«Машина сама подскажет»

Главный конструктор «Арматы» — о новом танке

Танк Т-14 на платформе «Армата»
Танк Т-14 на платформе «Армата»
Фото: rae2015.ru

На выставке Russia Arms Expo (RAE) 2015, которая проводится в Нижнем Тагиле, «Ленте.ру» удалось взять интервью у главного конструктора Уральского КБ транспортного машиностроения (УКБТМ) Андрея Терликова — создателя танков Т-90СМ и унифицированной гусеничной платформы «Армата». Именно «Армата», представленная в статической экспозиции выставки, стала главной темой беседы.

Первые кадры с новой машиной появились зимой этого года. Насколько с тех пор продвинулся проект — танк уже передан в войска?

Нет, в войска машина пока не передана. Партия, произведенная в 2014-2015 годах, готовится к передаче, после парада она вернулась на завод.

Напомню, что для окончательной приемки нового танка военными требуется полное соответствие изделий рабочей конструкторской документации (РКД). Это процесс длительный. Задержка связана еще и с тем, что мы готовили танки к параду в сжатые сроки, на этих машинах не все было выполнено по РКД, и сейчас мы их дорабатываем.

Военные, по крайней мере, уже освоили эту машину?

В линейных частях — пока нет. Управление танком, впрочем, освоено: на параде «Армату» водили мехводы-срочники. Освоение управления огнем и другими возможностями начнется уже после передачи машин. А вот офицеры военной приемки на нашем производстве уже этот этап прошли и освоили машину полностью.

А танк, который показал телеканал «Звезда»?

Эта машина уже полностью выполнена по РКД в серийной комплектации.

Насколько справедливо мнение о том, что для «Арматы» потребуется экипаж чрезвычайно высокой квалификации?

Я с этим не согласен. Проблем с освоением танка мы не видим, в том числе и солдатами-срочниками. Машина проста в управлении, в случае неисправности она сама подскажет, где именно неисправность и что необходимо сделать для ее устранения.

То же самое с системой управления огнем — процесс подготовки и производства выстрела очень прост. Вместе с тем, конечно, должен быть определенный базовый уровень, позволяющий начать работать с танком и совершенствовать владение этим оружием. Но этот уровень не выше, чем для Т-72Б3 и Т-90, которые без проблем действуют под управлением экипажей, состоящих из срочников.

Однако повышаются требования к тем, кто ремонтирует и обслуживает новую машину. Необходимо знание цифровой техники, топливной аппаратуры современного дизеля, гидромеханической трансмиссии, гидрообъемных передач и ряда других новшеств. Но такие же знания должны иметь сегодня сотрудники любого автосервиса, обслуживающего и ремонтирующего современные автомобили. Так что в целом «Армата» предъявляет требования к экипажам и ремонтникам на уровне развития современных технологий, точно так же, как в свое время их предъявлял Т-34, а потом Т-55 и Т-72 — для того периода, когда они шли в серию.

Появление «Арматы» выглядит своеобразным толчком в развитии танкостроения. По крайней мере, уже появились сообщения о проектировании нового танка в Германии, а затем и о совместном франко-германском проекте создания танкового консорциума KANT путем слияния немецкой компании KMW (Краусс-Маффей Вегманн) и французской Nexter.

Последние 10-15 лет мы наблюдали определенный застой в развитии современных основных боевых танков. Разработчики стоят на перепутье. Это обусловлено множеством факторов. Ключевым из них является предел современных технологий обеспечения неуязвимости машины. Средства поражения достигли огромных возможностей, так что современные технологии в традиционной компоновке не позволяют радикально повысить защиту, сохранив приемлемые массу и габариты машины. Напомню, вес западных танков в последних модификациях приближается к 70 тоннам, что серьезно ограничивает их возможности в части тактической мобильности.

Выход из этого тупика ищут все. Мы нашли свой — это необитаемое боевое отделение, позволившее резко повысить защищенность экипажа и механизмов и оставшееся в приемлемых пределах по габаритам и массе (несколько выше 50 тонн), а также имеющее резерв на дальнейшее усиление характеристик.

Установка 152-миллиметровой пушки?

Такой вариант тоже прорабатывался, модульная конструкция машины это позволяет. Если будет соответствующее решение заказчика, мы можем сделать машину с таким вооружением.

Когда ждать появления «их ответа» на «Армату»?

Цикл разработки нового танка сегодня достигает восьми лет. Глубокая модернизация машин прежнего поколения может быть проведена быстрее. Возможны оба пути. Если Германия решит развивать проект MBT Revolution (глубокая модернизация платформы «Леопард-2» — прим. «Ленты.ру»), то уже в ближайшие полтора-два года можно ждать появления первых машин этого типа.

Вопрос в выборе стратегического направления. Один из всерьез обсуждаемых на Западе вариантов — комплексная модернизация имеющегося парка танков с параллельным переходом к дистанционно управляемым роботизированным машинам. Мы тоже изучаем перспективы этого направления.

Возможна ли беспилотная «Армата»?

«Армата» все же экипажный танк, хотя его применение в безэкипажном варианте вполне реально. Но я полагаю, что перспективный сухопутный беспилотник все же будет выглядеть иначе.

Обсудить
«Большевистская сволочь хотела грабить и держаться у власти»
Почему советские люди беспомощны и слабовольны
Без бумажки ты...
Почему российским автолюбителям придется пройтись по судам
Вас здесь не лежало
За что стоит воевать в российских больницах
Ход конем: Ксения Собчак идет в президенты
Она устала от Зюганова с Жириновским и пообещала быть против всех
Шам на крови
Что скрывает павшая столица «Исламского государства»
Шпион, разлогинься
Мировые корпорации породили свои ЦРУ и КГБ, но проиграли интернету
Иссам ЗахреддинХалифат убери
Сирийский терминатор три года косил джихадистов, но взорвался в день победы
«Мне довелось убивать русских»
Жажда крови, шепот смерти и грязная работа головорезов в Сирии
«Ее повел на костер собственный брат»
В отрезанной от мира деревне устроили охоту на ведьм
«Бабушка спрашивает, заставляют ли мусульмане сменить веру»
История москвички, которая переехала в Объединенные Арабские Эмираты
Доброе утро, Вьетнам!
Еще одна азиатская страна сошла с ума по караоке
Жируха
В лондонской канализации нашли мерзкое нечто
Дайте грязи: конкуренты вседорожному хэтчу Kia Rio X-Line
Renault Sandero Stepway, Lada Vesta SW Cross и другие приподнятые бюджетники
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали
Братва помнит
Чем украшают могилы криминальных авторитетов
Интим предлагать
Секс стал способом решения квартирного вопроса
«Я тупо решила, что теперь ем одну гречку»
Одинокая мать год сидела на крупе, чтобы накопить на квартиру
Раз, два, взяли!
Жилье в Крыму пока еще можно купить за копейки