9 июля в Уфе завершились основные рабочие мероприятия саммита БРИКС, собравшего лидеров Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Участники обсуждали не только внутренние проблемы, но и ситуацию в Греции и на Украине. Казалось, что организаторы хотели бы этого избежать. Но не смогли.
Тему кризиса на Украине первой подняла президент Бразилии Дилма Руссефф. Ее самолет приземлился в Уфе поздно вечером 8 июля. Бразильская делегация производила впечатление: прилетели министры иностранных дел, обороны, финансов, сельского хозяйства, глава Центробанка. Руcсефф благодарила Путина за приглашение в Уфу и выражала сожаление, что отсутствовала в Москве 9 мая. Что именно ей помешало, не уточнила. Но подробно рассказала Путину о сложностях, с которыми сталкиваются в России бразильские экспортеры сельскохозяйственной продукции. Как выяснилось позже, президенты обсудили и футбольную тему, в том числе работу ФИФА. «В позитивном, конечно, ключе», — оговорился пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Сам Песков попал в центр внимания журналистов, собрав утренний брифинг. Испытывавшая информационный голод региональная пресса (им не досталось карточек на двусторонние встречи Путина) завалила пресс-секретаря президента вопросами, на которые он при всем желании просто не мог бы ответить. Пескова, например, спрашивали и про сближение США и Бразилии, и про авиацию и транспорт, которые через океан «подтянули бы» Латинскую Америку к России.
«Дмитрий Сергеевич, как изменится мир в будущем?» — спросила одна из журналисток.
«В лучшую сторону», — обнадежил ее Песков.
Все внешнеполитические вопросы были переадресованы министру иностранных дел России Сергею Лаврову, который собрал брифинг сразу после Пескова. Глава МИД рассказал, что к угрозам США все привыкли, а в личном общении обходятся без «истеричных заявлений». Что «Исламское государство» — это абсолютное зло, цель которого не Сирия, Ирак или Ливия, а две святыни в Саудовской Аравии. Он признал, что на сторону этого «зла» уже перешли несколько тысяч россиян, но присоединяться к военной коалиции против ИГ Россия не станет.
«А крымская повестка? Ведь страны БРИКС присоединение Крыма не признали», — задали министру неудобный вопрос.
«Никто из наших партнеров не заявляет о своем непризнании итогов референдума. Крымской повестки нет! Вопрос Крыма закрыт. И закрыл его народ Крыма!» — довольно резко заявил Лавров, чтобы действительно закрыть эту тему хотя бы до конца брифинга. Но от греческого вопроса это не уберегло.
«Нас пытались обвинять в том, что мы сидим и радостно потираем руки, наблюдая, как Греция ссорится с Брюсселем, Парижем и Берлином. Это абсолютно не так, — уверял Лавров. — Вопреки спекуляциям некоторых СМИ у нас нет желания подкидывать ветки в этот костер».
Министр, к слову, вошел в противоречие со своим заместителем Сергеем Рябковым, заявив, что несмотря на дюжину заявок новых членов БРИКС не предвидится. За несколько часов до этого Рябков допустил возможность расширения организации.
БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) в момент своего создания вовсе не являлась единым блоком, взаимодействие его членов не было формализовано. «Отец-основатель» БРИК (буква С появилась после присоединения ЮАР) — аналитик банка «Голдман Сакс» Джим О’Нил — просто перечислил государства с самой быстро развивающейся экономикой.
Совместная работа пяти стран и сейчас не очень формализована, и традиции проведения саммитов еще не разработаны. Например, на церемонию совместного фотографирования все лидеры пришли в строгом черном цвете, разочаровав фотокорреспондентов. Для сравнения: на саммитах АТЭС лидеры облачаются в национальные костюмы принимающей страны. В Уфе во время церемоний из примечательного были только сервиз с флагами стран-участниц и графины в форме кремлевских башен. Да еще, пожалуй, поджаренные хлебные тосты с буквами UFA.
«Лента.ру» уже писала о том, что именно Россия пробует укрепить управленческую структуру БРИКС. Эти стремления не по душе Индии, которая заблокировала российский проект создания парламентской ассамблеи блока как «излишнюю формализацию».
Премьер-министр Индии Нарендра Моди и сейчас немного подшучивал над всем происходящим. На встрече лидеров в расширенном составе он предложил создать фестиваль фильмов БРИКС и ввести свои награды. «Кино — это ведь очень важное искусство», — привел весомый довод Моди. Не мелочась, он предложил организовать еще и чемпионат по футболу. Приз за лучший фильм, конечно, возьмут индусы. А золотой мяч — разумеется, бразильцы. Накануне Моди подвел президента Путина к мысли заняться йогой, чем невольно создал самую яркую новость дня.
В противовес премьер-министру Индии председатель КНР Си Цзиньпин предпочел экономическую тему, рассказав о национальной идее Китая: построить среднезажиточное общество. И добавил поэтичности своей речи, призвав коллег «взяться за руки и пойти по тернистому пути вместе».
Примечательно, что о фонде взаимной поддержки БРИКС почти не говорили. Этот страховочный механизм был создан в качестве «подушки безопасности» для стран-участниц. Согласно принятым обязательствам, Китай вносит в фонд 41 миллиард долларов, Бразилия, Индия и Россия — по 18 миллиардов долларов, а ЮАР — 5 миллиардов долларов.
Россия как председатель БРИКС предложила дорожную карту по инвестиционному сотрудничеству, в которой выдвинута идея создания Энергетического союза в рамках объединения. «Мы провели консультации с нашими деловыми кругами, уже включили в дорожную карту порядка 50 проектов и инициатив, в их числе — предложения об учреждении энергетической ассоциации, создании международного центра исследований в энергетике, а также союза литейной промышленности», — заявил Путин на встрече с главами стран БРИКС.
В апреле 2016 года заработает Банк развития БРИКС. Деньги будут выделяться на инфраструктурные проекты и программы устойчивого развития в государствах БРИКС и ряде других стран. Штаб-квартира организации будет находиться в Шанхае. Капитал банка на начальном этапе составит 10 миллиардов долларов (Россия выделит 2 миллиарда), позднее его планируется нарастить до 100 миллиардов.
Кроме того, лидеры приняли итоговые документы саммита — Уфимскую декларацию и стратегию экономического партнерства стран БРИКС до 2020 года. Вечер они должны были провести в Башкирском государственном театре оперы и балета.
Программа саммитов на этом не завершается. 10 июля пройдет работа Шанхайской организации сотрудничества. В Уфу прибыли главы Ирана, Афганистана, Пакистана, Монголии, Киргизии, Казахстана, Армении и другие участники саммита.