Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» заявила о планах приобрести 75 процентов акций «Трансаэро», второго по объемам перевозчика, реструктуризировать его деятельность и интегрировать в группу. Такое решение было принято 1 сентября на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, позже его подтвердил РИА Новости официальный представитель «Аэрофлота».
Акционеры «Трансаэро» поддержали консолидацию. Как говорится в опубликованном на сайте перевозчика сообщении, они рассчитывают, что продажа 75 процентов акций перевозчика «Аэрофлоту» будет способствовать интересам пассажиров, работников и партнеров.
Сразу после появления новости о принятом на совещании у первого вице-премьера решении акции «Трансаэро» на Московской бирже взлетели на 40 процентов. Рублевые облигации компании с погашением в 2018 году подорожали на 9,45 процентного пункта. При этом акции «Аэрофлота» упали более чем на 4 процента.
По данным ТАСС, стоимость сделки по покупке акций составит 1 рубль. «Совет директоров "Аэрофлота" рассмотрит возможность участия в санации "Трансаэро"», — сообщил собеседник агентства.
Источники, знакомые с ситуацией, сообщили, что Шувалов поручил подготовить все директивы, необходимые для рассмотрения и принятия решения по вопросу покупки доли в «Трансаэро» на ближайшем совете директоров. Однако дата следующего заседания пока неизвестна.
Кроме того, по информации источника, первый вице-премьер дал указание выполнить все обязательства перед пассажирами «Трансаэро», которые уже приобрели билеты. Шувалов также призвал не допустить резких и внезапных решений в отношении сотрудников «Трансаэро». Одновременно он поручил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) осуществлять мониторинг ситуации на рынке авиаперевозок в связи с заявленной покупкой.
Как сообщали «Ведомости», если на ближайшем совете директоров «Аэрофлота» решение о покупке будет одобрено, у «Трансаэро» существует два варианта развития событий: либо акционеры добровольно соглашаются на внешнее управление, например, компанией «Аэрофлот», либо перевозчику грозит банкротство, пояснил изданию ранее федеральный чиновник. По его словам, гендиректор и совладелица авиакомпании Ольга Плешакова не в состоянии вывести перевозчика из кризиса, но она пытается шантажировать правительство количеством проданных билетов, чем кабинет министров недоволен.
«Проще предоставить субсидию "Аэрофлоту", чтобы он перевез пассажиров "Трансаэро", чем пытаться спасти авиакомпанию, которая все время выставляет государству счета, шантажируя пассажирами», — отметил чиновник. Ультиматум Плешаковой еще поставлен не был, но это дело времени, говорил собеседник 28 августа.
Ранее в августе вице-премьер Аркадий Дворкович заявлял, что правительство России готово поддержать позитивный управляемый сценарий решения проблемы долга авиакомпании «Трансаэро». В ближайшие дни в кабмине ожидали достижения перевозчиком договоренностей с банками-кредиторами.
Также в августе появилась информация о том, что «Трансаэро» попросила Минтранс помочь договориться с тремя кредиторами — Сбербанком, ВТБ и ВБРР («дочка» «Роснефти») — о продлении ковенантных каникул. Тогда же сообщалось о намерении авиакомпании обратиться за новыми госгарантиями по кредитам на 40-50 миллиардов рублей (в конце 2014 года перевозчик получил гарантии на 9 миллиардов рублей).
По требованию кредиторов авиакомпания в июле текущего года привлекла компанию Deloitte для экспертизы своей деятельности и финансовой отчетности. Заключение ожидалось к концу августа. Одновременно с начала июля консалтинговой фирме McKinsey была поручена работа над уточненной версией стратегии авиакомпании.
Суммарные платежи «Трансаэро» банкам за 7 месяцев этого года превысили 12,5 миллиарда рублей по сравнению с 4 миллиардами за такой же период прошлого года. На эти цели был направлен каждый шестой рубль выручки, но компания «полностью обслуживает процентные обязательства во всех банках», говорилось в пресс-релизе перевозчика.
«Трансаэро» — вторая по объему перевозок российская авиакомпания. Парк авиаперевозчика насчитывает 106 самолетов. Основными акционерами являются председатель совета директоров Александр Плешаков и его супруга Ольга Плешакова.
По состоянию на конец марта 2015 года, чистый долг «Трансаэро» составлял 67,6 миллиарда рублей. Две трети этой суммы — 43,9 миллиарда рублей — приходилось на краткосрочный долг. Крупнейшими кредиторами на тот момент являлись ВТБ (12,7 миллиарда рублей) и Газпромбанк (7,7 миллиарда рублей).
В конце 2014 года правительство России одобрило для авиакомпании госгарантию в обеспечение исполнения обязательств по кредиту ВТБ на срок не менее трех лет на сумму до 9 миллиардов рублей.