Новости партнеров

Второе пришествие PayPal

eBay выделил сервис электронных платежей в независимую компанию

Фото: Lucas Jackson / Reuters

Громкое IPO — не редкость в технологическом секторе. Делистинг тоже случается — за последние годы с биржи ушли, например, такие известные компании как Dell и Motorola. Однако повторный выход на биржу — ситуация более необычная, особенно если за «непубличный» период компания смогла стать успешнее своих прежних покупателей. Именно поэтому новый листинг PayPal оказался в центре внимания фондового и технологического рынков.

Успешнее, чем IPO

PayPal разместился на бирже Nasdaq в понедельник, 20 июля, — каждый инвестор eBay получил по одной акции PayPal в расчете на одну имеющуюся бумагу. Торги акциями компании открылись с отметки 41,63 доллара и рыночной капитализации почти 47 миллиардов долларов.

В ходе торгов оценка капитализации поднималась выше 50 миллиардов долларов. Хотя торги пока идут ниже целевой отметки в 45 долларов, аналитики говорят, что это не предел и акции компании в будущем вполне могут торговаться по 50 долларов за бумагу.

Примечательно, что PayPal после отделения ценится выше своей прежней материнской компании. По данным на закрытии Nasdaq, капитализация eBay оценивалась в 34,7 миллиарда долларов. А ведь в октябре 2002 года eBay выкупил PayPal, который полугодом ранее провел IPO за 1,5 миллиарда долларов. Таким образом, оценка PayPal за последние 13 лет выросла примерно в 31 раз.

Ранее стало известно, что PayPal заменит eBay в индексе ста крупнейших компаний США S&P 100. Инвесторам теперь придется выбирать между «торговым» eBay и «платежным» PayPal — и пока цифры играют на руку последней.

За первый квартал этого года выручка PayPal впервые в истории превысила доход eBay, по итогам года аналитики прогнозируют рост показателя платежной системы на 15-18 процентов, а eBay — лишь на 3-5 процентов. Не случайно, что раздел eBay был во многом инициирован именно инвесторами во главе с миллиардером Карлом Иканом.

Разделение eBay и ранее принадлежащей ей платежной системы PayPal, с одной стороны, отражает новый тренд «мэтров» технологического бизнеса. Nokia, Symantec, Motorola, HP — все они либо уже разделили бизнес, либо планируют сделать это, чтобы остаться на плаву. Другой вопрос, что ни одна из этих компаний не выделила нового бизнеса, который стал больше и эффективнее традиционного.

С другой стороны, самостоятельный выход на биржу PayPal — это необычный шаг на платежном рынке. В отличие от традиционных платежных систем Visa и MasterCard, решения для электронных платежей развиваются сейчас либо как стартапы, либо в составе более крупных игроков — интернет-гигантов (к примеру, AliPay или Android Pay), технологических компаний (Apple Pay и Samsung Pay) или даже банков (Сбербанк владеет 75 процентами минус одна акция «Яндекс.Деньги»).

Конкуренция за платеж

Популяризация оплаты с мобильных — по данным TNS, в России уже 29 процентов пользователей каждый месяц платят со смартфона электронными деньгами, — создает благоприятную среду для PayPal и других систем электронных платежей. По данным самого PayPal, за прошлый год система провела мобильные платежи на общую сумму 46 миллиардов долларов — это почти пятая часть общего объема обработанных ею платежей.

«Сейчас у 5 миллиардов человек есть мобильные телефоны, у 1 миллиарда — доступ к банковским услугам. Банковская сфера в традиционном выражении не всегда предоставляет услуги для новых сегментов пользователей. Один из таких сегментов использует для платежей смартфон или планшет. Например, в России есть 7 процентов онлайн-пользователей, которые совершают оплату в сети только через мобильные устройства, и им нужны новые инструменты», — отмечает глава PayPal в России Владимир Малюгин.

Однако компании придется конкурировать на агрессивном и быстрорастущем с точки зрения числа игроков рынке. Apple, Google и Alibaba развивают собственные электронные платежные системы, активно вкладываясь в их маркетинг и партнерские соглашения. Alibaba при помощи Alipay прочно закрепилась на самом крупном рынке смартфонов — в Китае, но пока и развивается преимущественно на этом рынке, хотя по объему пользовательской базы (300 миллионов аккаунтов) уже опережает PayPal.

Нынешнее преимущество PayPal — в глобальном покрытии: компания обслуживает более 169 миллионов аккаунтов на 203 мировых рынках. Однако сумеет ли PayPal создать the next big thing на финтех-рынке, где пока нет очевидного лидера, — остается под вопросом.

Одна из перспектив для PayPal кроется в новых партнерствах с компаниями, которые раньше напрямую конкурировали с eBay. Именно на этом аспекте делал упор Икан, говоря о том, что развитие в составе eBay закрывало для PayPal возможности работы с такими гигантами электронной коммерции, как Alibaba и Amazon. Еще более интересно было бы посмотреть на альянс с Facebook, куда не так давно перешел бывший глава PayPal Дэвид Маркус.

В PayPal интереса в работе с конкурентами eBay не отрицают. «У PayPal появится возможность заключать партнерские соглашения с другими площадками. Конечно, eBay остается нашим ключевым клиентом. Но при этом уже сейчас доля eBay в обороте PayPal составляет 22 процента глобально и менее 50 процентов в России», — отмечает Владимир Малюгин.

Наконец, в результате разделения у PayPal появятся 6 миллиардов долларов на поглощения других финтех-стартапов. Экс-менеджер American Express Дэн Шульман, возглавивший PayPal, уже сделал первый ход покупкой Xoom, сервиса международных денежных переводов.

Что в остатке у eBay

Будущее eBay после разделения с PayPal — еще один большой знак вопроса. Рынок e-commerce — гораздо более зрелый, чем сегмент электронных платежей, и потому уступать позиции на нем означает терять миллиарды долларов каждый месяц.
По оценкам аналитиков, отделение PayPal для eBay значит около 8 миллиардов долларов недополученной выручки в год. Очевидно, что eBay придется пересмотреть стратегию — не только по развитию продукта, но и по генерации выручки и прибыли — чтобы сохранить возможность конкурировать с Amazon, AliExpress и сотнями других глобальных и локальных онлайн-магазинов и торговых площадок.

Одним из пунктов этой стратегии, по-видимому, станет избавление от неприбыльных активов. На прошлой неделе компания объявила, что продает свое корпоративное подразделение eBay Enterprise за 925 миллионов долларов — менее чем за половину стоимости в 2,4 миллиарда долларов, которые eBay отдал за него четыре года назад. «Ключевой вопрос — сможет ли eBay восстановиться. Им нужны новые способы привлечения новых пользователей», — говорит аналитик из Bernstein Карлос Киринер.

По словам Владимира Малюгина, большая часть транзакций eBay сейчас проводится через PayPal, но при этом eBay и сейчас работает с другими платежными системами. «В прошлом году мы помогли eBay в России начать принимать платежи через Qiwi в России», — отметил он.

Интересно, станет ли eBay вести честную игру против бывшего подразделения. Пока компания обещает, что 80 процентов транзакций в следующие пять лет будут проходить через PayPal, однако даже на фоне перспективных новых альянсов поддержка eBay важна для вновь самостоятельной PayPal.

Например, еще в четвертом квартале 2013 года eBay обеспечивал создание до трети новых аккаунтов в PayPal, а на экспансию платежной системы шло до 50 процентов прибыли торговой площадки. Еще один пример — когда eBay официально запустился в России в 2010 году, PayPal мгновенно получил доступ к новой пользовательской базе на российском рынке, рассказал изданию Fortune экс-глава eBay Джон Донахью.

Российские приоритеты

Говоря о российском рынке, в PayPal подчеркивают, что страна останется приоритетным для компании рынком, а процесс регистрации и работы с аккаунтами не изменится. «Кроме того, пользовательское соглашение с PayPal было изначально отдельным от eBay, данные друг другу мы не передавали. Перезаключать соглашение пользователям не придется», — отметил Малюгин.

По его словам, именно в России компания проводит ряд пилотных экспериментов. Так, российское отделение — пока единственное в PayPal, позволяющее пополнять электронный кошелек наличными. Компания удовлетворила и другие потребности россиян — открытие счетов без привязки карты и банковского счета и увеличение программы защиты покупателей с 45 до 180 дней.

За полтора года число активных пользователей PayPal в России выросло с 1 до 2 миллионов. «Несмотря на то, что экономика в России переживает сейчас непростое время, рынок онлайн-платежей растет — не только в рублевой, но и в долларовой массе. В основном за счет регионов, где иногда до ближайшего банкомата десятки километров», — отмечает глава PayPal в России.

Но и на российском рынке PayPal предстоит жесткая конкуренция. У главного соперника — «Яндекс.Деньги» — на май 2015 года было 22 миллиона зарегистрированных кошельков, и это без учета тех, кто пользуется сервисом без регистрации кошелька через другие продукты «Яндекса». По данным TNS, узнаваемость «Яндекс.Деньги» среди российских пользователей пока значительно выше, чем PayPal: 92 против 71 процента опрошенных.

Еще один подводный камень на пути российской экспансии PayPal — это законодательство. Как рассказал «Ленте.ру» Малюгин, работа по переносу личных данных россиян в Россию по-прежнему находится на стадии обсуждения с государственными структурами, хотя нынешние практики PayPal и соответствуют требованиям Центробанка по хранению данных.

Подводя итоги

Разделение eBay и PayPal и успехи последней на фондовом рынке, безусловно, изменят расстановку сил на мировом рынке электронной коммерции. С одной стороны, в новой форме компании будут свободнее от ограничений друг друга, с другой — конкуренты не упустят своих шансов в период, когда eBay и PayPal впервые за 13 лет будут играть не в одной команде.

Чтобы прочно закрепиться в лидерах рынка электронных платежей, как PayPal, так и ее конкурентам стоит задуматься о двух вещах. Во-первых — выход за пределы именно ретейловых платежей, развитие у пользователей привычки платить электронными деньгами всегда и везде, а любое устройство сделать способным принимать эти платежи. Во-вторых — упрощение верификации пользователя и платежа без ущерба безопасности.

Рынок торговых площадок, очевидно, ждут кардинальные изменения. Не так давно в TechCrunch появилась колонка о том, насколько эффективным может быть их симбиоз с социальными сетями. И хотя идея о множестве площадок для покупки отдельных вещей пока выглядит странной, дальнейшая интеграция с социальными ресурсами и использование их данных о пользователях — одна из возможных транзитных стратегий для eBay.