История этого фестиваля началась в 1989 году стараниями украинских и российских деятелей культуры. Первоначально он проводился раз в два года, а с 1998-го стал ежегодным. Первый всесоюзный «Крок» ( с украинского — «шаг») прошел в Киеве, а с развалом Советского Союза его формат естественным образом трансформировался в международный. С 1991 года фестиваль обрел свою уникальную особенность: он проходит на борту круизных теплоходов, курсирующих по различным речным и морским маршрутам — например, из Киева в Одессу через Севастополь и Ялту, или из Нижнего Новгорода в Казань и обратно.
До 2014 года «Крок» бороздил попеременно украинские и российские водные артерии, но вот уже второй год, к сожалению, фестиваль плавает только по России. Между тем Украина по-прежнему считается основным организатором мероприятия, хотя государственные деньги на его проведение находят (помимо иностранных спонсоров) в российском Минкульте. Впрочем, это все лирика: на уровне представительности разногласия между Россией и Украиной не отразились, что лишний раз доказывает: культура с легкостью преодолевает любые политические противоречия. Просто до сих пор российские маршруты были по традиции посвящены студенческим и дебютным фильмам, а украинские — «взрослой» анимации.
Совы нежные
В нынешнем году впервые эта схема нарушилась, и смотр был посвящен международной программе фильмов уже состоявшихся авторов. 175 лент из 44 стран мира отправились из Москвы на теплоходе «Константин Симонов» в Санкт-Петербург через Дубну, Череповец, Горицы, Мандроги и Петрозаводск. Свои картины прислали Австралия, Аргентина, Белоруссия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Израиль, Индия, Испания, Италия, Канада, Китай, Мексика, Нидерланды, Перу, Польша, Португалия, Сингапур, США, Таиланд, Украина, Франция, Швейцария, Эстония, ЮАР, Япония.
Изображение: пресс-служба фестиваля «КРОК»
Как водится, Россия была представлена наиболее полно: конкурсная программа включала лучшие анимационные ленты за минувшие два года, куда вошли большинство фильмов, уже получивших различные призы на отечественных и международных фестивалях, в том числе в Суздале и французском Анси. В программе участвовали Константин Бронзит («Мы не можем жить без космоса»), Оксана Черкасова («Купава»), Светлана Филиппова («Брут»), Дмитрий Геллер («Мужчина встречает женщину»), Леонид Шмельков («Мой личный лось»), Дмитрий Высоцкий («Пык-пык-пык»), Алексей Алексеев («Муравей и муравьед»), Наталья Березовая («Поросенок»), Рим Шарафутдинов («Super 8»), Андрей Соколов («Чужой среди айсбергов»), Алексей Демин («Андрей Хижина и его горе»), Василий Бедошвили («Курица»), Валентин Телегин («Про солдата»), Екатерина Соколова («Волк Вася»), Сергей Меринов («Пластилиновая азбука») и др. Состоялась также премьера «анимационного джема» под названием «Совы нежные», который создавали 20 режиссеров со всего мира для первой Национальной анимационной премии «Икар».
Почему он международный
В нынешнем году судейскую бригаду возглавил художник-мультипликатор Дмитрий Маланичев (США, Россия). Ему компанию в жюри составили критик Дина Годер (Россия, Израиль), а также режиссеры Майя Ионешо (Япония, Германия), Ривз Леманн (США) и Олег Педан (Украина). Гран-при присудили фильму Светланы Филипповой «Брут». Эта лента уже была отмечена «Призом Татарского» на открытом российском фестивале в Суздале-2014. 12-минутная монохромная экранизация одноименного рассказа чешского писателя Людвика Ашкенази — увиденная глазами собаки история уничтожения пражских евреев во время нацистской оккупации. Немецкая овчарка по кличке Брут живет у девушки-еврейки, но после того как его хозяйку поселяют в гетто, Брута забирает немецкий офицер, чтобы сделать из него караульную собаку.
Такое решение жюри не стало неожиданностью. Светлана Филиппова — ученица Хитрука, Норштейна и Хржановского (она окончила их мастерскую на Высших сценарно-режиссерских курсах), профессионально занимается живописью, станковой и книжной графикой, литографией и, естественно, анимацией. Светлана удостоилась призов международных фестивалей за фильмы «Ночь пришла», «Сказка Сары», «Три истории любви», и вот — первая премия на всеми любимом «Кроке», вполне заслуженная.
А конкуренция была, помимо всего прочего, с фильмом Константина Бронзита, которому, вполне возможно, светит «Оскар» или уж как минимум номинация на этот приз. Его очередной шедевр «Мы не можем жить без космоса» удостоился особого приза имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» — «За высший пилотаж». Этот фильм получил Гран-при главного Международного фестиваля анимационного кино во французском городе Анси.
Кроковский приз в категории «продолжительностью 10-50 минут» завоевала лента Екатерины Соколовой «Волк Вася», снятая на Свердловской киностудии. Эта свободная фантазия по мотивам чеховских рассказов уже побеждала на фестивале «Окно в Европу» в Выборге и была серьезным претендентом на главную награду.
В категории «лучший сериал для детей» победила работа Натальи Березовой — первая серия из цикла «Поросенок» под названием «Няня» — уморительное продолжение ее мини-шедевра «Моя жизнь», снятого еще 15 лет назад.
Кто кроме наших
При всем многообразии российских фильмов на «Кроке», жюри отметило призами несколько иностранных авторов и картин, снятых за последние пару лет. Всего награды и дипломы вручались в шести условных номинациях, называемых на фестивале категориями. Так, в первой — «фильмы продолжительностью до 5 минут» победила польская «Купальня» режиссера Томека Дуки, философская притча о том, как две постаревшие пловчихи встречаются в общественной купальне для ритуального плавания.
В категории «фильмы для детей» первенствовал бельгиец Фриц Штандерт с рисованной 7-минутной лентой о том, как папа советует маленькому мальчику посчитать овец перед сном — фильм так и называется «Считая овец».
Впервые в этом году селекционная комиссия включила в конкурс категорию Off Limits, куда вошли экспериментальные картины, обычно не попадающие в традиционные категории, но представляющие несомненную ценность для просмотра и обсуждения в профессиональной среде. Награду увез во Францию Поль Кабон за фильм «Буря в куртке» о двух ученых, которых застает шторм у берегов Бретани, вызвавший любовную неразбериху и смятение.
Категорию от 5 до 10 минут выиграл немец Андреая Хюкаде с фильмом «Самородки» — двухмерной историей о том, как птичка киви пробует проклюнуть золотой слиток. Кстати, этот автор выступил на фестивале с двумя картинами — другая называлась «Я: вселенная». Призом за лучший дебют была отмечена картина «Юль и змея» француза Габриэля Арэля о том, как два брата пришли заключать сделку с бандитом, и когда возникла опасность, на их пути появилась огромная змея.
А приз зрительских симпатий достался забавной пластилиновой ленте «Сексуальная стирка» польского режиссера Изабелы Плючиньски. Публике пришлась по душе смелая история о том, как 50-летние Элис и Генри, уставшие от семейной рутины, экспериментируют в постели и реализуют свои эротические фантазии.
Двигатель кино
Поскольку «Крок» наравне с Суздальским фестивалем является крупнейшим смотром авторской анимации в странах бывшего Союза, его участники и наблюдатели в основном уделяют внимание тенденциям развития некоммерческого кинематографа. Пока можно констатировать, что на смену среднему поколению уже так или иначе прославившихся российских мультипликаторов — Петрову, Максимову. Алдашину, Бронзиту, Геллеру, Демину, Ольшвангу и их коллегам в возрасте 50+ — еще только приходит волна молодых художников. Награждаются чаще всего те же художники, кто побеждал и пять, и десять, и пятнадцать лет назад.
Однако положительная тенденция уже наметилась, — среди участников было много молодежи, чьи имена: Шмельков, Свирский, Дьяков, Ярин, Шепилова, Мирзоян, Литманович, Бахурин — уже заметны на фоне своих учителей. Многие из молодых аниматоров получили дипломы фестиваля и были отмечены профессиональным жюри.
При этом определенная герметичность фестиваля, как и его относительно малая известность в широкой зрительской среде — предмет озабоченности организаторов, но такова судьба и всей авторской мультипликации в целом. Короткие фильмы невозможно прокатывать в доступных кинотеатрах без риска коммерческого провала, показ по телевидению связан с ограничением на демонстрацию рекламы в детских программах, а также с их малым форматом. Однако совершенно ясно, что фестивали мультфильмов жизненно необходимы тем, кто работает в этой сложнейшей технике — одушевления картинок — для того, чтобы развивать кино как искусство и искать новые увлекательные языки и формы общения с современным зрителем.