «Чем я еще только не занимался — так это йогой. Посмотрю, что я в состоянии сделать исходя из уровня своей спортивной подготовки», — заявил президент.
А премьер-министр Индии вновь похвалил Астрахань. Это происходит каждый раз, когда он встречается с Путиным. Моди был там в молодости по культурно-историческим делам. И, судя по всему, ему там страшно понравилось. «Если будет возможность поехать в Астрахань, я собираюсь это сделать. У вас я вижу хорошую традицию организовывать встречи в верхах в разных городах. Может быть, организовать и в Астрахани?» — предложил он Путину.
Тем временем Рустэм Хамитов, успевавший появиться то здесь, то там, из Конгресс-центра молниеносно переместился в аэропорт, где встретил Александра Лукашенко. Он всеми силами доказывал свои слова о том, что на карте России появился еще один город, генерирующий политические новости. Было поначалу неясно, какое отношение президент Белоруссии имеет к саммитам. Оказалось — наблюдательное. Белоруссия — наблюдатель в ШОС.
«Теперь уже Сергей Викторович не будет нас упрекать, что мы ориентированы на одну сторону — на Запад», — заметил Лукашенко, имея в виду главу российского МИД Сергея Лаврова. «Шучу, конечно», — добавил он тут же.
«В смысле не только на запад России», — пошутил в ответ и Путин. Сам-то он явно смотрел на Восток.
Вечером о переговорах Владимира Путина на двусторонних встречах рассказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. С председателем КНР помимо экономики обсуждалась и тема военно-технического сотрудничества. На встрече с президентом Таджикистана — ситуация на таджико-афганской границе и положение трудовых мигрантов в России. От президента Рахмона поступила просьба помочь в подготовке и переподготовке учителей русского языка. Атомная энергетика и взаимодействие Индии и Евразийского экономического союза обсуждались на переговорах Путина с премьер-министром Индии Нарендрой Моди.