Глава Чечни Рамзан Кадыров и Совет муфтиев России 10 сентября подали апелляционные жалобы на решение судьи Южно-Сахалинского горсуда, признавшей книгу с сурами из Корана экстремистской. Ранее Кадыров назвал судью и прокурора, участвовавших в процессе, шайтанами и национальными предателями, пообещав лично призвать их к ответу.
Городской суд Южно-Сахалинска признал экстремистской книгу «Мольба к Богу: ее назначение и место в Исламе», содержащую краткие пояснения к Корану на арабском и русском языках. Суд посчитал, что в коранических текстах и комментариях к ним содержится пропаганда превосходства ислама над другими религиями. «Как выявили квалифицированные эксперты, в текстах имеется скрытый призыв к совершению противоправных, экстремистских действий, что является, по мнению суда, социально-опасным для гражданского общества, поскольку может создать положительное отношение к экстремизму, влиять на мировоззренческие установки людей, манипулировать и управлять ими», — отмечается в решении суда.
Весной 2014 года прокуратура Южно-Сахалинска совместно с УФСБ по Сахалинской области провела проверку сахалинской общины мусульман. Тогда среди прочих материалов была изъята книга «Мольба к Богу: ее назначение и место в Исламе». Прокуратура обратилась в суд, усмотрев в ее содержании признаки экстремизма. Основанием для иска послужило лингвистическое исследование, проведенное по заказу прокуратуры в ЭКЦ УМВД России по Сахалинской области.
Судебное решение было вынесено еще в середине августа, однако заговорили об этом после сообщения правозащитного центра «Сова», сделанного 7 сентября.
Вердикт возмутил главу Чечни Рамзана Кадырова. «Я и мои боевые товарищи, читая Коран, защищали целостность России, воевали и воюем с международным терроризмом, осуждаем экстремизм во всем мире. В борьбе с экстремизмом и терроризмом, за целостность России, отдали свои жизни мой отец, Первый Президент ЧР, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров и тысячи его соратников», — написал он на своей странице во «ВКонтакте».
Кадыров обратил внимание на то, что одним из поводов для признания книги экстремистской указана цитата из Корана «Тебе мы поклоняемся и тебя молим о помощи» («Аль-Фатиха»), с которой начинаются все молитвы мусульман, и ее «читают десятки миллиард раз в сутки, совершая обязательные и поощряемые молитвы».
Прокурора Татьяну Билобровец, подавшую иск, и судью Южно-Сахалинского суда Наталью Перченко, вынесшую вердикт, Кадыров назвал национальными предателями и шайтанами. «Я требую строгого наказания для провокаторов, принявших данное судебное решение и пытающихся взорвать ситуацию в нашей стране. Если же должным законным образом с ними не разберутся, то в первую очередь из меня сделают преступника. Я лично призову их к ответу, ибо для меня в этой жизни нет ничего выше Корана. И я готов защищать его до конца», — заявил он.
В Генпрокуратуре посчитали слова главы Чечни недопустимыми и призвали всех решать спорные вопросы в правовом поле. «Полагаю, что недопустимо оскорблять судей и прокуроров в сфере, связанной с их профессиональной деятельностью», — отметила официальный представитель ведомства Марина Гриднева.
В ответ на это Кадыров написал, что вынесенное решение «не имеет никакого отношения к профессиональной деятельности» судьи и прокурора. «Вместо защиты закона и интересов России они глупыми решениями подрывают основы стабильности и безопасности. Более того, публично оскорбили миллионы россиян и полтора миллиарда мусульман мира», — считает он.
Глава Чечни предположил, что судья и прокурор могли действовать в угоду враждебным силам внутри страны или за рубежом. Он не исключил, что признание книги «Мольба к Богу: ее назначение и место в Исламе» экстремистской могло быть попыткой вызвать в России акции протеста и беспорядки, а также стравить между собой мусульман и представителей других конфессий. «Таким образом начинались крупные войны и конфликты во всем мире», — напомнил он.
С Кадыровым согласился муфтий Чеченской Республики Салах-Хаджи Межиев. «Это решение Южно-Сахалинского суда является оскорблением и посягательством на Священный Коран. Это вызов миллиардной численности мусульман. Это разжигание ненависти, межконфессиональных розней, и ведет к беде», — заявил он. Межиев заметил, что при нынешней активности «Исламского государства» существует опасность того, что многие мусульмане присоединятся к этой запрещенной организации.
Сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов также заявил о необходимости пересмотра судебного решения. По его мнению, этот вердикт вредит имиджу страны и делает Россию посмешищем.
«Я не думаю, что это какая-то умышленная ошибка, я думаю, что это в контексте вот этих вот запретов многих книг религиозных, и в этом угаре запретили книгу, которая основана только на религиозных текстах в переводе академика Крачковского, который даже во время СССР не был запрещен», — объяснил представитель Совета муфтиев.
Первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан-хазрат Аббясов, списал решение Южно-Сахалинского суда на неграмотность местных судей. По его словам, эксперты в районных судах слишком далеки от религиоведения и философии.
«Наша позиция очень четкая: надо прекратить фестиваль решений районных судов, которые не имеют достаточно компетенции, чтобы решать такие вопросы. Мы неоднократно обращались к тому, чтобы где-то в районах, где нет экспертов, нет специалистов по богословию, в целом по религиозной тематике, не занимались вот такой ерундой, по-другому это назвать невозможно», — подчеркнул Абясов.
Председатель горсуда Южно-Сахалинска Александр Чухрай допустил, что решение могло быть ошибочным. «Если говорить о наказании судьи и прокурора, то мы не можем пока говорить, правильное данное решение или нет, но и у судьи есть процент погрешности. Но наш суд работает качественно — доля отмененных решений не превышает 20 процентов, что ниже, чем в среднем по региону», — заявил он ТАСС.
Тем не менее, Чухрай призвал главу Чечни действовать в рамках закона. «Я уважаю Рамзана Кадырова как политика, руководителя республики, но хотелось бы чтобы он придерживался гражданского законодательства», — подчеркнул он.
В свою очередь адвокат, член Общественной палаты Генри Резник назвал позором решение суда Южно-Сахалинска. «Можно вообще надергать цитат из Корана, Торы и даже из Нового завета и так оправдать культурную революцию в Китае. Это демонстрирует крайне низкий уровень рассмотрения таких дел», — сказал адвокат.
У правозащитников слова Кадырова вызвали обеспокоенность, они восприняли их как угрозу представителям суда. «Это совершенно недопустимо, тем более когда такая угроза исходит от руководителя республики», — заявил лидер движения «За права человека» Лев Пономарев.
В то же время он отметил, что проблема безосновательного признания исламской литературы экстремистской реальна. «Районные суды по всей стране принимают решения считать какие-то документы, связанные с исламом, экстремистскими. Это неправильно. Я знаю случаи, когда называли экстремистскими классические труды мусульманских проповедников, которые ни к какому насилию не призывали», — заметил Пономарев, подчеркнув, что решать проблему нужно посредством диалога, в том числе с руководителями исламских организаций.